Библиотека в системе социокультурного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения  в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных  форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного

                                                             9

 развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть  программы, представляющая собой форму  конкретизации и содержательного  наполнения приоритетных направлений  развития социокультурной жизни  территории;

б) как самостоятельный  вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная  программа, ориентированная на преодоление  или профилактику различного рода проблем  путем содержательных и структурных  изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне  способов их разрешения, проекты могут  быть типовыми и уникальными. Если типовые  воспроизводимы в других ситуациях  с небольшой корректировкой в  соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и  объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Важнейшим структурным элементом  технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Причем, исследовательская  процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей  с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного 

                                                           10

явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния  объектной области проектирования через формулировку целевых установок  к определению конкретных методов  изменения ситуации. Объектные области  проектирования — и социум, и  культура — рассматриваются как  некие теоретические (а значит, в  определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию  и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они  как бы подлежат искусственному расчленению  и последующей “сборке” в целевой  и содержательной части проекта.

Общую логику формирования проекта можно представить следующим  образом:

Проблема-тизация

Целеполагание

Инструментализация 

ð

ð

ð

ð

ð

 

Проблемы

Цели

Задачи

Методы

(мероприятия и содержание  деятельности

Форма организации

исполните-лей и аудитории

Ресурсы (средства)

 

ï

ï

ï

ï

ï

Развертывающаяся  система действий


Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной  деятельности.

Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. Однако в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой” алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать

                                                           11

возможности и эффективность  решения проблем с помощью  планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целеполагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит  за рамки наличного состояния  объектной области проектирования. Исходя их реальных проблем, противоречий и ресурсов (т.е. данного, существующего), она включает (исходит) также и  потенциальные возможности осуществления  тех или иных изменений.

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:

1. Ситуация, характеризующая  совокупность обстоятельств и  условий функционирования общества  в целом; 

2. Локальная ситуация, радиус  которой совпадает с той или  иной территориально-административной  единицей (регион, город, район, поселение);

3. Ситуация, обусловленная  вполне конкретными обстоятельствами  и условиями жизнедеятельности  определенной социальной категории  или группы населения. Специфика  этого уровня функционирования  социокультурного субъекта фиксируется  понятием “жизненная ситуация”,  которая рассматривается как  своеобразная теоретическая конструкция,  позволяющая высветить взаимосвязь  социальных и индивидуальных  факторов, детерминирующих деятельность  и поведение людей в проблемной  ситуации жизнедеятельности. Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой.2

1

1 См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

1 2 Марков А.П., Основы социокультурного проектирования: Учеб.пособие  / А.П. Марков,  Г.М. Бирженюк. - СПб., 1997 – 272 с.

 

                                                                  12

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей.

Целевое обоснование проекта  или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных сфер (или  областей) проектирования;

б) категорий населения  и социальных групп, которым будет  адресован проект.

В процессе разработки программы  очень важно найти оптимальное  соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к  культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие  его развития и самореализации. Проектное  мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и  воспроизводству и ориентируется  на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством  создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и  способов их трансляции). Ведущей целевой  установкой проектов и программ в  таком случае будет создание оптимальных  условий, способствующих естественному  развитию культуры как самоценного  явления.

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем  и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального  бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию  процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения  и развития народных ремесел и  промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение  может стать средством решения  социально-психологических 

                                                           13

 проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Приоритетные  области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности” (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

Проблемная ситуация в  данном случае имеет четко выраженного  социально-культурного субъекта —  носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы  фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой  общности:

— проблемы, носителем которых  является данная общность;

                                                          14

— социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

 — знания, умения и  навыки, которыми владеют члены  общности и которые могут быть  использованы в качестве средства  разрешения проблемной ситуации;

— ресурсы, потенциально доступные  членам общности и которые можно  задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические  мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования