История развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники - развитие физики, химии.
Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Содержание

Основные понятия.

Введение.

Глава 1. Предметы и цели естествознания.

Глава 2. История развития естествознания как науки.
2.1. Основные этапы развития естествознания.
2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции.
2.3. Особенности периода Новейшей революции в естествознании.
2.4. Современный период развития.
2.5. Общий ход развития.
2.6. Место естествознания в обществе.
2.7. Естествознание в Средние века.

Заключение

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития естествознания.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Основные понятия.

 

Введение.

 

Глава 1. Предметы и цели естествознания.

 

Глава 2. История развития естествознания как науки.

2.1. Основные этапы развития естествознания.

2.2. Зарождение научного  мышления в Древней Греции.

2.3. Особенности периода Новейшей революции в естествознании.

2.4. Современный период  развития.

2.5. Общий ход развития.

2.6. Место естествознания в обществе.

2.7. Естествознание в Средние  века.

 

Заключение

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

Основные понятия.

 

     Естествознание – 1. Область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое.

2. Система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Е. — одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

    Предмет и цели естествознания - Различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия — пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

 

Введение.

 

     Естествознание появилось  более 3000 лет назад. Тогда не  было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники - развитие физики, химии.

    Природа, которая служит  предметом естествознания, рассматривается  не абстрактно, вне деятельности  человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

         Цели естествознания - двоякие: 

1) Находить сущность явлений  природы, их законы и на этой  основе предвидеть или создавать  новые явления.

2) Раскрывать возможность использования  на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Можно сказать: познание истины (законов  природы) — непосредственная или  ближайшая цель естествознания.

 

Глава 1. Предметы и цели естествознания.

 

Естествознание как система  научных знаний имеет предмет  и цели, то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

закономерности и особенности развития с учетом специфики предмета Естествознания, это:

  • Обусловленность практикой.
  • Относительная самостоятельность.
  • Преемственность в развитии идей и принципов.
  • развития.
  • Взаимодействие наук и взаимосвязанность всех отраслей Естествознания.
  • Противоречивость в развитии.
  • методы.

Выделяют:

  • Эмпирическую строну Естествознания.
  • Теоретическую строну Естествознания.
  • Прикладную сторону Естествознания.

     В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания.  

     Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

  • естественные (физика, химия, биология и т.д.)
  • технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)
  • социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

Ученые и специалисты  насчитывают более 170 определений  понятия культура. Это свидетельствует  об универсальности данного явления  человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и  сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему положительных ценностей и так далее.

Мы используем одно из определений культуры, которое связано  с ее инструментальной трактовкой.

Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять три типа культуры: материальную, социальную и духовную.

Естествознание как  наука изучает все процессы и  явления, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом пространстве. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой  эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих природные явления и процессы.

Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученых обобщить эти явления и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.

Естествознание изучает  факты и явления из области  философии, астрофизики, геологии, психологии, генетики, эволюции. Естествознание подразделяется на комплекс наук, каждая из которых  имеет объект своего исследования.

Естествознание подразделяется:

1. фундаментальные науки;

2. прикладные науки;

3. естественные науки;

4. технические науки;

5. социальные науки;

6. гуманитарные науки.

Фундаментальные науки

К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки изучают базисную структуру мира.

Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую физику, физику проводников, электричество.

Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на два больших раздела: (органическая и неорганическая). Выделяется также физическая химия, физколлоидная химия, биохимия.

Астрономия изучает строение и структуру космического пространства и подразделяется на астрофизику. Астрологию, космологию, астронавтику и космонавтику.

Прикладные  науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. К прикладным наукам относятся металловедение, физика полупроводников.

Естественные  науки изучают процессы и явления девственной природы. Делятся на геологию, географию, биологию.

Геология, в свою очередь, делится на динамическую геологию, историю, палеографию.

География состоит из 2 больших разделов: физическая и экономическая география.

Физическая  география делится на земледелие, климатологию, геоморфологию, почвоведение, гидрологию. А также картографию, топографию, ландшафтоведение, географическое районирование, мониторинг.

К экономической географии относят страноведение, географию населения, географию мирового хозяйства, географию транспорта, географию сферы услуг, мировую экономику, статистику, международные экономические отношения.

Биология – это наука о живых организмах. Делится на ботанику, зоологию, физиологию человека и животных, анатомию, гистологию (наука о тканях), цитологию (наука о клетке), экологию (наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды). Этологию (о поведении), эволюционное учение.

