Виды наказаний несовершеннолетних, особенности наказаний и освобождение от наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - исследование особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения постеленной цели, считаю, целесообразно решить следующие задачи:
1) Исследовать историю развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.2. Характеристика системы уголовно – правовых мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений 11
Глава 2. Ювенальная юстиция, как специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних 13
2.1. Общая характеристика ювенальной юстиции 13
2.2. Обобщение опыта Ростовской области по созданию модели будущего ювенального суда в России 16
Глава 3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.2. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним 24
Заключение 31
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

КР уголовное право.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

Развитие ребенка можно условно  разделить на три периода. Первый - детство - отличается абсолютной неспособностью ребенка осознавать последствия  своих поступков. Но уже в конце  этого периода замечается: во многих действиях начинают проявляться  осознанность и самоопределение. Подросток  уже в большинстве случаев  понимает, что он делает. Его самосознание уже «включилось», но поведение является не вполне самоопределяющим, он еще не сформировался полностью духовно и физически. Поэтому a priori нельзя решать вопрос о вменении ему противозаконных действий. Но в случае, если будут доказаны осознанность и самоопределенность преступника, то вменение уже возможно. Так что отроческий возраст может быть, а может и не быть причиной вменения. Так и будут в последнем случае только основанием для смягчения наказания. За отрочеством следует юность - возраст, который вследствие его особенностей всегда и везде является законным и справедливым основанием для смягчения или, по крайней мере, уменьшения наказания13.

Государство и общество должны реагировать  на преступления подростков так, чтобы  возвращать их к нормальной жизни  после отбытия наказания полноценными личностями.

Ежегодно  в стране выявляется более 300 тыс. общественно  опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются  детьми, не достигшими возраста уголовной  ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель  не учится и не работает. Подростки  занимаются попрошайничеством, бродяжничеством14.

Каждое девятое преступление в  России совершается несовершеннолетними  или при их участии. Такие данные МВД РФ привело 1 июня, в День защиты детей.

Как правило, у подростка, попавшего  в суд, два выхода: условный, но все же срок, либо лишение свободы. Условно осужденные составляют 70-75 процентов, лишенные свободы - 23-24 процента. Сколько же процентов остается на альтернативные наказания? В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных в мире: 17 человек на 100 тыс. населения15.

Общемировые гуманные идеи в отношении  детской преступности не приживаются  в России, формирование особой уголовной  политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали  специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Этот закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898-1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 - в тюрьмы и арестные дома.

В 1912 г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Судья, рассматривающий дело единолично, избирался населением судебного округа.

Законодательный процесс в области  уголовной политики в отношении  несовершеннолетних, по мнению некоторых юристов – практиков, идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский» уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают.

Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Употребив слово «особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее указанная глава отнюдь не является сводом отклонений и отступлений от общих норм УК РФ. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус.

Уголовное законодательство РФ предусматривает  возможность привлечения к уголовной  ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшие  возраста 14 лет, но которым еще не исполнилось 18 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически и социально незрелы, их личность еще окончательно не сформировалась, и поэтому исправительное воздействие  применительно к несовершеннолетнему  должно носить прежде всего воспитательный характер.

Современный этап развития российского  общества сопровождается нарастанием  социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением  количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих немалое воздействие  на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет  численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних.

 

3.2. Виды наказаний,  применяемых к несовершеннолетним

 

В России впервые положение об исправительных приютах, куда должны были помещаться малолетние преступники, было включено в Устав уголовного судопроизводства (1864 г.). То же содержалось и в Уставе о наказаниях, применяемых мировыми судьями, а затем в Уложении 1899 г. и, наконец, в начале 1867 г. были приняты «Правила об исправительных приютах».

Конституция РФ (ст. 38) регламентирует защиту детства со стороны государства. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, такие как Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, и др.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение  благополучия несовершеннолетнего  и обеспечение того, чтобы любые  меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (правило 5.1 Пекинских  правил).

Минимальные пределы возраста уголовной  ответственности в разных странах  весьма отличны в зависимости от исторических и культурных особенностей. Использование современного подхода заключается в оценке способностей ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические моменты, то есть в определении возможности привлечения к ответственности с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего или ее восприятия и понимания им.

