Архитектура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. Изучение архитектуры этой древней цивилизации притягивает огромное количество ученых разных стран, поскольку в ней хранится безграничный запас неизведанного, непознанного и таинственного. На современной территории Древнего Китая постоянно ведутся археологические раскопки, поскольку скрывающиеся под землей предметы жизнедеятельности древнего населения этой страны представляют собой весомый и незаменимый вклад в копилку истории. Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика Древнего Китая.
1.1. Природные условия и население………………………………………........6
1.2.Хронологические рамки и периодизация…………………………………....7
Глава II. Архитектура Древнего Китая.
2.1. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства……………9
2.2.Возникновение архитектуры………………………………………………..10
2.3.Особенности градостроительства……………………………………………………………...12
2.4.Крепостные сооружения. Великая китайская стена………………………13
2.5.Культовое зодчество Древнего Китая……………………………………...15
2.6.Жилые здания Древнего Китая……………………………………………..15
2.7. Древнекитайские дворцы и храмы……….. …………………….................17
2.8. Принципы садово-парковой архитектуры ………………………………...19
2.9. Декоративные элементы в китайском зодчестве………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список, ссылки……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.архитектура Др.Китая.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО  УлГПУ им. И.Н. Ульянова)

Исторический факультет

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История культуры и искусства Древнего мира»

«Архитектура Древнего Китая»

 

 

Работы выполнила:

студентка 3 курса

ИО-11-01

 Романова Оксана

 

Научный руководитель:

д. и. н., профессор

Чуканов И. А.

 

 

 

Ульяновск

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика Древнего Китая.

1.1. Природные условия  и население………………………………………........6

1.2.Хронологические рамки и периодизация…………………………………....7

Глава II.  Архитектура Древнего Китая.

2.1. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства……………9

2.2.Возникновение архитектуры………………………………………………..10

2.3.Особенности градостроительства……………………………………………………………...12

2.4.Крепостные сооружения. Великая китайская стена………………………13

2.5.Культовое зодчество Древнего Китая……………………………………...15

2.6.Жилые здания Древнего Китая……………………………………………..15

2.7. Древнекитайские дворцы и храмы……….. …………………….................17

2.8. Принципы садово-парковой архитектуры ………………………………...19

2.9. Декоративные элементы в китайском зодчестве………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиографический список, ссылки……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Такая сфера культуры, как архитектура, всегда являлась отражением уровня человеческой цивилизации. В этой сфере ярко проявились мудрость и творческий потенциал китайского народа. За многие тысячелетия китайцы, передавая своё искусство из поколения в поколение, создавали шедевры архитектуры, до сих пор вызывающие всеобщее восхищение.

Древняя китайская архитектура является неотъемлемой частью длинной истории и богатой культуры Китая. Она имеет много характерных черт различных регионов, национальностей и временных периодов. Древняя китайская архитектура является выдающимся примером древней восточной архитектуры. Ее характерные черты можно увидеть в каждом отдельном здании, дворцовом комплексе или отдельном городе.

Актуальность. Изучение архитектуры этой древней цивилизации притягивает огромное количество ученых разных стран, поскольку в ней хранится безграничный запас неизведанного, непознанного и таинственного. На современной территории Древнего Китая постоянно ведутся археологические раскопки, поскольку скрывающиеся под землей предметы жизнедеятельности древнего населения этой страны представляют собой весомый и незаменимый вклад в копилку истории. Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем. Благодаря ныне и ранее проводившимся исследованиям данной области, у нас есть возможность понять идеологию и мироощущение древних народов, понять закономерности развития их жизни. Достижения архитектуры первых эпох китайской цивилизации легли в основу национальной художественной традиции Китая и имели большое значение для развития архитектуры и искусства многих других народов.

 

Объектом данной работы является архитектура.

Предметом является архитектура Древнего Китая.

Основной целью работы является получение знания архитектурных и скульптурных особенностей искусства Древнего Китая по основным эпохам того времени, а так же описание наиболее выдающихся и значимых для истории человечества памятников.

Историография. Первые более или менее достоверные сведения о далеком и загадочном Китае стали проникать в Европу лишь начиная с XIII в. Знаменитое путешествие Марко Поло в Китай (1273--1291 гг.) предоставило некоторые сведения о стране. В XVI--XVII вв. в Китай начали проникать португальские купцы и миссионеры, которые стали проявлять большой интерес к изучению Китая, его истории и культуры. Одним из первых трудов, посвящённых Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства».

