Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа
Практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний.
Достоверность
показаний несовершеннолетних, как
и взрослых, должна проверяться еще
в ходе их допроса путем детализации
и конкретизации полученных показаний
и сопоставления их с другими
доказательствами. Причем, если возникает
предположение, что несколько
Как
показывает практика, особенно трудно
несовершеннолетним изложить события,
в которых сразу принимало
участие несколько человек. Чтобы
облегчить восстановление событий
в таких случаях следует
При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей - подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с не достижением возраста для привлечения к уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понятных выражениях объяснить, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, на сколь опасен тот путь, на который они встали и какие вредные последствия повлек их поступок.
В отличие от свидетеля, потерпевший обычно лучше помнит обстоятельства преступного события, так как оно, несомненно, его взволновало и было связано с острыми переживаниями. Однако, последнее обстоятельство, а также опасения, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяют склонность несовершеннолетнего к преувеличениям и фантазированию при последующем изложении событий. Кроме того, естественный страх перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний.
В
связи с этим необходимо особенно
тщательно детализировать показания
несовершеннолетнего
Если потерпевший умышленно искажает действительность, целесообразно проверить, не оказано ли на него давление со стороны заинтересованных лиц или родителей и принять меры к устранению этого воздействия.
Повышенная
способность к внушению и самовнушению
несовершеннолетних привели к встречающемуся
в литературе утверждению, что повторный
допрос несовершеннолетних не желателен.
Однако в полной мере такое утверждение
нельзя признать правильным. Необходимость
в повторном допросе может
возникнуть и по независящим от следователя
причинам, например, в связи с
установлением новых
Вежливое и культурное обращение с несовершеннолетним - необходимое условие допроса. Допрос ведется таким тоном, `'как обычно педагог ведет разговор со своим учеником''. Не следует подделываться под так называемый детский язык. Дети скоро почувствуют фальшь и следователь в их глазах потеряет авторитет взрослого. Не следует допускать при допросе `'сюсюканья'', но в то же время и излишнюю строгость. Однако, несовершеннолетний должен понять всю важность и значимость происходящего. Детям всегда лестно, когда с ними говорят `'по взрослому''. Установление контакта с несовершеннолетним одна из основных задач следователя. Если можно надеяться установить контакт со взрослым в процессе последующих допросов, то такая возможность при допросе несовершеннолетних исключается. Они очень недоверчивы к людям, к которым не прониклись симпатией.
Итак, основными тактическими приемами, используемыми при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, являются:
а) демонстрация следователем своей осведомленности по делу и о личности допрашиваемого,
б) предъявление допрашиваемому доказательств,
в)
детализация показаний и
3.3 Допрос несовершеннолетних
Особую
трудность представляет допрос несовершеннолетнего
подозреваемого, к которому должен
быть особый подход. С одной стороны,
еще нет достаточных
Допрос
несовершеннолетнего
Готовясь к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, следователь должен продумать, как начать допрос. Очень важна первая фраза, с которой он к нему обратиться. В тех случаях, когда задержание или арест несовершеннолетнего подозреваемого произведен работниками милиции, а следователя он видит впервые, необходимо назвать себя подозреваемому. Если подозреваемый угнетен или напуган (что вполне естественно при задержании или аресте), целесообразно еще до начала официальной части допроса сказать ему несколько ободряющих фраз. При правильной организации допроса несовершеннолетний подозреваемый должен чувствовать, что его ни в чем не обвиняют и что его объяснения могут полностью рассеять возникшие против него подозрения, если они неосновательны. При допросе целесообразно избегать таких терминов, как ''преступник'', `'кража'', `'разбой`', `'вина`', `'виновный`'. Не говоря уже о том, что у следователя для подобных заявлений, как правило, еще недостаточно оснований, все эти термины вызывают страх у несовершеннолетнего, активизируют его попытки избежать ответственности, в частности, путем дачи ложных показаний. К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во чтобы то ни стало. Спокойный, уверенный и вместе с тем дружеский тон - непременное условие установление контакта с несовершеннолетним. Даже дерзкий и плохо воспитанный подросток быстро понимает, что глупо занимать по отношению к следователям, настроенного к нему доброжелательно, враждебную позицию. Вместе с тем это должно сочетаться с необходимой настойчивостью и твердостью, чтобы допрашиваемый понял серьезность положения. Если несовершеннолетний расценит доброжелательность и сдержанность следователя, как проявление его слабости, пытается грубить, вести себя развязно, следует сразу же это пресечь.
Так, по уголовному делу № 03/1714 Архив Кировского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 03\1714 по обвинению Бирюкова Е.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч.1, 162 ч.2 УК РФ, обвиняемый Бирюков Е.М. отказался давать показания по существу дела. При изучении личности было установлено, что Бирюков Е.М. воспитывался в неблагополучной семье, мать злоупотребляла спиртными напитками, дома постоянно царили ругань, драки и скандалы. Спокойный, доброжелательный, дружеский тон помогли наладить контакт с обвиняемым, после чего он дал правдивые показания.
Многие преступления включают в себя ряд эпизодов или отдельных правонарушений, поэтому следователь на первых этапах может сделать вид, что интересуется главным образом отдельными обстоятельствами или поступками. Когда все обстоятельства, связанные с эпизодом, выяснены, а контакт с несовершеннолетним налажен, постепенно следует переходить к выяснению преступления в целом.
Что и произошло в ходе расследования уголовного дела № 03/164 Архив Кировского РОВД гор. Томска. Уг. дело № 03\164 по обвинению несовершеннолетних Федорова, Игнатова и Петрова в совершении ряда преступлений, предусмотренных ст.ст.158 ч.2 УК РФ. Указанными лицами были даны показания, что ими на протяжении ночи была совершена одна кража, однако после допроса всех участников преступления и сопоставления их показаний были обнаружены противоречия, касающиеся места и времени совершения преступлений. В связи с этим были произведены повторные допросы Федорова, Игнатова и Петрова. В результате которых, при исследовании некоторых обстоятельств, появилась возможность восстановить полную картину не одного, а целого ряда преступлений, совершенных ими в эту ночь.
Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или возникают серьезные сомнения, совершал допрашиваемый данное преступление. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникает ненавистью к следователю, чаще всего замыкается. Поэтому при отсутствии уверенности в виновности несовершеннолетнего следует занять нейтральную, выжидательную позицию. Даже в том случае, когда совершение преступления подозреваемым очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и, конечно, расскажет правду. Если взрослый подозреваемый обычно сразу же стремиться дать объяснение относительно оснований возникновения подозрений и применения к нему мер принуждения, то несовершеннолетний, наоборот, охотнее отвечает на вопросы о жизни, интересах и т.п., чем о своей причастности к преступлению.
Допрос подозреваемого должен помочь следователю найти ответ на вопрос, соответствует ли его развитие возрасту и нет ли основания, которое препятствовало бы осознанию несовершеннолетним социальной значимости его деяний. Известно, что это обстоятельство, в случае его подтверждения, исключает уголовную ответственность и выяснить его нужно по возможности до, а не после предъявления обвинения. В целом этот вопрос решается психолого - психиатрической экспертизой, но необходимость в ее производстве устанавливается путем изучения данных, характеризующих подростка.
3.4 Допрос несовершеннолетних
Предъявление
несовершеннолетнему обвинения
и допрос его в качестве обвиняемого
- это один из наиболее ответственных
этапов следствия, требующий от следователя
тщательной подготовки, целеустремленности
и профессионального
К моменту предъявления обвинения и допросу несовершеннолетнего в качестве обвиняемого должны быть доказаны:
а) само событие преступления (деяние),
б)
соответствие образующих его фактических
обстоятельств конкретному
в) совершение преступления тем лицом, которому предъявляется обвинение,
г) виновность этого лица.
Как
показала практика, предъявление обвинения
и допрос несовершеннолетнего в
качестве обвиняемого и требует
от следователя специальной
Подготовка начинается с изучения материалов уголовного дела, определения неотложных следственных действий, которые в полной мере могут осветить обстоятельства совершенного преступления, его участников и в известной мере роль каждого из них, сведений, характеризующих личность правонарушителя. Также заранее необходимо определить круг лиц, участвующих в допросе - защитника, представителей, педагогов и др. Немаловажно определить место и время для предъявления обвинения и осуществления допроса несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. Практика показала, что целесообразно планировать предъявление обвинения несовершеннолетнему и его допрос на утренние часы, когда подростки наименее эмоционально возбуждены и не утомлены. При допросах, продолжающихся несколько часов, в случаях явного утомления допрашиваемого, следует устраивать перерывы, фиксируя это в протоколах допроса.
Также заранее необходимо следователю правильно выработать и выбрать линию своего поведения при общении с обвиняемым. Атмосфера при общении с подростком должна быть серьезной, строгой, но вместе с тем и спокойной. Нельзя допускать панибратства по отношении к несовершеннолетнему; он постоянно должен чувствовать грань между собой и следователем, однако не следует быть излишне суровым и официальным. Не возбраняется называть несовершеннолетнего на `'ты`', поскольку такая форма общения к подростку признается общепринятой. Как правило, на практике данное общение используется к подросткам от 14 - 16 лет, напротив же, к обвиняемым достигшим 16 -18 летнего возраста общение на `'вы`' может оказаться более целесообразным, так как этим демонстрируется уважение к достоинству допрашиваемому. Необходимо пресекать попытки несовершеннолетнего обвиняемого принять небрежную позу, проявить неуважение к следователю, использовать жаргон, оскорбительные выражения и сразу же пресекать любые другие проявления развязанности со стороны допрашиваемого, так как допрос несовершеннолетних это не только способ получения доказательств, но и метод воспитательного воздействия. Необходимо помнить, что нельзя при общении с несовершеннолетними допускать `'небрежность`' и `'спешность`'.