Графология и криминалистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:00, реферат

Краткое описание

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза.

Содержание

Введение

Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение

Использование графологических исследований при расследовании преступлений

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная история криминалистики.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение

 

Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение

 

Использование графологических  исследований при расследовании преступлений

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение.

«По когтям узнают льва» ©

 

     Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза.

Среди задач, разрешаемых  при ее производстве, выделяется установление индивидуально-личностных характеристик  исполнителя рукописного документа. Данная квалификационная работа посвящена одной из самых запутанных, сложных и неоднозначно интерпретируемых проблем, находящейся на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии - установлению взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа.

Долгое время в советской  юридической литературе графология характеризовалась как реакционное  направление буржуазной науки и  подвергалась «гонениям» наряду с генетикой  и кибернетикой, которые давно вернули себе законное право на существование в качестве самостоятельных отраслей научного знания. Сегодня, когда около половины зарегистрированных уголовных дел приостанавливается производством по причине неустановления лица, совершившего преступление, растет поток анонимных материалов противоправного характера, содержащих призывы к совершению экстремистских акций, информация о предполагаемом облике авторов и исполнителей данных документов может помочь сотрудникам правоохранительных органов в установлении личности писавшего и получении сведений, необходимых для предотвращения и раскрытия преступлений. Наряду с использованием других методов, установление психологических черт личности, совершившей преступление, может ускорить розыск преступников и способствовать выявлению, предупреждению и пресечению противоправных деяний, направленных на дестабилизацию внутриполитической обстановки, возбуждение религиозной, социальной и межнациональной вражды, провоцирование антиобщественных акций, массовых беспорядков, создание организаций для осуществления экстремистской деятельности.

Проблеме установления личности преступника ученые всегда уделяли большое внимание. Достаточно вспомнить имена Н.С. Бокариуса, В.И. Громова, А.Г. Игнатовского, А.Ф. Лазурского, П.М. Шавера, И.И. Якимова и других известных отечественных криминалистов. Так, в начале прошлого века Е.Ф. Буринский писал, что «...поиск связей между свойствами личности и почерком должен быть центральной задачей почерковедения»1. Впоследствии С.М. Потапов, определяя почерк как «систему привычных движений, выраженных в письменных знаках», выделял психологические особенности в числе факторов, влияющих на индивидуальность почерка.2 Как сложный процесс, включающий наряду с физиологическими и анатомическими также и психологические компоненты, определял письмо А.И. Винберг.3 Н.В. Терзиев предлагал систему почерковедения, в которую в качестве составной части входила психофизиология письма. В.Ф. Орлова в числе факторов, влияющих на формирование индивидуальных свойств почерка, называла типологические свойства нервной системы и сознательное влияние, которое можно отнести к психологическим компонентам. На необходимость расширения спектра исследований в данном направлении указывали в своих трудах Р.С. Белкин, И.М. Лузгин, В.А. Снетков и многие другие.

Современная психологическая  наука подтверждает зависимость  почерка от эмоционального состояния  и некоторых типологических свойств  высшей нервной деятельности исполнителя  текста. Отдельные приемы графологического анализа применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки, например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.4

В настоящее время  установление облика исполнителя рукописного  текста по почерку является составной  частью комплекса задач, решаемых автороведческой  и почерковедческой экспертизой, однако до сих пор практически отсутствуют  апробированные экспертные методики по установлению психологического портрета личности по особенностям почерка, а проводимые в данном направлении прикладные исследования носят отрывочный, фрагментарный характер. Несмотря на то, что перед судебными экспертами постоянно ставятся вопросы, касающиеся установления пола, возраста, профессии, национальности, роста, а также ряда психологических особенностей личности исполнителя рукописи, в судебно-экспертных учреждениях в настоящее время в основном решаются вопросы только двух типов - по установлению пола и возраста исполнителя текста большого объема, выполненного в обычных условиях.5 В отношении остальных социально-биографических, психологических и конституциональных (физических) особенностей личности писавшего надежные методики отсутствуют, что снижает достоверность экспертных заключений. Разработка соответствующих методик позволила бы получить дополнительную информацию, необходимую для достижения однозначности в интерпретации признаков.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривается проведение негласного изучения человека, например, при физическом розыске; оперативном поиске; в случае смерти исполнителя рукописного документа; его временном отсутствии и т.д. Поэтому перед криминалистами ставится задача определения личностных характеристик индивида без установления контакта с ним, лишь по его рукописным или печатным документам, т.е. путем создания его психологического портрета. Кроме того, психолого-почерковедческое исследование можно использовать при конспиративном изучении личности, а также при отсутствии возможности получить достаточную информацию об интересующем лице другим путем, что очень важно в условиях оперативно-служебной деятельности.