С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция. В начале нашего века Э. Шаванн предпринял перевод (оставшийся незавершенным) «Исторических записок» Сыма Цяня, а также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывания в Китае. Наиболее крупными из работ буржуазных историков, посвящённых изучению древнего Китая, были работы А. Масперо и Криля, которые подвергли тщательному исследованию разнообразные источники древнекитайской истории.

Крупнейшим представителем русского китаеведения в первой половине XIX в. был И. Бичурин, который прожил в Китае с 1806 по 1821 г. и накопил здесь богатые материалы. Его перу принадлежит большое количество научных трудов, посвящённых изучению географии, истории и культуры Китая.

Особенно значительный вклад в изучение Китая, его языка, истории и культуры сделал В. П. Васильев, труды которого получили широкую известность. Палладий Кафаров, крупнейший китаевед своего времени, издал словарь китайского языка и написал ряд трудов исторического и историко-географического характера. Наконец, богатейшие материалы были собраны русскими путешественниками и учёными, совершавшими путешествия в различные области Китая, в частности Сосновским, Матусовским, Пясецким, Потаниным, Грум-Гржимайло, Обручевым, Пржевальским, Певцовым, Роборовским и Козловым.

Особенно много сделали за последние годы для изучения истории и культуры древнего Китая китайские прогрессивные историки и археологи, среди которых следует в особенности отметить крупнейшего исследователя истории древнего Китая Го Мо-жо. Им написан ряд значительных трудов по истории древнего Китая с позиций марксистско-ленинской методологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика Древнего Китая.

1.1. Природные условия  и население.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции . Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. Они постепенно распространяются в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев   оставалась почти   неизменной. Пересекая с севера на юг лессовое плато, лежащее на уровне 400—1500 м, река Хуанхэ поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бохайский залив. Русло Хуанхэ в его нижнем течении на протяжении последних тысячелетий неоднократно перемещалось; изменялась и конфигурация береговой линии Бохайского залива, непрерывно отступающего  под  воздействием  речных  наносов. Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени. Климат этого региона последовательно изменялся от более высоких к более низким среднегодовым температурам при общем понижении уровня увлажненности. В IV—II тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ водились слоны и носороги, тапиры и бамбуковые крысы, в поймах рек были обширные заросли бамбука. В эпиграфических памятниках второй половины II тысячелетия до н. э. мы находим сведения об обильных осадках — «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год[10, с. 220-221 ].

Мягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием. Поэтому до I тысячелетия до н. з. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Не случайно в ранних памятниках письменности древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Повышение уровня воды   в  реках   постоянно  грозило  губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели. Существенные изменения произошли лишь с середины I тысячелетия до н. э., когда широкое распространение железных орудий позволило древним китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создавало условия для более равномерного размещения населения и освоения всей территории современного Северного Китая. Палеоантропологические находки, относящиеся к эпохам неолита и бронзы, свидетельствуют, что восточные монголоиды преобладали на этой территории.

Прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время нет; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао (V—IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения. Другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках.

 

1.2.Хронологические рамки  и периодизация.

Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее  к  падению  государства   Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т. д.

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя[2, с. 337 ].

Наиболее существенной является периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. В ней выделяют пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1) Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. ) 2) Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3) Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.) 4) Империя Хань (III—I вв. до н. э.) 5) Древний Китай в I—III вв. н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Архитектура Древнего Китая.

2.1. Особенности древнекитайского  мировосприятия и искусства.

Понимание принципов того, как древние китайцы видели мир, оценивали действительность и соотносили себя с природой, необходимо для более полного анализа особенностей культуры данного народа, их искусства и того, что они вкладывали в продукты своей деятельности.

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции [1, с. 612 ]. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае имеет место быть необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей. В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной – мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура – культура следования течению жизни. В Китае «мерой всех вещей» оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась «самотипизация» китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады (однако более чётко эта тенденция выражена в синтоизме). Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье – созерцать гору у ее подножия.

Информация о работе Архитектура Древнего Китая