Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:37, реферат
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п
Председателями
Специальные подразделения
по борьбе с коррупцией и организованной
преступностью создаются в
Законом также конкретно определены и иные государственные органы и организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются:
– Комитет государственного контроля и его органы;
– Государственный таможенный комитет и таможни;
– Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы;
– Министерство по налогам и сборам и его инспекции;
– Министерство финансов и его территориальные органы;
– Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
Все государственные органы
и иные организации участвуют
в борьбе с коррупцией в пределах
своей компетенции в
Законодательство Республики Беларусь, посвященное противодействию коррупции, постоянно совершенствуется. В нем находят отражение не только нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, но и направленные на предотвращение данного явления.
Одним из наиболее важных законодательных
актов в этой области является
Закон Республики Беларусь «О борьбе
с коррупцией» от 20 июля 2006 г. Это
третий по счету антикоррупционный
Закон с момента образования
Республики Беларусь как суверенного
государства (первый был принят 15 июня
1993 г., второй - 26 июня 1997 г.). С учетом
изменившихся условий и накопленного
практического опыта
– установление ограничений,
а также специальных
– обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;
– совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие.
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Согласно ст. 4 Закона борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
С целью активизации работы по предотвращению коррупционных действий в Законе (ст. 21) определен конкретный перечень коррупционных правонарушений.
Наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативными правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», «О борьбе с организованной преступностью» и др.
В целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуратуры создан Общественный Совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.
На официальном сайте
Генеральной прокуратуры с
Важным документом для
всех государственных органов по
противодействию коррупции, предусматривающим
комплекс конкретных организационно-правовых,
социально-экономических и
Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» в Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений.
Важное значение для успеха
проводимой в республике работе по
борьбе с бюрократизмом, правонарушениями,
в том числе и на коррупционной
почве, имеет работа с обращениями
граждан, деятельность телефонов горячей
линии, телефонов доверия, телефонов
обратной связи, проведение единых дней
информирования, встречи руководителей
с трудовыми коллективами, прием
граждан по месту их жительства,
а также реализация в деятельности
государственных органов и
В работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры значительная роль отводится печатным и электронным СМИ. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.
Значительный вклад в
обеспечение общественной безопасности
и укрепление правопорядка в регионах
наряду с деятельностью
В действующем уголовном законе нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, сгруппированы в главе 35 УК РБ, озаглавленной «Преступления против интересов службы».
Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Под взяточничеством понимают такие составы преступлений, как получение взятки (ст. 430 УК РБ), дача взятки (ст. 431 УК РБ), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК РБ), получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата (ст. 433 УК РБ).
Наиболее опасным среди этих преступлений считается получение взятки, выражающееся в получении должностным лицом материальной выгоды за совершение определенных действий, связанных с использованием своего служебного положения. Именно поэтому за совершение этого преступления предусмотрено весьма суровое наказание.
Взяточничество – основной вид коррупции, однако далеко не единственный. К числу криминальных проявлений коррупции относится и целый ряд других преступлений:
– злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК РБ);
– бездействие должностного лица (ст. 425 УК РБ);
– превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК РБ);
– служебный подлог (ст. 427 УК РБ);
– служебная халатность (ст. 428 УК РБ);
– незаконное участие в
предпринимательской
Главной особенностью коррупционных
преступлений является то, что они
совершаются лицами, наделенными
властными полномочиями – должностными
лицами. Используя юридическую
Одним из самых сложных вопросов уголовного права при квалификации таких преступлений является выяснение вопроса, относится лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, к категории должностных лиц или нет.
В ст. 4 УК РБ дано разъяснение этого термина, согласно которому под должностными лицами понимаются:
– представители власти,
то есть депутаты Палаты представителей
Национального собрания Республики
Беларусь, члены Совета Республики
Национального собрания Республики
Беларусь, депутаты местных Советов
депутатов, а равно государственные
служащие, имеющие право в пределах
своей компетенции отдавать распоряжения
или приказы и принимать
– представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
– лица, постоянно или
временно либо по специальному полномочию
занимающие в организациях (независимо
от форм собственности), в Вооруженных
Силах Республики Беларусь, других войсках
и воинских формированиях Республики
Беларусь должности, связанные с выполнением
организационно-
Между тем, из этого разъяснения
не совсем понятно, относятся ли, например,
преподаватели высших и средних
специальных учебных заведений
к категории должностных лиц
по критерию совершения ими юридически
значимых действий или нет, в связи
с чем этот вопрос стал предметом
рассмотрения Конституционного Суда республики.
Конституционный Суд, рассматривая
вопрос об отнесении к должностным
лицам преподавателей высших и средних
специальных учебных заведений
в своем Заключении от 12 ноября 2001
г. отметил, что юридически значимыми
признаются такие действия, в результате
совершения которых наступают или
могут наступить правовые последствия
в виде возникновения, изменения
или прекращения
Таким образом, Конституционный
Суд решил, что преподаватели
высших или средних специальных
учебных заведений, уполномоченные
в установленном порядке на принятие
у обучаемых экзаменов или
зачетов, являются субъектами юридически
значимых действий и в связи с
осуществлением указанных полномочий
подпадают под признаки должностного
лица. Такое решение позволяет
привлекать к уголовной ответственности
за получение взятки преподавателей,
совершающих рассматриваемые
Краткий обзор законодательства, регламентирующего борьбу с коррупцией, позволяет сделать вывод, что в целом необходимая правовая база в стране имеется.
Вторым важным условием успешной
борьбы с коррупцией является ее достаточное
ресурсное обеспечение: кадры, занимающиеся
этой проблемой, их финансирование и
материально-техническая база. Финансирование
и материально-техническое
Между тем, как свидетельствуют статистические данные, главными тенденциями в сфере борьбы с коррупцией остаются увеличение числа выявляемых преступлений, наметившийся организованный характер преступности и увеличение сумм ущерба. Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в сферах торговли, промышленности, государственного управления, сельского хозяйства, строительства, образования.
По данным МВД РБ число
хищений путем злоупотребления
служебными полномочиями, а также
фактов злоупотреблений властью
и служебными полномочиями, совершенных
в составе организованных групп,
в 2009 г. увеличилось почти в два
раза. При этом отмечается, что большинство
коррумпированных должностных лиц
— это руководители, в функции
которых входит решение ключевых
организационно-правовых вопросов, касающихся
заключения хозяйственных договоров
купли-продажи либо контрактов на поставку
сырья (оборудования), распоряжения имуществом,
отвода земельных участков под строительство,
предоставления в аренду зданий, помещений
и т.д. Особую озадаченность сотрудников
правоохранительных органов вызывает
активное использование злоумышленниками
криминальных схем, направленных на завышение
цены оборудования и материалов при
осуществлении внешних
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
Проблема коррупции в
последние десятилетия