Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
— выбор наиболее оптимального
решения (т.е. социально приемлемых
и культурно обоснованных рекомендаций,
способных произвести желаемые изменения
в объектной области
— разработка организационных
форм внедрения проекта в социальную
практику и условий, обеспечивающих
реализацию проекта в материально-
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного
развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть
программы, представляющая собой форму
конкретизации и
б) как самостоятельный
вариант решения локальной
И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
По содержанию проблем, определяющих
актуальность проекта и новизне
способов их разрешения, проекты могут
быть типовыми и уникальными. Если типовые
воспроизводимы в других ситуациях
с небольшой корректировкой в
соответствии с местными условиями
(например, проекты стандартных учреждений
культуры), то уникальные не могут тиражироваться
в силу неповторимости ситуации и
объектной области
Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Причем, исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного
явления, новом качестве
объекта), которое проходит путь от
проблематизации исходного
Общую логику формирования
проекта можно представить
Проблема-тизация |
Целеполагание |
Инструментализация | |||
ð |
ð |
ð |
ð |
ð |
|
Проблемы |
Цели |
Задачи |
Методы (мероприятия и содержание деятельности |
Форма организации исполните-лей и аудитории |
Ресурсы (средства) |
ï |
ï |
ï |
ï |
ï | |
Развертывающаяся система действий |
Таким образом, проблематизации,
целеполагание и
Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. Однако в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой” алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать
возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.
Следует отметить, что не
только конструктивная фаза разработки
проекта (этап инструментализации), но
и целеполагание носит
Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:
1. Ситуация, характеризующая
совокупность обстоятельств и
условий функционирования
2. Локальная ситуация, радиус
которой совпадает с той или
иной территориально-
3. Ситуация, обусловленная
вполне конкретными
1
1 См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.
1 2 Марков А.П., Основы социокультурного проектирования: Учеб.пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 1997 – 272 с.
Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей.
Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.
В процессе разработки программы
очень важно найти оптимальное
соотношение двух целевых установок,
определяемых двумя подходами к
культуре. С одной стороны, культуру
необходимо рассматривать как самоценную
сущность, т.е. материальную и духовную
среду обитания человека, условие
его развития и самореализации. Проектное
мышление в данном случае предполагает
понимание культуры как целостного
объекта, подлежащего сохранению и
воспроизводству и
С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических
проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.
Приоритетные
области проектирования — это наиболее значимые в
социальном и личностном плане сферы социально-культурной
жизни (и соответствующие им виды деятельности),
характеризующиеся максимальной концентрацией
проблем и обладающие возможностями и
ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования
осуществляется, преимущественно, путем
анализа ситуации, характеризующей совокупность
обстоятельств и условий функционирования
общества в целом и локальной ситуации,
фиксирующей социальные, социально-демографические
и социально-культурные проблемы конкретной
территориально-
Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности” (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).
Проблемная ситуация в
данном случае имеет четко выраженного
социально-культурного субъекта —
носителя определенного рода проблем,
которому и адресуется проект. Ее границы
фиксируют территориальную, социально-демографическую,
этническую, профессиональную или возрастную
общность, которая переживает определенное
неблагополучие в экономической, политической,
образовательной или социально-
В процессе проектирования
необходимо учесть основные параметры,
характеризующие специфику
— проблемы, носителем которых является данная общность;
— социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
— знания, умения и
навыки, которыми владеют члены
общности и которые могут быть
использованы в качестве
— ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования