Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 22:02, реферат
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год,когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части –
восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался
Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) [1].
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло
несколько этапов.
Введение………………………………………………………2-3
Античные традиции в Византийской культуре…………3-14
Концепция императорской власти…………………………14-17
Заключение…………………………………………………….18-19
Список использованной литературы………………………..20
преобладание получали те или иные архитектурные тенденции. В Греции с
особой силой проявлялись традиции античного и ранневизантийского зодчества.
В XI в. здесь строятся монументальные храмы, сохранявшие многое от более
ранней архитектуры, но и несущие уже элементы нового стиля. К их числу
принадлежат прославленные памятники архитектуры и живописи: Собор монастыря
Хосиос-Лукас в Фокиде и монастырь Дафнии близ Афин. Собор монастыря Хосиос-
Лукас был воздвигнут императором Василием II в прославление своих военных
побед и неоднократно достраивался.
Собор монастыря Хосиос-Лукас, это большой пятинефный храм, удлиненный
формы с запад на восток, видимый издалека из-за своего огромного купола,
покоящегося на низком барабане. Храм монастыря Дафнии близ Афин (конец XI)
меньше, чем собор Хосиос-Лукас, но, быть может, именно это придает ему
особую цельность и гармонию. Он значительно более чем его предшественник,
устремлен ввысь, менее монументален и громоздок. Пропорции храма Дафнии
отличаются стойкостью и пластичностью. Наружный вид здания строг и
выразителен. Его декор не перегружен деталями, но одновременно и достаточно
наряден. Сохраняя античные архитектурные основы, этот храм демонстрирует в
то же время усиление влияние нового стиля в византийском зодчестве[3].
О светской архитектуре X—XII вв. можно узнать преимущественно из
литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно
шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе.
Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря,
постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что
придавало ему все большую парадность и праздничность. В X в. в этом
комплексе был заново отстроен дворец Вуколеон, получивший название от
украшавшей его скульптурной группы быка и льва. Все торжественные приемы и
церемонии X — первой половины XI в. проходили в комплексе зданий Большого
дворца.
При Комнинах
императорский двор покинул
византийской державы, символ ее власти и могущества. По политическим
причинам резиденция василевсов была перенесена во вновь отстроенный
Влахенский дворец, расположенный на северо-западной окраине столицы.
Алексей I Комнин воздвиг здесь Дворец рядом с храмом Влахенской Божий
Матери. Именно здесь он принимал крестоносных вождей и показывал сокровища
имперской казны. Император Мануил I Комнин в 1156 г. расширил этот дворец,
построив роскошный зал, украшенный мозаиками, на которых были изображены
его походы и упомянуты названия 300 завоеванных им городов. Крестоносцы,
захватив в 1204 г. Влахенский дворец, удивлялись его роскошному убранству и
красоте парадных зал.
Дворцы аристократов и богатые дома горожан и провинциальной знати
возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального
владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах.
Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был
украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным
камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах
XII в., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскою
архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в
средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран — Болгарию,
Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское
государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными
достижениями.
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в
живописи, окончательно складывается иконографический канон — строгие
правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а
также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного
покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за
собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и
сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм
эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел,
однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции. В отличие
от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел
к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм,
вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же
остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами
в Византии вновь утвердились идеи антропоморфенизма. В искусстве опять
обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью
повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир
воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло
его духовное величие и аскетическую чистоту[4].
В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре
голова как сосредоточение духовной жизни становится доминантой человеческой
фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,
линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображении
человеческого лица на первый план выносится одухотворенность, внутреннее
величие, глубина душевных переживаний. Огромные глаза с экстатически
расширенными зрачками, высокий лоб, тонкие, лишенные чувствительности губы
— вот характерные черты портрета в византийском искусстве классического
средневековья. Из культового, художественного творчества почти совсем
исчезает скульптура как искусство, прославляющее телесную, а не духовную
красоту. Ее сменяет плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона).
Отныне художник должен изображать не только тело, но и душу, не только
внешний облик, но и внутреннею духовную жизнь своего героя. В этом, кстати
сказать, важное отличие византийского искусства от западноевропейского, где
скульптурные изображения Христа, мадонн, святых приобрели широчайшее
распространение.
Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных
образов достигается в результате строгой фронтальности изображений и особой
колористической гаммы. Вместо античного импрессионизма с его тончайшей
нюансировкой нежных полутонов, в Византии с Х в. господствуют плотные
локальные краски, наложенные декоративными плоскостями, с преобладанием
пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и белых тонов. Образ человека
как бы окончательно застывает в величественном бесстрастии, лишается
динамизма, олицетворяет состояние созерцательного покоя. Непревзойденным
образцом монументального искусства Византии середины IX в. являются мозаики
Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был
восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о
чем свидетельствует сохранившееся надпись.
Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура
Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности в
сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии дышит мягкой
женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел Гавриил
поражает сходством с никейскими ангелами, он — воплощение земной и
одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с
византийским спиритуализмом. Мозаики выполнены талантливым мастерами,
отличаются утонченным артистизмом в соединении с аристократической манерой
выполнения. По словам известного знатока византийской живописи В. Н.
Лазарева, в них есть нечто «врубелевское». По его мнению, мозаики Софии
Константинопольской — высшее воплощение византийского гения[5].
Другие мозаики Софии (IX — начало XI в.) несколько уступают по
художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету.
Это две сцены, имеющие не только художественное, но и историческое
значение. На одной из них, находящийся в люнете над входом из нарфика в
храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена перед
стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образцы Марии и
Ангела. Смысл сцены — преклонение власти земной перед властью небесной. На
другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. Софии перед сидящей
на троне Богоматерью с младенцем стоят по сторонам император Константин I,
приносящий в дар модель города Константинополя, и император Юстиниан,
подносящий мадонне модель собора св. Софии; византийские императоры просят
заступничества у Богоматери за великий град и его главную церковь. Обе
мозаики — произведения высокого столичного искусства — привлекают красочным
богатством, правильностью пропорций, портретным сходством императоров и
роскошью их одежд.
Вторая половина XI в. и весь XII в. — классическая эпоха в истории
византийского искусства, его высочайший расцвет. Обобщенный
спиритуалистический стиль получает законченность, единство формы и
иконографии, четкое выражение эстетических идеалов. Вместе с тем в нем
появляются новые черты. Стилизованная линия делается тонкой, абстрактной,
контуры фигур становятся легкими, воздушными, движения выглядят более
естественными, в колористической гамме наряду с плотными, определенными
красками, близкими к эмалям, появляются переливчатые тона, сообщающие
изображениями ирреальность, сияние; цвет и свет сливается в общей гармонии.
Шедевром монументальной живописи второй половины XI в. являются
замечательные мозаики и фрески уже упоминавшегося монастыря Дафнии близ
Афин. Они составляют единый изумительный ансамбль, подчиненный строгому
иконографическому канону.
Композиция всех росписей глубоко продумана: в куполе изображен
Пантократор грозный и могучий властелин мира, а на апсиде — сидящая
Богоматерь с младенцем в окружении ангелов и святых. Все расположение фигур
построено с тонким пониманием законов композиции. Живой ритм фигур
проникнут радостным мироощущением. Рисунок мозаик и фресок отличается
совершенством, для достижения большей выразительности лиц применяется
объемная лепка, удлиненные пропорции придают изображению изящество и
стройность, движения фигур естественны и принужденны. Поражает богатство
чистых, сочных и вместе с тем нежных красок, что в соединении с золотом и
серебром составляет изысканную цветовую палитру. Надо сказать, росписи
монастыря Дафнии напоминают фрески Рафаэля[6].
Еще одним шедевром византийского классического стиля являются
сравнительно недавно открытые мозаики южной галереи храма св. Софии в
Константинополе (XII в.) Это, прежде всего великолепный Иисус. В центре
расположен Христос — величественный, мудрый, суровый; по одну его сторону
стоит Мария с необычайно красивым, нежным, скорбным лицом, по другую —
Иоанн Креститель, его мощная фигура дышит трагической силой и
напряженностью. Одухотворенные лица, исполненные возвышенной духовности,
сохраняют объемность и рельефность. Впечатление усиливает красочная лепка,
богатство цветовых оттенков, почти акварельная изысканность колорита.
Верное чувство пропорций соразмерность частей фигур восходящие к традициям
эллинизма, соединяются с экспрессией и суровостью византийского
неоклассицизма[7].
На той же
южной галерее Софии
мозаичный ансамбль, на этот раз светского характера, с портретами
императоров и императриц. На одной из мозаик изображены император
Константин IX Мономах (1042-1054) и его супруга императрица Зоя (умерла в
1050г.) Оба в строгих фронтальных позах, облаченные в роскошные парадные
одежды, с венцами на головах стоят по сторонам восседающего на троне
Христа. В руках василевса мешочек с золотом — дар на содержание церкви, в
руках василиссы свиток — вероятно, дарственная грамота, подтверждающая
привилегии храма. Рядом на стене император Иоанн Комнин (1118-1143), его
супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава, и их сын Алексей. Они
стоят по сторонам Богоматери с младенцем на руках, в таких же фронтальных
позах, со всеми регалиями императорской власти и с дарами в руках[8].
В XI—XII вв. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. От этого
периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон,
преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по
Информация о работе Античные традиции в Византийской культуре