Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Эпоха научно-технического прогресса, начавшаяся с конца XIX века, продолжающаяся и поныне, не обошла стороной Монголию, страну некогда скотоводческую, с многовековым жизненным укладом и бытом кочевников, изменив её кардинальным образом. Причем, как и везде, технический прогресс вошел в жизнь страны не только с позитивным потенциалом, но и с многочисленными издержками, проблемами, многими отрицательными последствиями и трагедиями. Архивные документы свидетельствуют, что в 1908 году Император России Николай II в качестве подарка отправил в Монголию к Богдо-хану - главе монгольского государства и религии - 2 автомобиля для обслуживания царской особы.
I. Дорожно-транспортные
происшествия с участием
- ДТП периода противодействия норм обычного права (до XIII века);
- ДТП периода противодействия
норм письменных законов
- ДТП периода противодействия норм Маньчжурского уголовного законодательства (с конца XVIII – до начала XX века).
II. Дорожно-транспортные
происшествия с участием
- ДТП периода противодействия норм Автономного государства Монголии (1911-1921 гг.);
- ДТП периода противодействия норм Уголовного уложения МНР (1921- 1942 гг.).
III. Дорожно-транспортные
происшествия с участием
- ДТП периода противодействия
норм социалистического
- ДТП периода противодействия норм новейшего уголовного законодательства.
2. Использование теории
риска для решения
Среди лиц совершающих дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними преступления, можно выделить три типа личности:
1) ситуативно-рискованный тип. Это те лица которые совершили дорожно-транспортные происшествия под значительным влиянием техно- криминогенной ситуации, либо в силу особых психофизиологических состояний. В данную категорию входят лица, которые как правило ранее не допускали нарушения правил безопасности и в целом характеризуются общей положительной направленностью. Эти лица как показывает анализ следственной и судебной практики, в силу различных обстоятельств неправильно оценив ситуацию, допустили ошибку в управлении транспортным средством, либо при неблагоприятно сложившейся ситуации приняли не допустимое решение в действии, создав таким образом аварийную ситуацию.
2) устойчиво-рискованный тип. Это те лица которые иногда допускали нарушение правил дорожного движения, и управление транспортным средством в состоянии опьянения. Они из-за завышенной оценки собственных возможностей по безаварийному управлению транспортным средством, часто превышает предел допустимого риска. Это так называемый «переходный тип» преступника, у которого гораздо больше рискосоздающих качеств, таких как привычка к спиртному, безразличие к общественному мнению, систематическое нарушение норм нравственности и морали. Их поведение не было связано с проблемной или провоцирующей ситуацией, а мотив поведения носил социально-нейтральный, иногда даже антиобщественный характер. Таких лиц можно назвать «жертвой случая», так как они рано или поздно создадут аварийную ситуацию своими рискованными действиями, как только представится такой случай.
3) агрессивно-рискованный тип. Это те лица которые со своим ярко выраженным антиобщественным характером сознательно грубо нарушали не только правила дорожного движения, они систематически превышая предел допустимого риска, активно создают аварийную ситуацию. Их агрессивное действие за рулем мотивировано часто хулиганскими побуждениями местью, корыстью. Общественная опасность этих лиц состоит в том, что они своими выходками на дорогах, чрезмерно рискованными действиями провоцируют аварийную ситуацию, жертвами которой становятся не редко другие водители и пешеходы. Таких лиц автор называет «жертвой закономерности», так как провоцированные ими дорожно-транспортные происшествия являются закономерным результатом их насильственно-эгоистических действий на дорогах.
3. Криминологический
анализ законодательных актов,
направленных против нарушения
безопасности дорожного
- В связи с этим, вносится изменение в ст. 1 гл. 1 Закона Монголии «О безопасности дорожного движения» и предлагаем новую формулировку задач, которая звучит следующим образом: «Задачами настоящего Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства от рисков, угроз и опасностей, направленных против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, путем профилактики, предотвращения и пресечения дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий».
