Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:59, реферат
Предмет исследования данного реферата – воплощение идеала человека в скульптурных произведениях искусства Античной Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации. В скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры
1.Введение ................................................................3
2.Искусство Древней Эллады, его периодизация............3
2.1.Гомеровский период..............................................6
2.2. Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)................8
2.3. Скульптура классической Греции в V веке до н. э..10
2.3.1.Мирон..............................................................13
2.3.2.Поликлет..........................................................14
2.4.Период Эллинизма в IV веке до н. э.......................15
2.4.1.Лисипп.............................................................17
2.4.2.Пракситель........................................................18
3.Заключение.............................................................19
4.Список литературы..................................................20
Министерство Образования РФ:
"МОУ Физико-математический лицей №38"
Реферат по Мировой художественной культуре
на тему:
"Воплощение
идеала человека в
Выполнила:
Низаметдинова
Эльмира Равилевна
Проверила:
Виноградова
Ирина Васильевна
2010 год
Содержание
1.Введение ..............................
2.Искусство Древней Эллады, его периодизация............3
2.1.Гомеровский период........
2.2. Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)................8
2.3. Скульптура классической Греции в V веке до н. э..10
2.3.1.Мирон...................
2.3.2.Поликлет................
2.4.Период Эллинизма
в IV веке до н. э..................
2.4.1.Лисипп..................
2.4.2.Пракситель..............
3.Заключение..................
4.Список литературы...........
1.Введение
Предмет исследования данного
реферата – воплощение идеала
человека в скульптурных
Сталкиваясь
с греческой скульптурой
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином "калокагатия" .Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.
Греческая скульптура распространилась далеко за пределы своей родины- на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
В каждом из периодов истории искусства Древней Греции существуют свои особенности в развитии скульптуры. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм
Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Творения скульпторов Античной (Древней) Греции являются идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.
Начало формирования великой греческой культуры, занявшей особое место в истории культуры человечества, относится к первой половине I тыс. до н. э. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "полисов",которые оставили нам наследие, в последствии названное "клас-
сическим", то есть "образцовым". "Много в природе есть дивных сил, но сильней человека нет", — утверждал Софокл в своей трагедии "Антигона".
Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек — мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения греческого искусства поражают своим реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия означавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте. Никто не мог достигнуть такого совершенства в изображении
человека, как греки.
Искусство Древней Греции
Философские взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человечества.
История греческой скульптуры делится на следующие периоды:
1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)
2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)
3. Классика (5-4 вв. до н. э.)
4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)
2.1.Гомеровский период
В гомеровский период скульптура, простая по содержанию и небольшая по размерам. Патриархальные идеи и чувства людей, живших воспоминаниями о героической борьбе с Троей, не требовали для своего воплощения дворцов или гробниц, подобных микенским, или рельефов, хотя бы отдаленно напоминающих Львиные ворота.
Среди скульптур
геометрического стиля изделия
крупных размеров неизвестны. В небольших же фигурках
не меньше своеобразия, чем в вазописи.
Широко распространенные, изготовленные
в глине и бронзе статуэтки крепились
на крышках керамических и металлических
сосудов, выполняя порой роль ручек. Мелкая
пластика в таких случаях как бы украшала
посуду.
Известны
относящиеся к этому же времени весьма
простые по форме культовые статуэтки,
ставившиеся в храмах или на могилах. Замечательным
памятником пластики такого рода является
«Сидящий из Альфеосталя» (IX—VIII вв. до
н. э.). При взгляде на статуэтку спереди
трудно понять изображение, сбоку оно
воспринимается легче. Это характерно
для большинства геометрических изваяний,
которые более выразительны в профиль,
подобно тому, как смотрелись они и на
вазах.
Объемное восприятие предмета художником
в ранних геометрических статуэтках лишь
намечается. Мастера только начинают овладевать
способностью гармонически сопоставлять
части, добиваться их взаимодействия и
равновесия. В фигурке «Сидящего из Альфеосталя»
нет массивности форм, присущей египетским
статуям, использован иной принцип, основой
которого является каркасность построения,
конструктивность, как и во всей геометрике.
От подобных памятников начинается постепенное
развитие греческой пластики к объему.
О новшествах сюжетного характера, возникших
в пластике геометрического стиля, свидетельствует
небольшое хранящееся в Нью-Йорке бронзовое
изваяние кентавра и человека. Возможно,
в этой своеобразной ранней скульптурной
группе представлен человек, вступающий
в единоборство с чудовищем, и в памятнике
следует усматривать начало темы, красной
нитью проходящей далее сквозь все греческое
искусство. Но не исключено, что показана
и сцена мирного характера. Ярко выступают
в статуэтке качества скульптуры, типичные
для более позднего периода — греческой
архаики: обнаженность мужской фигуры,
некоторая укрупненность бедер и плеч
наряду со слишком тонкими ногами в коленях
и тонкой талией. В этом раннем бронзовом
памятнике, рассчитанном, как и фигура
«Сидящего из Альфеосталя», преимущественно
на рассмотрение сбоку, много простоты
и наивности и в то же время чувствуется
значительность сюжета.
Геометрический
стиль, по-своему выразительный, отличался
большой условностью форм. Лишь во второй
половине VIII в. до н. э. обнаружились тенденции,
которые свидетельствовали об отказе
от строгих принципов геометрики и предельно
лаконичных методов. Мастера начали показывать
различные предметы, человека более объемными
и живыми. В этом проявлялся отход от условности
геометрики. Одновременно с формированием
все более зрелых представлений о явлениях,
мире возникла потребность в более подробном,
чувственном изображении. От условных,
геометризированных образов мастера переходили
к полнокровным, жизненно конкретным.
В годы кризиса геометрики (конец VIII в.
до н. э.) вырабатывался новый метод выражения
человеческих чувств. Создавались предпосылки
для рождения нового, архаического, этапа
в эллинском искусстве (VII—VI вв. до н. э.).
Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам.
Образ прекрасного человека нашел свое воплощение в статуях прекрасных юношей, так называемых куросах. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног — выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Особый подход к обработке камня и решение человеческой фигуры напоминают более ранние древнегреческие статуи, но греческие мастера наполнили старую схему иным смыслом, созвучным гуманистическим идеалам их культуры.
Вторым, не менее распространенным образом раннего греческого искусства являлись статуи девушек — коры. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, глаза и брови — черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц.
К VI в. до н.э. Афины вступили в эпоху своего расцвета. Древнейший храм Афины — Гекатомпедон, существовавший еще в начале VI в. до н.э., занимал центральное место на Акрополе. При раскопках в конце прошлого столетия были обнаружены скульптуры с фронтонов этого храма. Сюжеты скульптурных групп заимствованы из мифологии. Здесь были сцены борьбы Геракла с Тритоном — морским чудовищем, а также изображение Тифона — дракона с тремя человеческими телами, крыльями за спиной и змеиными хвостами. Несмотря на определенный схематизм в изображении этих персонажей, они гораздо более живые и выразительные, чем статичные куросы.
Рядом
с храмами на Акрополе ставилис
Скульптура архаической эпохи еще несет в себе черты условности, но, постепенно освобождаясь от них, становится более реалистической. Этот путь приведет к расцвету классической скульптуры V в. до н.э.
При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей.
.
На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый "