Роль правового государства в борьбе с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать систему и классификацию прав человека, признаки правового
государства и посредством дискуссии показать как коррупция нарушает права человека.
Задачи: Дать основные понятия прав и свобод человека и гражданина, понятие и признаки правового государства и гражданского общества, показать систему международных документов по правам человека и национальное законодательство в области прав человека, международные институты защиты прав человека и национальные институты защиты прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
Глава1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1 Основные понятия прав и свобод человека и гражданина. …………. 1.2 Международные документы по правам человека……………………
Глава 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ…
2.1 Оптимальные методы противодействия коррупции в процессе обеспечения национальной безопасности…
2.2.Правовые основы борьбы с коррупцией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа №.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Происхождение от представительной власти делает этот институт действительно  независимым от администрации, действия которой омбудсман имеет право проверять как по жалобе потерпевшего, так и по собственной инициативе.            1 января 1975 г. вступила в действие новая шведская конституция, и в итоге с 1976 г. в Швеции работают четыре омбудсмана юстиции. Начиная с середины XX в. этот институт стал распространяться и среди других стран мира, сначала среди скандинавских, затем среди англосаксонских, европейских и т.д. В настоящее время уже около девяноста стран мира имеют у себя омбудсмана или сходный с ним институт.                  В целом, омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Мировой опыт свидетельствует, что институт омбудсмана оказывается эффективным механизмом «очеловечивания» структур исполнительной власти и, прежде всего, в поставторитарных странах.                 Институт омбудсмана, или, по казахстанскому законодательству, институт уполномоченного по правам человека, является важнейшим институтом внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений граждан, позволяющим не только исправить отдельные случаи несправедливости, но и выявить сбои и недочеты в самом механизме власти, сделать ее работу более эффективной и четкой. И в этой связи введение института омбудсмана рассматривается сегодня как один из важных механизмов предотвращения коррупции.            Во многих странах полномочия омбудсмана распространяются также на контроль и инспектирование управления в целях сокращения коррупции до минимума. В качестве независимого и обладающего широкими полномочиями конституционного института эта служба лучше может противостоять давлению со стороны исполнительной власти, чем иные органы. Она может выполнять аудиторские функции, стимулируя подачу информации, способствующей выявлению и определению масштабов коррупции в органах власти. Конфиденциальность этих процедур придает службе дополнительное преимущество и обеспечивает защиту против возможного запугивания информаторов и заявителей. Служба омбудсмана работает с целью предотвращения коррупции и плохого управления. Она может рекомендовать пути улучшения деятельности и настраивать государственных чиновников на необходимость поддержания должного порядка в работе.

Необходимо также отметить, что омбудсман должен быть тесно связан с представителями гражданского общества и правозащитными организациями.

Наличие в государстве  независимого и авторитетного института, в который граждане могли бы обратиться с жалобой на административные органы, является одним из столпов Национальной системы неподкупности «Транспаренси Интернешнл». Омбудсман (уполномоченный по правам человека) является наиважнейшим элементом Антикоррупционного набора инструментов, представленного Комитетом ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в рамках Глобальной программы против коррупции.

Когда орган государственной  власти или государственный служащий являются предметом жалобы, разбирательством должен заниматься сторонний орган  власти, свободный от реального или  предполагаемого влияния с их стороны. Например, неразумно лицу или  организации (омбусману), занимающейся разбирательством жалоб граждан, получать финансирование от организации, деятельность которой разбирается в связи с жалобой. В этом случае объективность омбудсмана может быть нарушена. Настоящая объективность может существовать только там, где имеется полная независимость.

В задачи омбудсмана входит реализация следующих основных функций: обеспечивать применение простых средств для беспристрастного и независимого расследования жалоб на административные органы; обучать представителей административных органов кодексу поведения и служебным стандартам; повышать информированность граждан об их правах на получение эффективных и честных услуг государства.