- Предлагается дополнить
ст. 2 «Основные термины» Закона
Монголии «О безопасности
Деятельность по предупреждению в этой сфере должна осуществляться по направлению снижения уровня риска техногенного характера, представляющего реальную угрозу безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, – исправления технических погрешностей, допущенных при строении автомобилей, дорожных сооружений, улучшения их конструкции, повышения надежности технических деталей, агрегатов. Каждый индивид в силу особых психофизиологических свойств также является разного уровня источником риска. Это те биологически заложенные свойства индивида, такие как зрение, слух, быстрота реакций, физические особенности конкретного человека и т.п. Уменьшение уровня риска психофизиологического характера должно осуществляться по направлению улучшения медицинского обеспечения безопасности дорожного движения – просеивания лиц, недопустимых по медицинским параметрам к управлению транспортным средством, совершенствования организации проведения предрейсовых медицинских осмотров и т.п.
Угроза безопасности дорожного движения – это возникновение и существование устойчивых факторов, обуславливающих совершение ДТП. Наиболее вероятными угрозами безопасности дорожного движения, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти, являются:
Опасность дорожно-транспортных происшествий
– это возникновение и
- Предлагается включить в ст.
2 указанного Закона термин «
4. На основе анализа норм УК Монголии, предусматривающих составы дорожно-транспортных преступлений, предлагается смягчить санкцию в виде лишения свободы предусмотренной в ч. 2, ст. 215 УК Монголии на 2 года, в ч. 3, ст. 215 УК Монголии на 3 года.
- Вносится предложение по изменению редакции ст. 215 УК Монголии, суть которого состоит в том чтобы подчеркнуть форму вины субъекта. По мнению автора в частях 1, 2 и 3 ст. 215 УК Монголии, после слова «повлекшее» следует добавить слова «по неосторожности».
5. Для того чтобы обеспечить оптимальное воздействие государственных органов, в частности органов дорожной полиции на криминогенные факторы ДТП, повысить эффективность механизма безопасности дорожного движения, предлагается проект новой системы обеспечения безопасности дорожного движения Монголии. Суть новой системы заключается в создании управленческой инфраструктуры, основанной на совершенно новом подходе в Монголии в данной области – информатизации управления безопасности дорожного движения.
Предлагаемая автором система управления безопасности дорожного движения «Сокол» - это единая информационно - управленческая сеть, включающая автоматизированный процесс приема и обработки информации, связанных с безопасностью дорожного движения на масштабе страны.
Информационно – управленческая система «Сокол» будет состоять из подсистем 1) приема видео информации о дорожной ситуации реального времени; 2) оперативного управления с помощью информационно-аналитического (ситуационного) центра при центральном органе безопасности дорожного движения; 3) аппаратно – программных комплексов идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам; 4) единого информационного фонда безопасности дорожного движения; 5) электронной оплаты административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.
6. В целях повышения
квалификации сотрудников
С открытием специальности
«Безопасность дорожного
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется результатами комплексного криминологического исследования важной, в первую очередь, для Монголии, а также для развития соответствующего международно-правового и правоохранительного сотрудничества, граничащих с ней государств, главным образом, Российской Федерации, проблем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений.
Содержащаяся в диссертации научно обоснованная информация в определенной степени дополняет существующую в науке и реализуемую на практике криминологическую теорию преступности и ее предупреждения, в частности, развивает ее положения, касающиеся региональных криминологических проблем, а также неосторожных преступлений и, как их существенной части, тех, которые связаны с нарушениями соответствующих правил эксплуатации автомобильного транспорта.
Такая новая научно-
Результаты исследования могут существенно дополнить используемую в учебном процессе высших учебных заведений юридического профиля Монголии и России учебную информацию при преподавании курсов «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел», «Обеспечение безопасности дорожного движения» и др., а также в системе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии Московского университета МВД России, где было проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения и выводы диссертации докладывались автором на научно-практических и научно-теоретических конференциях и научных семинарах, проводимых Московским университетом МВД России (2006, 2007 гг.), Академии полиции Монголии (2005, 2006 гг.), а также на совещаниях и заседаниях в МВД Монголии (2005 г.).
Результаты исследования опубликованы в 3-х научных статьях, одна из которых в журнале, рекомендованном для ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Кроме того, материалы диссертации используются в учебном процессе Московского университета МВД России в преподавании курсов «Криминология» (темы № 17 и 19), «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел» (тема № 9), учебном процессе Академии полиции Монголии в преподавании курса «Безопасность дорожного движения»