В следственно-судебной практике использование методов  психолого-почерковедческого (графологического) анализа может оказаться полезным при установлении мотивов совершения преступного деяния, при разрешении вопроса о причастности конкретного человека к событию преступления, при изучении свойств личности в момент совершения инкриминируемого деяния (если выполнение рукописи связано с расследуемым событием), при экспресс-диагностике психологических свойств личности подсудимого, обвиняемого, свидетеля и пр., при исследовании подложных и сомнительных документов как доказательств в ходе расследования преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 159, 160, 163, 165-168 Уголовного кодекса РФ и т.п.

В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод  может найти применение на одной  из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования -при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.

Установление свойств  личности важно не только при расследовании  дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного  разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц.6

Перспективно использование  анализа почерка в кадровой работе для установления такого качества личности, необходимого оперативным сотрудникам  правоохранительных органов, как стрессоустойчивость (сохранение эффективности деятельности и мыслительных процессов при влиянии неблагоприятных факторов); а также при выявлении неблагоприятного фактора тревожности, могущего способствовать развитию психической патологии при постоянной работе человека в сложных условиях.

 

Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение.

 

«Почерк – это зеркало души человека» ©

 

Графология – это  наука, изучающая законы зависимости  между почерком и личностью. Слово  «графология» происходит от греческого «grapho» - пишу и «logos» - учение.7 Это учение о письме, согласно которому по почерку человека можно судить о его характере и даже внешности. Термин «графология» был введен в литературу во второй половине XIX века французским аббатом Мишоном. Но идея о связи почерка с душевными качествами человека родилась в древности. Сама идея о том, что по почерку можно определять свойства личности, не нова. С тех пор, как человечество освоило письменность, его отдельные любознательные представители догадывались, что почерк может содержать не только информацию о предмете письма, но и невольно «рассказывать» о внутреннем мире человека, исполнившего данный рукописный текст.

В развитии графологии выделяют следующие этапы: этап накопления элементарных эмпирических знаний, создания классической теории; проведения экспериментальных исследований; формирования научных основ графологии.8

Истоки графологии можно  найти в Южной Индии и Китае. Так, Конфуций отмечал, что почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен. Ему же предписывается следующая фраза: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Другой китайский философ, Чжо Хо утверждал, что по почерку можно установить, благородного или низкого происхождения пишущий.

Европейская история  графологии восходит к античным временам: первые высказывания о связи почерка  со свойствами личности можно найти  в трудах Аристотеля, Теофраст (около 372 - около 287 гг. до н. э.), Димитрий Фалерский, выдающийся мастер античной комедии Менандр (около 342 - 292 гг. до н. э.), греческий писатель Дионисий Галикарнасский (II половина I в. до н. э.) и др. Уже тогда были сделаны первые попытки найти психологическое объяснение разницы в почерках. Так, например, Светоний Гай Транквилл (около 70 - 140 гг. н. э.), биограф римских императоров, Характеризуя скупость императора Августа в работе «Жизнеописание цезарей», он отмечал, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Данную характеристику можно считать первым, дошедшим до нас фрагментом графологического исследования.

Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково  пишущих». При этом он высказывал предположение о том, что внешний вид письма соответствует душевным качествам писавшего. Известно и изречение императора Нерона: «Я боюсь этого человека: его почерк показывает, что у него предательская натура». И хотя еще Платон говорил, что «почерк – это зеркало души человека», ни античными авторами, ни в средние века серьезные научные исследования по графологии не проводились.

