Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:20, реферат
Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам следует жить? В чём же смысл жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.
Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие религии и её функции………………………………………………………..5
Мировые и национальные религии…………………………………………………..
Буддизм.Образ человека в буддизме
Ислам.Образ человека в исламе
Христианство.Образ человека в христианстве
Даосизм.Образ человека в даосизме
Заключение
Список источников
Белорусская государственная академия искусств
Кафедра гуманитарных дисциплин
Реферат
по дисциплине «Основы современного естествознания»
Тема №35 “Образы человека в религиях мира”
Выполнила:
Минск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие религии
и её функции………………………………………………………..
Мировые и национальные религии…………………………………………………..
Буддизм.Образ человека в буддизме
Ислам.Образ человека в исламе
Христианство.Образ человека в христианстве
Даосизм.Образ человека в даосизме
Заключение
Список источников
Введение
Судьбы народов во многом зависят от того, каким люди представляют себе мир и определяют в нём свое место, в чем они видят смысл своего существования и что для них есть добро и зло.
Каждый народ, в свою очередь, составляют миллионы представителей, а всякий же человек – это совершенно удивительная вселенная, которая может быть наполнена добротой и созиданием, а может извергать ненависть и разрушение. И всякий человек, в определённой степени, несёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь общества, частью которого он является. Поэтому всякий индивидуум, на мой взгляд, должен прилагать все свои усилия для того, чтобы совершенствоваться, меняться к лучшему, развиваться. Распространённая фраза о том, что «если хочешь изменить мир – ты должен начать с себя», как мне кажется, не должна быть недооценённой, ведь часто из-за шаблонности высказывания смысл слов перестаёт первоочерёдное своё существование.
Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам следует жить? В чём же смысл жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.
Вопросы определения
добра и зла, смысла
Поиск ответов на эти вопросы - интимное дело каждого человека. Но в разных уголках земли, в разное время появляются люди, которым удается понять мир, человека, себя настолько глубоко, что идеи их распространяются быстро и широко, поражая воображение, овладевая сознанием целых народов, превращаясь в религии. Так возникшие религии, став общепринятыми, начинают определять национальную психологию, образ жизни, моральные ценности народов и государственную политику правителей.
В своём реферате, раскрывая выбранную мною тему, я рассмотрю само понятие религии и её функции, рассмотрю понятия мировых и национальных религий. Затем, изучая их основные аспекты, буду раскрывать образ человека в каждой из них. Говоря об образе человека в религии, я буду описывать его его идеал в рамках того или иного течения, т. е. то, каким должен он быть перед Богом, перед иными людьми и перед собой.
Понятие религии и её функции
Прежде чем начать рассматривать
образы человека в различных религиях,
необходимо немного сказать
Рели́гия – это особая форма
осознания мира, обусловленная верой в сверхъес
Существуют так же и другие определения религии, которые несомненно имеют место быть:
Также термин «религия» может
пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.
Особую важность для религии
представляют такие понятия, как добро и зло, нравственност
Основы религиозных
В большинстве религиозных
сообществ заметное место занимает духовенство (
Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.
Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.
Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.
Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.
Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.
Мировые и национальные религии
Говоря об образах человека в религиях мира необходимо помнить о том, что существуют мировые религии и национальные религии, которые необходимо различать.
«Мировая религия» - это религиозное течение, укоренившееся и обосновавшееся среди народов различных стран и континентов, то есть можно говорить о понятии всемирной религии. В настоящее время это определение включает в себя только три ветви:
Даосизм, конфуцианство, индуизм, несмотря на то, что имеют также огромную популярность в некоторых странах и насчитывают миллионы последователей, всё же относятся к числу национальных религий.
Кроме того, отдельной ветвью необходимо вы
В мире существуют определенные, четкие критерии, по которым можно отнести ту или иную религию к мировой.
Эти стандарты были предложены ЮНЕСКО:
В советской науке использовались дополнительные критерии оценки, которые помогали отсеивать другие религии, которые не подходили для мировых религий:
Вместе с мировыми религиями впервые в истории человечества образовалась вероисповедная связь людей, независимо от этнической, языковой, политической связей. Люди смогли объединиться между собой как единоверцы, причем не место рождения, не язык, не страна уже не мешали и не препятствовали сделать это. Появление и распространение "мировых" религий было определено каждый раз очень редким стечением исторических условий.
Вопросы определения добра
и зла, смысла человеческого существования
не просто очень сложны, - получить ответы
на них путем логических доказательств
оказалось невозможным в
Поиск ответов на самые большие и важные вопросы жизни - интимное дело каждого человека. Но в разных уголках земли, в разное время появляются люди, которым удается понять мир, человека, себя, настолько глубоко и интересно, что идеи их распространяются быстро и широко, поражая воображение, овладевая сознанием целых народов. Это происходит нечасто - тогда, когда проповедь Учителей сплавляет воедино, превращает в целостную и законченную систему неясные дотоле мысли и ощущения, давно уже не дававшие покоя людям.
Став общепринятым, учение
начинает определять национальную психологию,
образ жизни, моральные ценности
народов и государственную
Перейдём непосредственно к рассмотрению самих религий, раскрытию образа человека в них.
Буддизм. Образ человека в буддизме.
Буддизм - самое древнее религиозное учение, вышедшее за пределы одного народа и оказавшее влияние на сотни миллионов людей. В его основе лежит понимание мира, к которому пришел живший в северной Индии в VI веке до н. э. легендарный мыслитель Гаутама (Шакья-Муни - “отшельник из рода Шакьев”).
Царевич, выросший в роскоши и удовольствиях, внезапно осознал, что участь его и всех людей - мучительные болезни, угасание и старость, и неизбежный конец - смерть, что за каждую радость человеку приходится дорого расплачиваться тяжкими разочарованиями, страданиями и что нет живого существа, которое сумело бы избегнуть общей судьбы. Это так его поразило, что он не мог больше наслаждаться сегодняшним своим счастьем и однажды ночью тихо ушел из дворца - навсегда. Он стал лесным отшельником, и теперь ничто не мешало ему в поисках выхода из круга страданий подвергать себя любым испытаниям. Вначале он разделял общее убеждение, что источник страданий человека - его тело. Гаутама специальными упражнениями укреплял свой дух и голодом, холодом, жарой изнурял плоть. Он сумел подчинить себе свое тело полностью, абсолютно, и понял, что источник страданий не в нем, а в душе человеческой - в самом желании жить. Мысли, к которым пришел Гаутама, идеи с которыми он выступил в своих проповедях, были необычны и безжалостны, но обладали странной притягательностью.