К техническим наукам относятся науки, изучающие созданные человеком приборы и предметы. К ним относятся информатика, кибернетика, синергетика.

Социальные  науки - это науки, изучающие правила и структуру общества, и объекты, живущие по его законам. К ним относятся социология, антропология, археология, социометрия, обществоведение. Наука «Человек и общество».

К гуманитарным относятся науки, изучающие сущность, строение и духовное состояние человека. К ним относятся философия (любовь к мудрости), история, этика, эстетика, культурология.

Существуют науки, находящиеся  на стыке целых блоков и разделов науки. Так, например, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика. Междисциплинарной наукой, включающей в себя общественные, и естественные.

 

Глава 2. История  развития естествознания как науки.

2.1. Основные этапы развития естествознания.

 

Наука – это сложное многогранное общественное явление. Вне общества наука не может ни возникать, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия. Четкий социальный запрос на объект знания; социальная возможность выделения отдельной группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот вопрос; начинавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний; навыков, познавательных приемов, которые и подготавливают процесс распространения и нового вида знания – объективных общезначимых истин науки. 
     Первоначально на низших ступенях развития человечества производственная деятельность людей основывалась на эмпирических навыках и практических знаниях. Умственный и физический труд в процессе производства выполнялся непосредственно производителем. Его знания были достаточны для ведения именно того вида производства эпохи. Постепенно накапливались эмпирические навыки, опыт, практические знания превращались в задатки, элементы научных знаний сначала в области биологии, геологии, астрономии, физики, затем механики, географии и других наук. В самом начале научных знаний господствовала философия. Сейчас же, после открытия Норбертом основ управления в обществе и живой природе, которые он назвал наукой кибернетикой. Именно потом ее стали называть наукой наук. Со второй половины 90-х г.г. претендентом науки наук стали считать информатику. 
     В древнем мире и в средневековье элементы научных знаний не являлись необходимым условием развития производительных сил. Покорение и преобразование природы осуществлялось главным образом на основе эмпирических навыков и религиозных знаний. Хотя в течение этого периода имели место отдельные научные открытия. Развитие техники и технологии на научной основе проходило пока медленно.

2.2. Зарождение  научного мышления в Древней Греции.

     Развитие науки происходило всегда в конкретных экономик - исторических условиях, которые являются достигнутым этапом экономического развития, определяется производительными силами общества. Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену Египту и Вавилону, являлась яркой страницей в экономико-историческом развитии человечества. Приблизительно с 10в. до новой эры на земле Древней Греции была создана и существовала классическая культура, оказывавшая огромное воздействие на дальнейшее развитие человечества. Деятельность и результаты древнегреческих ученых впервые в истории человечества стали отвечать тем критериям, которые определяют науку. Наука не есть просто совокупность знаний; она представляет систему знаний. Достижения греческих ученых в математике, геометрии, механике и других областях науки имеют огромное значение и до настоящего времени.

Периоды развития научных знаний:

1) ионийский:

2) афинский (5- 4 вв. до нашей  эры).

 

     В этот период произошло возникновение Афин, завершение войны с персами, экономический и торговый подъем. Был создан мощный флот. Наивысший расцвет получила демократия.

Ученые:

Архимед (287-212 г. до нашей эры).

     Жил во время пунических войн, Разработал совершенные для того времени метательные снаряды. Но после длительной блокады Сиракузы был взят римлянами. Архимеда убили. Перед смертью он сказал: «Не трогай моих чертежей!». Он считал, что земля вращается вкруг Солнца.

    Будучи математиком и механиком, он решил ряд задач по вычислению площади и объема, определил число Пи как интервал (3+10/71) до 3 * 10/70. Он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения для разных тел, дал математи­ческий вывод законам рычага, положил начало статике и гидростатике, выявил закон плавучести, закон о возникновении выталкивающей силы. Научные достижения Архимеда были связаны с нуждами практической деятельности. Все законы Архимеда испытывались во всей машинной технике того времени (блоки, лебедки, зубчатые передачи, военные, ирригационные машины).

Евклид (3 в. до нашей эры).

     Родился в Александрии. Был одним из крупных математиков. Главный труд: «Начало», который привел в систему все математические достижения до того времени. Многое принадлежит не только Евклиду, но и другим ученым.

     «Начало» состоит из 15 книг, где даны основы математики и геометрии, способы определения площади и объема различных фигур. Дано начало теории чисел. Даны различные определения и аксиомы, излагались основы геометрии и алгебры. Созданный Евклидом метод аксиом позволил построить геометрию, носящую его имя.

Информация о работе История развития естествознания