После распада Римской  империи интерес к графологии пропал, но вновь возродился в средние  века. К XIV столетию учение о почерках достигло своего расцвета наряду с оккультными науками. Однако, несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени относились к графологии серьезно. С XVII века графология стала входить в моду, появилось много «знатоков» почерка, любителей и профессионалов. В 1660 году, например, в Лондоне жила знатная ирландская дама, занимавшаяся исследованием почерков. В те времена за свои увлечения графологи могли поплатиться и головой. Известна история двух французов, осмелившихся составить графологический портрет царствовавшего тогда Людовика 14. Графологам «забыли» сообщить, чей почерк они подвергают анализу, а вышедшую из-под их пера суровую характеристику незамедлительно представили коронованной особе. Страшен был гнев Людовика, прочитавшего про себя неприятное, но правдивые, скрываемые глубоко внутри, а поэтому недопустимые для постороннего глаза характеристики. Лишь быстрые кони да темная ночь спасли незадачливых графологов от жестокой расплаты. К эпохе Возрождения, когда письменность получила достаточно широкое распространение, относятся первые исследования о возможности использования почерка для установления каких-либо характеристик облика человека. Графологический метод рассматривался в 1622 году в трактате итальянского философа и медика, профессора Болонского университета Камилло Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму».9 За основу своего сочинения К. Бальдо взял пословицу: «По когтям узнают льва». В книге имелось немало интересных и правильных идей, однако в основном она представляла собой немало немногим большее, чем собрание случайных наблюдений. Работа К. Бальдо не получила распространения ввиду массовой неграмотности населения, но именно с нее начался «преднаучный», эмпирический этап развития графологической теории и практики. К описываемому периоду времени относится и работа современника Бальдо – Марка Аврелия Северина, профессора анатомии и хирургии из Неаполя, под названием «Пророк, или предсказание по письму».10

Это был первый фундаментальный  труд по графологии, трактующий зависимости между почерком человека и его психическим и физическим состоянием.

 В средние века в России в качестве экспертов по почерку выступали дьяки и подьячие, боярские дети, позднее – учителя чистописания, секретари и письмоводители присутственных мест, граверы, литографы. Одно из первых исследований почерка относится к 16 веку, оно касалось определения подлинности купчей грамоты на имение князей Кемских. Интересно, что и во Франции с начала 18 века изучением почерка в основном занимались представители духовенства, в том числе, епископ Будине, кардинал Ренье, иезуит Мартен, аббат Фландрин. Кстати сказать, последним была сформирована группа исследователей, участники которой классифицировали почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

В 1678 году в газете «Le Mercure gallant» была напечатана анонимная  статья «Признаки, которые можно  извлечь из манеры письма», автор которой имел достаточное представление о научных основах исследования почерка. Известно также высказывание Г.В.Лейбница в статье «Doctrina de moribus» о том, что характер человека обнаруживается в почерке, даже каллиграфическом, хотя в последнем – гораздо в меньшей степени.11

Все перечисленные работы отличались описательностью, в них  не давалось психофизиологическое объяснение наблюдаемым зависимостям, отсутствовала также систематизация исследуемых признаков.

Начиная с 18 века во Франции, Италии, Германии и России усиливается  интерес к взаимосвязи между  почерком и психологическими особенностями  личности. Графологией увлекались И. Гете и В. Шекспир, Ч. Дарвин, И. Гумбольдт, А. Дюма-сын и Ж.Санд, В.Скотт и Э. По, В. Соловьев и А.П. Чехов. И.В. Гете писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». В данном случае Гете дает вполне современную, далекую от мистицизма и идеологических туманностей трактовку научных основ графологии. В письме И.К. Лафатеру И.В. Гете отмечал: «Несомненно, что почерк человека может иметь связь с его образом мыслей, душевным состоянием и характером, и, основываясь на нем, мы можем получить по крайней мере некоторое представление о его истинных свойствах и действиях…» Это письмо послужило И.К. Лафатеру толчком для целого ряда исследований почерка. Он обнаружил ясную связь между речью, почерком и походкой. Наблюдая различные движения, сгибы руки и пальцев в процессе письма, И.К. Лафатер изучил составные части букв, их форму, округлость, высоту, ширину, положение и связь одной буквы с другой, соотношение расстояний между буквами и строчками, прямое или наклонное положение букв, опрятность письма, легкость или грубость почерка. В работе «Физиогномические фрагменты» И.К. Лафатер отмечал взаимосвязь между манерой письма и прочими признаками самовыражения личности. По Лафатеру, в выразительных движениях проявляется сущность человека. Однако ему не удалось выработать ни прочных оснований, ни непреложных законов новой науки, он лишь ограничился общим обсуждением поднятого вопроса и разработал ряд положений по интерпретации письма. Для серьезных научных исследований в области графологии время еще не пришло.

Информация о работе Графология и криминалистика