Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие криминологии. 2.Предмет криминологии. 3.Метод криминологии.
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками. 5.Задачи
криминологии в настоящее время. 6.История развития отечественной
криминологии.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 370.42 Кб (Скачать файл)

Правовая база несколько  отстает от потребностей правоохранительной практики.

Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон  о борьбе с

коррупцией", "Закон  о борьбе с организованной преступностью», в течение

многих лет не могут  покинуть стены Федерального Собрания.

Планирование может быть двух видов:

а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в

себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и

основных задач;

б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и

источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных  формах.

Постановление Главы администрации  Новосибирской области от 01.11.2000 N 960

"О первоочередных мерах  по усилению борьбы с преступностью  и укреплению

правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по

рассылке)

В настоящее время в  России действует "Федеральная целевая  программа по

усилению борьбы с преступностью  на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание

законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484.

Это уже третья федеральная  программа. Приоритетными на-правлениями  этой

программы являются:

- преодоление криминализации  экономики, защита всех форм  собственности,

борьба с коррупцией;

- противодействие организованной  преступности;

- меры по борьбе с  терроризмом;

- повышение эффективности  раскрытия и расследования тяжких  преступлений;

- обеспечение общественного  порядка, профилактика и предотвращение

правонарушений;

- реформирование уголовно-исполнительной  системы;

- реформирование правоохранительной  системы;

- развитие международного  сотрудничества в борьбе с  преступностью;

- совершенствование правовой  базы правоохранительной деятельности  в сфере

борьбы с преступностью.

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают  специализированные

программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой

занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и

другие. (В качестве примера  можно назвать Указы Президента РФ: «О

профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 6

сентября 1993 г. № 1338, «О мерах  по усилению борьбы с терроризмом» от 7

марта 1996 г. № 338 и др.).

Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и  программы в сфере

борьбы с преступностью  составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво,

но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки

финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует  планируемые

мероприятия избирательно, а  следовательно, приоритеты определяют чиновники.

Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы  будут

скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь  статус закона

(Постановление Правительства  РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной

целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с

изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта

1999 г., N 12, ст. 1484).

Раздел 4. Система программных  мероприятий (указанной выше программы),

включает мероприятия  по следующим приоритетным направлениям:

1. Развитие правовой, социальной  и организационной основ деятельности

правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

2. Предупреждение преступлений.

3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан  от преступных

посягательств, повышение  эффективности раскрытия и расследования

преступлений.

4. Преодоление криминализации  экономики, защита всех форм  собственности,

борьба с коррупцией.

5. Противодействие организованной  преступности.

6. Укрепление материально-технической  базы правоохранительных органов  области.

4.2. Предупреждение преступлений.

Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление  причин и условий

способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического

воздействия на криминогенные  процессы среди несовершеннолетних, их правовое

воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных

фактов политического  экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение

разъяснительных мероприятий  о последствиях наркомании.

Важнейшим разделом таких  программ должно стать виктимологическое просвещение.

Чтобы знакомить население  с формами и видами самозащиты от преступных

посягательств, можно использовать все возможные средства.

2 Решение двадцать второй  сессии Областного Совета депутатов  от 02.12.99 "Об

областной целевой программе  координации совместной деятельности администрации

Новосибирской области и  правоохранительных органов по усилению борьбы с

преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было).

3.Постановление Главы  администрации Новосибирской области  от 01.11.2000 N 960

"О первоочередных мерах  по усилению борьбы с преступностью  и укреплению

правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"

¦2.16¦Провести на территории области  специализированные комплексные  операции

"Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".

4. Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством

Республики Татарстан  о координации борьбы с преступностью  и другими

правонарушениями

5.Постановление Правительства  РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном

плане Российской Федерации  по реализации Межгосударственной программы

совместных мер борьбы с организованной преступностью  и иными видами опасных

преступлений на территории государств - участников Содружества  Независимых

Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской

Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.

6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении  нормативных

актов о деятельности органов  внутренних дел по предупреждению преступлений"

    

    

     4 вопрос. Классификация мер профилактики преступности

Классификация - это систематизированное  распределение объектов и явлений  на

определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по

одному или нескольким признакам.

Познавательная ценность классификаций заключается в  том, что их знание

позволяет глубже понять и  изучить различные грани процесса предупреждения

преступлений.

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным

основаниям (признакам). Когда  в основе классификации лежит  совокупность

(сочетание) признаков,  образующих некий социальный  тип или обособляющих одно

социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более

сложный вид классификации.

I.По методу предупредительного воздействия:

1)меры стимулирования (целенаправленное  включение объекта в общественно

полезные связи-отношения );

2)меры ограничения (воспрепятствование  объекту вступать в криминогенные

отношения).

Это – две взаимосвязанные  стороны предупредительной деятельности.

II.По механизму воздействия:

1)меры стимулирования (поощрения  - предоставление различных благ  за

определенные общественно  полезные действия);

2)наказания (ответственности  - принудительное лишение определенных  благ

соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и

страданий правонарушителю, с достижением целей общего и  специального

предупреждения);

3)восстановления (компенсации  - заглаживание вреда, возмещение  ущерба,

восстановление социальной справедливости);

4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения  поведения

физических и деятельности юридических лиц, применяемые при  наличии указанных

в законе оснований и имеющие  цель предотвращения вредоносного воздействия

источника опасности).

Они отличаются друг от друга  по методу, непосредственным целям, основаниям,

содержанию, субъектам и  срокам применения.

В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами

безопасности рассматривается  в качестве так называемой “третьей колеи”

уголовно-правового регулирования.

В реальной жизни более  распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых

они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным

(например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном  наказании

в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное

преступление + запрет на службу в милиции).

III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий

преступности в целом (страна, регион, город, административный участок  и

т.д.);

•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам  преступлений

(например, совершаемые н/л,  рецидивистами, насильственные, корыстные);

•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование

причин и условий конкретного  преступления.

IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

1)общем;

2)специализированном;

3)индивидуальном уровнях.

Пример, решение проблем  занятости населения – это  общий уровень социальной

профилактики; система трудоустройства  лиц, освобожденных из мест лишения

свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики;

трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная

профилактика.

Пример, существование в  России разрешительной системы на огнестрельное  оружие

для всех граждан - это общий  уровень мер безопасности, особый режим выдачи

лицензий для лиц, ранее  судимых - это специальный уровень  мер безопасности, а

выдача лицензии конкретному  гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер

безопасности.

Аналогичным образом обстоит  дело с мерами восстановления и наказания.

V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:

1)на территории Российской  Федерации;

2)субъекта Федерации;

3)города, района, микрорайона,  предприятия, административного  участка.

VI.В зависимости от степени  дозволенности:

1)дозволительные меры  предупреждения ("разрешено все,  что не запрещено " -

меры социальной профилактики);

2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются

специальные требования к  субъекту - соответствующая квалификация, специальная

подготовка, сертификация);

3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи  провода, к

которому подключен электроток высокого напряжения).

Информация о работе Лекции по "Криминологии"