Бывший генерал-губернатор Австралии сэр Ниньян Стивене следующим образом обозначил главную задачу омбудсмана: «Вы действительно обеспечиваете то, что права и законные интересы граждан соблюдаются надлежащим образом. И, осуществляя это, вы не только отстаиваете права, но и так обучаете административные органы что их неукоснительное соблюдение становится для них второй натурой. Такая обучающая миссия, на мой взгляд, является, возможно, наивысшим достижением, к которому должен стремиться омбудсман».

Просветительская функция  омбудсмана является чрезвычайно важной, однако для Казахстана приоритетными задачами должны стать формирование подлинно независимого, пользующегося доверием граждан, наделенного реальными полномочиями по выяснительному производству института, способного оказать реальное содействие в деле защиты и укрепления прав человека и гражданина.

В конце сентября 2002 г. Президент  РК Нурсултан Назарбаев подписал указ об учреждении в Казахстане института  уполномоченного по правам человека. Утверждено положение, в соответствии с которым эту должность может  занимать гражданин Казахстана, имеющий  высшее юридическое или любое  другое гуманитарное образование, обладающий стажем работы по специальности (юридической  или правозащитной деятельности) не менее трех лет.

В соответствии с указом Президента, назначение на должность  уполномоченного по правам человека осуществляется главой государства  после консультации с профильными  комитетами Сената и Мажилиса. В  настоящее время должность омбудсмана занимает Болат Байкадамов, который ранее руководил Комиссией по правам человека при Президенте РК.

Согласно Положению об Уполномоченном по правам человека в  Республике Казахстан:

«...Уполномоченный в пределах своей компетенции способствует совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося  прав и свобод человека, форм и методов  их защиты, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и  нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области  прав человека путем внесения соответствующих  предложений в государственные  органы Республики Казахстан.

Уполномоченный содействует  правовому просвещению в сфере  прав и свобод человека, участвует  в разработке образовательных программ и повышении уровня знания населения национального законодательства и важнейших международных документов по правам человека.

В случаях, имеющих, по мнению Уполномоченного, большое общественное значение, он вправе направить свое обращение непосредственно Президенту, Парламенту или Правительству Республики Казахстан».

Наконец, еще одним механизмом защиты прав и свобод человека является деятельность неправительственных  правозащитных организаций, таких  как: Международное бюро по правам человека в Казахстане, Алматинский Хельсинкский комитет, общественный фонд «Интерлигал» в Казахстане и др.

 

 

Глава 2    РОЛЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В  БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ…                                      

   2.1 Оптимальные методы противодействия коррупции в процессе обеспечения национальной безопасности…

В условиях становления рыночных отношений угроза экономическим  интересам страны может исходить, прежде всего, от противоправной деятельности отечественных товаропроизводителей и связанных с ними коррумпированных чиновников, что выражается в росте  масштабов организованной преступности и коррупции. Это несет и более  глобальные угрозы, подрывая устои  общества и государства, веру в закон, справедливость и нравственные ценности.

Сложность сложившейся ситуации объясняется и недостаточной  теоретической разработкой данной проблемы при отсутствии ясных представлений  о стратегии и тактике борьбы, а также правовой, криминологической  и оперативно-розыскной концепции. Это касается и понимания коррупции.

Сегодня общепризнанно мнение, что коррупция - это сложное социально-политическое явление, которое необходимо рассматривать  с разных позиций: исторической, социально-политической, правовой, нравственной и т.д. Ни одно государство не застраховано от коррупции, и ни одно, даже самое мощное, не может  похвастать абсолютной и повсеместной победой над ней.

Развитие теневой экономики  уже в независимом Казахстане и значительные изменения в социально-экономической  жизни страны определили следующие  направления деятельности организованной преступности:

-  преступления в сфере  приватизации;

-  проникновение преступных  групп в систему финансово-кредитных  отношений;

-  преступные посягательства  на стратегически важные сырьевые  ресурсы;

-   незаконный оборот  оружия;

-   контрабандная деятельность;

-   включение в индустрию  наркобизнеса;

-         преступления в компьютерной  сети и т.д.     Распространенность коррупции в казахстанском обществе, проникновение ее в различные сферы общественной жизни создали реальную угрозу стабильности государственной системы, экономической и национальной безопасности республики.

