Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа
Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой общегосударственной системы страны.
В настоящее время детей обслуживают библиотеки системы Министерства культуры России, школьные библиотеки
системы Министерства просвещения России и др. библиотеки. Библиотечную сеть Министерства культуры России образуют государственные детские библиотеки; областные, краевые, региональные, республиканские детские библиотеки; централизованные библиотечные системы, объединяющие массовые библиотеки для взрослых и детей, самостоятельные централизованные библиотечные системы детских библиотек.
Изучения читателя осуществляется в повседневной работе на основе единых принципов и преследует конкретные практические цели.
Первый принцип: изучать ребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личность. Это не значит, что библиотекарь должен заняться разносторонним целенаправленным изучением личности ребенка. Он общается с читателем в лучшем случае несколько раз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает, изучает читателя как личность не прямо, а косвенно Все методы изучения – беседа, наблюдения, анализ читательского формуляров, - не теряя своей библиотечной направленности, одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю личность ребенка. Его характеристику как читателя можно составить, зная его интересы и увлечения, взаимоотношения с друзьями, семьей и школой.
Тогда будут понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении к книге у ребенка одного и того же возраста, и библиотекарь сможет формировать направлять читательский интерес.
Второй принцип, вытекающий из педагогеки и психологии: изучая читателя-ребенка, одновременно развивать и направлять его интересы. библиотекарь изучает ребенка в процессе руководства его чтением, одновременно воспитывая его как читателя.
Третий принцип: изучения читателя в детской библиотеке тесно связано с изучением книги. В самой книге, ее видов и жанров специфики необходимо выявлять потенциальные возможности и способы воздействия на читателя. Общего представления о книге и ее содержании библиотекарю недостаточно. Ему важно понимать, на какие читательские качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего они требуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлять дифференцированное руководства чтением детьми этих произведений, библиотекарю нужно знать и особенности читателя, и особенности книги, уметь верно соотнести их друг с другом.
Нужно периодически анализировать характер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети не только знают, о чем но и что они хотят читать, и называют конкретные книги, конкретных авторов, может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формировании читателя. Преобладание неопределенного или тематического спроса детей («что-нибудь интересное, не знаю что») - свидетельство того, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтение пущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды книги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.
Записи библиотекаря о причинах спроса позволяют получить данные и проанализировать:
- эффективность различных форм индивидуальной и массовой воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед, библиографических обзоров и др.), наглядной библиотечной пропаганды;
- роль справочно-
- влияние конкретной социальной среды на чтения детей и подростков;
- степень развития мотивов выбора и обращения к литературе из разделов библиотечного фонда и т.д.
Более глубокому изучению личности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения: «О чем любит читать «, «Какие предметы в школе считает наиболее интересными», «Любимое занятие», «Какими еще библиотеками пользуется». Анализ записей в этих графах формуляра дает представление об общей направленности личности читателя, шире раскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет проследить возрастные изменения в их интересах (ведь читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а все записи в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотеки среди других источников получение книг читателем.
Наблюдение – важный метод изучения читателя-ребенка в библиотеке. Значимость его многократно подчеркивала Н. К. Крупская: «Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка вскрывает направленность интересов ребенка, его подготовку. не надо длинных “разведочных” бесед, которые утомят ребенка, нужно учится наблюдать ребенка».
Метод наблюдения следует использовать и для проверки действенности библиотечных мероприятий, проявляющейся в практическом поведении юных читателей. Библиотекарь чаще всего ведет наблюдение незаметно для читатель. Но порой это нельзя скрыть от детей - например, когда библиотекарь наблюдает за группой ребят, знакомящихся с книжной выставкой или обратившихся к систематическому каталогу, и ребята видят, что библиотекарь ведет записи. В таких случаях он должен корректно разъяснить цели и задачи наблюдения. Хорошо поставленное наблюдение за читателями-детьми расширяет знания библиотекаря об их читательском поведении и в комплексе с другими методами изучения читателя служит укреплению научных основ руководства чтения детей и подростков.
Библиотекарь в своей
В современных условиях актуальной задачей библиотекарей является развитие у читателей потребность в самообразовательном чтении научно-познавательной литературы по различным отраслям знания. Формированию и развитию интереса к ней способствуют такие приемы, как «книга для тебя», «книга сюрприз» (их необходимо испытать во всех возрастных читательских группах).
Наряду с книгами, связонными между собой по проблематике, ребенку можно посоветовать книгу из незнакомой ему области, но, по мнению библиотекаря, заслуживающую его внимания. Для этого используется прием «книга-сюрприз» была интересна по оформлению, обладала бесспорными идейно-эстетическими достоинствами. Анализ данных такой экспериментальной работы позволит выяснить, можно ли «книгу-сюрприз» предлагать тем, кто читает научно-познавательную литературу не систематически, или же это прием девствует только по отношению к тем ребятам, у которых сформирован интерес к чтению научно-познавательной литературы, правда, из иной нежели «книга-сюрприз», области знания.
В своей каждодневной работе читателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод эксперимента в чистом виде – как его используют в научных исследованиях. чаще всего он создает для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать как естественный психолого-педагогический эксперимент, позволяющий сочетать изучение читателей с их воспитанием и развитием. Например, чтобы выяснить, чем воздействует книга на ребенка - какие события и каких героев он выделяет, слушая выразительное чтение взрослого, какие настроения и чувства она вызывала, понравилась или нет и т.д., - можно организовать экспериментальное чтение и предложить его участникам сделать иллюстрации к книгам (темы рисунков библиотекарь придумывает заранее в соответствие с целями эксперимента). При анализе рисунков разных читателей на одни и те же темы библиотекарь получит сопоставимые данные об индивидуальных и типологических особенностях восприятия литературы конкретного жанра и вида той или другой группой читателей.
Охарактеризованные методы изучения
читателя-ребенка применяются
Список используемой литературы
Библиотека юный читатель [Текст] : практическое пособие /
Адаменко, А. С. [и др.]. – М.: книжная палата 1978. – 255, [56] с.
Руководства чтением детей и юношества в библиотеке
[Текст] : учеб пособия / Полозова, Т.
Д. [и др.] ; под ред.
Т.Д. Полозовой. – М. : МГИК 1992. – 231, [32] с.
ISBN 5 – 7196 – 0644 – 0.
Информация о работе Библиотечное обслуживание детей и подростков