Согласно УК РФ нижний возрастной порог ответственности несовершеннолетнего  законодатель увязывает с достижением  достаточного уровня интеллектуальной, эмоциональной зрелости личности, зрелости его характера, для того чтобы  он мог осознавать значение своих  действий (бездействия) и соответственно управлять своим поведением. Статья 87 УК РФ применяется с учетом ст. 20 УК, которая устанавливает возрастную «ступенчатость» наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних (14, 16, 18 лет).

Одним из основных предметов доказывания  при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего  является возраст несовершеннолетнего. Достижением возраста, предусмотренного законом, считается начало суток, следующих  за теми, на которые приходится соответствующая  дата с момента рождения. Лица, достигшие  ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, их перечень строго ограничен.

Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание  несовершеннолетнему, учитывает также:

1) условия  его жизни и воспитания;

2) уровень  психического развития, иные особенности  личности;

3) влияние  на него старших по возрасту  лиц. В основной массе случаев  на преступление ребенка толкают  социальные условия его жизни.  Родители - алкоголики или наркоманы.  Неполные, неполноценные семьи. Отсутствие  нормального питания - причина  мелких краж, для девочек все  это зачастую оборачивается занятием  проституцией.

Назначение уголовного наказания  несовершеннолетним основывается на руководящих  принципах, выработанных международным  сообществом:

а) меры воздействия  всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями  несовершеннолетнего, а также с  потребностями общества;

б) решения  об ограничении личной свободы несовершеннолетнего  должны приниматься только после  тщательного рассмотрения вопроса  и ограничение должно быть по возможности  сведено до минимума;

в) несовершеннолетнего  правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан  виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном  совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей  меры воздействия;

г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о  его или ее благополучии должен служить  определяющим фактором;

д) помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал, что суды при рассмотрении уголовных  дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с ч. 3 ст. 427 УПК  РФ, получив уголовное дело с обвинительным  заключением или с обвинительным  актом в отношении несовершеннолетнего  обвиняемого, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, вправе прекратить дело и применить  к несовершеннолетнему обвиняемому  принудительную меру воспитательного  воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.

В таких случаях судом по ходатайству  стороны или по собственной инициативе при наличии оснований для  прекращения уголовного дела проводится предварительное слушание16.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также указывает судам, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним прежде всего следует обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы17. Исходя из этого, суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие  виновного, само по себе являясь обстоятельством, смягчающим наказание, должно учитываться  в совокупности с другими смягчающими  и отягчающими обстоятельствами.

Применяя  к несовершеннолетнему нормы  об обязательном усилении и смягчении  наказания, следует учитывать, что  судебная практика отказалась от буквального  толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:

- несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте  до 16 лет, наказание не может  превышать шести лет лишения  свободы;

- несовершеннолетним  в возрасте до 16 лет, совершившим  особо тяжкие преступления, а  также осужденным несовершеннолетним  в возрасте от 16 до 18 лет срок  наказания не может превышать  десяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательных колониях;

- несовершеннолетним  до 16 лет, осужденным впервые за  совершение преступления небольшой  и средней тяжести, не может  быть назначено наказание, связанное  с лишением свободы;

- несовершеннолетним  в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным  впервые за преступление небольшой  тяжести, не может быть назначено  наказание, связанное с лишением  свободы;

- учитываются  положения ч. 6.1 ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления;

- в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);

Как уже отмечалось, при назначении наказания суды должны учитывать  условия жизни и воспитания подростка. В этой связи судебная практика учитывает  семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между  несовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение  к учебе (работе), мнения о подростке  в учебном заведении, на работе, иные факторы, связанные с условиями  жизни.

Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств, определяющих способность управлять  своим поведением, возможность предвидеть и правильно оценивать последствия  своих действий и планировать  их, правильно определять свои цели и добиваться их.

Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты  личности, как жестокость или способность  к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность  или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных  планов, привычек, навыков.

Информация о работе Виды наказаний несовершеннолетних, особенности наказаний и освобождение от наказаний