Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:53, реферат
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима. Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.
В XII в. были созданы и неповторимые шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает знаменитая икона Владимирской богоматери, уже в XII в. попавшая на Русь и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Живописец создал необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными художественными средствами, среди которых главную роль играют тонкая одухотворенная линия и мягкий приглушенный колорит. Владимирская богоматерь — один из шедевров мировой живописи.
Новый расцвет
византийского искусства
Выдающимся памятником этого времени являются мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Они отличаются экспрессивностью образов, попытками передать глубину пространства.
Но уже в это время Византия сильно ослабла, особенно после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. Новые художественные веяния не смогли окрепнуть и развиться. В этих условиях лучшие мастера византийского искусства вынуждены были покинуть страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.
В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, а храм святой Софии превращен в мечеть.
Архитектура Византии
В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность.
Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре.
Здесь возводятся
великолепные сооружения, призванные
укреплять авторитет
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
В Византии строились церкви двух основных типов
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения - нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестовокупольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.
Характерным знаком
византийского искусства
Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.
Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан - цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном - один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитекторами, по-новому интерпретируется и обогащается.
Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов. Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм св. Ирины в Константинополе.
В результате соединения обоих
типов возникает пятикупольная
система над планом в форме
равностороннего или «
Церковь святой Софии в Константинополе
Главным храмом всей Византийской империи стала церковь святой Софии в Константинополе. Этот храм является вершиной развития системы сводчатых перекрытий.
Церковь святой Софии в Константинополе была возведена при императоре Юстиниане, должна была усилить его позиции после восстания Ника, когда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине.
На месте ранее
Церковь была построена в 532-537 гг. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто куполом на парусах, имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма - из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками. В своем архитектурно-художественном образе храм святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.
Влияние византийского творчества в странах Восточной и Западной Европы
Искусство Византии было распространено и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию, торговавших с ней и так или иначе подпадавших под ее художественное влияние. Оно оказало огромное воздействие на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии.
Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.Основы, заложенные строительной деятельностью в период правления Юстиниана, строительные принципы и большая творческая активность будут долгие столетия оказывать влияние на развитие строительного искусства восточных славян. Византийские конструктивные принципы использовались в дальнейшем как в греческом мире, так и в славянских областях.
В начале XIII в. возникают новые культурные центры на Крите, в Македонии, Сербии и Болгарии. Со времен царствования Палеологов с XIII по XV вв. сохранился ряд памятников также в Греции и Сербии, особенно монастырей.
Византийское искусство,
пустившее глубокие корни, не погибло
и после уничтожения
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Архитектура
Византии Главное отличие архитектуры
Византии от зодчества восточных деспотий
заключается в освобождении и разработке
в Византии замкнутого внутреннего пространства.
Значение этого факта выступает особенно
ясно, если сопоставить Софию в Константинополе
с мечетью в Кордове.
Внутри Софии боковые нефы гармонически
подчинены среднему, образуя вместе с
ним индивидуализированное замкнутое
внутреннее пространство, строящееся
в конечном счете вокруг человека, который
является его ядром. То же целиком относится
и к нефам готического собора. В Кордове
материальные архитектурные члены тоже
подчинены господствующему над ними пространству.
Но это пространство принципиально отличается
от византийского тем, что оно не расчленено,
что оно бесконечно развивается во все
стороны и децентрализировано. В мечети
в Кордове нет пространственного центра,
и совершенно одинаковые пространственные
знаки-колонны равномерно расходятся
во все стороны, они могли бы быть повторены
любое количество раз.
В Кордове нет замкнутой пространственной
индивидуальности, так что внутренность
мечети ничем не отличается от наружного
пространства. Это наглядно выражено в
примыкающем саду, где апельсиновые деревья
рассажены так, что они продолжают под
открытым небом систему рядов внутренних
колонн. Среди мусульманских построек
нет таких, которые можно сравнить с расчлененными
пространственными группами средне византийских
крестово-купольных зданий.
Хотя они и восходят часто к византийским
образцам, но в них господствует тенденция
к недифференцированным внутренним помещениям,
в которых оболочка разработана так, что
она создает децентрализирующее впечатление,
а отдельные пространства отделяются
друг от друга, превращаются в пещерные
пространства и связываются с открытыми
дворами. Это означает возврат к композиции
дворца в Ктесифоне, в котором огромный
главный зал, совершенно простой и нерасчлененный
внутри, спереди вовсе не имеет стены и
открыт в сторону двора-сада.
Архитектура
Византии Мусульманская архитектура
находится на стадии до греческой архитектуры.
Византийская архитектура, напротив, является
дальнейшей ступенью по сравнению с зодчеством
рабовладельческих Греции и Рима, на котором
она базируется. В свою очередь, византийская
архитектура служит основанием для развития
в Западной Европе архитектуры романского
стиля, готики и ренессанса, которые используют
ее достижения.
Основное значение рабовладельческих
государств - Греции и Рима - в истории
архитектуры состоит в том, что они, в связи
с общей дифференциацией культуры, освободили
архитектуру от религии и отделили ее
от других смежных областей культуры,
искусства и пространственных искусств,
найдя в тектонике специфику архитектуры
как искусства и создав теорию архитектуры.
Архитектура в Греции и Риме была построена
на основе человеческого тела. Архитектура
Греции перекроила по человеческой мерке
наружные массы здания, создав ордер, который
является в своем роде совершенным решением
оформления наружных масс здания на основе
человеческого тела, удержавшимся до наших
дней и в течение 2500 лет не утратившим
своего значения.
Исходя из человека, римское зодчество
открыло замкнутое внутреннее архитектурное
пространство, противоположное безграничному
пространству природы, и вплотную подошло
к построению внутреннего пространства
по человеческой мерке и к проблеме этажа.
Обнаружившийся в Риме процесс феодализации,
приведший к образованию феодальной византийской
монархии, временно подчинил архитектуру
религиозно-мистической феодальной идеологии
в византийском зодчестве, которое, однако,
базируется одновременно и на греко-римской
тектонике и теории.
В византийской архитектуре греко-римская
колонна все время играет существенную
роль, а центральной проблемой является
замкнутое внутреннее пространство, которое
в константинопольской архитектуре VI
века преодолевает унаследованную от
зодчества Греции и Рима пластическую
оболочку, а в X-XII веках членится на взаимно
подчиненные ячейки, которые образуют
пространственную группу. На пространственной
группе базируется в дальнейшем архитектура
Ренессанса.
Разница между архитектурой Ренессанса
и зодчеством Греции и Рима огромна. На
первый взгляд кажется непонятным, что
общего между флорентийским дворцом XV
века и греческим периптером, какие элементы
архитектуры рабовладельческих Рима и
Греции возродились в буржуазной Флоренции
XV века. Но композиция флорентийского
палаццо немыслима без классического
периптера, на котором она в конечном счете
базируется.