В ходе проведения реформ получили распространение не только обычные  формы подкупа чиновников в виде денежных взяток, но и открытие для  них счетов в зарубежных банках, приобретение недвижимости за границей, включение их в число соучредителей  вновь создаваемых акционерных  обществ и других коммерческих структур. Можно утверждать, что выявлены новые  тенденции в коррупционной деятельности должностных лиц, а именно тенденции  к длительному сотрудничеству с  организованной преступностью.

Так, например, коррумпированные чиновники заключают контракты  на поставку некачественной продукции, реализуют невыгодные для страны инвестиционные проекты, стимулируют  экономическую контрабанду сырья  и стратегических материалов. Наиболее подверженными коррупции оказались  те органы, чиновники которых наделены разрешительными функциями. В отдельных  районах нередко складывается альянс представителей местных властей, руководителей  основных производств района, правоохранительных органов, который создает благоприятный  финансовый и правовой режим для  отдельных коммерческих структур. Прослеживается также опасная тенденция, когда  коррумпированные элементы приходят к  политической власти на различных уровнях, что создает дополнительную угрозу национальной безопасности страны.

Самой серьезной опасностью для государства является то, что  коррупция проникает и в правоохранительные органы, где становится средством  обеспечения безопасности существования  преступных сообществ. Анализ сведений о должностных правонарушениях  работников правоохранительных органов  позволяет выделить следующие формы  коррупции в данной сфере:

- получение доли преступно извлекаемой прибыли от коммерческих структур;

-   укрытие за взятки  материалов и данных, могущих  послужить основанием для возбуждения  уголовных дел;

- служебные преступления, выражающиеся в раскрытии перед объектом проверок имеющихся материалов об их преступной деятельности;

- влияние на ход расследования  преступлений путем фальсификации  и "развала" уголовных дел,  уменьшение наказания за совершенные преступления и т.д.

Летом 2002 г. общественный фонд «Транспаренси Казахстан» провел экспертный опрос для выявления степени проявления коррупции в указанных органах и получения максимально объективной оценки их деятельности в сфере борьбы с коррупцией. По результатам опроса, в пятерку наиболее подверженных коррупции попали таможенная служба (98 баллов), дорожная полиция (110), налоговая служба (127), органы внутренних дел (без дорожной полиции) (144) и финансовая полиция (152).

Как видно, речь здесь идет об органах, которые в силу своего положения и полномочий своих  сотрудников периодически, как показывает реальная практика, своими действиями вмешиваются в жизнедеятельность  и ограничивают права и законные интересы физических и юридических  лиц, особенно субъектов частного бизнеса, при этом оставаясь практически  безнаказанными, даже если эти действия осуществлялись не правовым образом. Не случайно также, что согласно ответам респондентов коррумпированность этих органов прямо пропорциональна их низкой эффективности в процессе противодействия коррупции.

В качестве трех главных  причин такого положения в данных органах названы отсутствие общественного  контроля за их деятельностью, низкая зарплата сотрудников и несовершенство механизмов подбора кадров. В последнем случае нельзя не отметить, что на работу в эти органы часто принимаются случайные люди, с негативными моральными качествами, не заинтересованные в продуктивности своей работы, а ищущие в ней только личную выгоду.

Можно также обратиться к  данным официальной статистики. К  примеру, по информации Генеральной  прокуратуры РК, за первое полугодие 2002 г. за совершение коррупционных преступлений осуждено 35 сотрудников органов  внутренних дел, 10 - таможенных органов, 15 - налоговой службы, 11 судебных исполнителей, 5 сотрудников органов юстиции, 3 судьи, 2 работника органов национальной безопасности, 1 - органов прокуратуры. Однако подобную статистику нельзя назвать  полноценным результатом борьбы с коррупцией. Она лишь отражает итоги работы тех или иных органов  по раскрытию коррупционных преступлений и доведению до суда соответствующих  дел. А ведь сколько таких дел по различным основаниям, в том числе «смягчающим» обстоятельствам или «за отсутствием доказательств», вообще не доводятся до суда.

Информация о работе Роль правового государства в борьбе с коррупцией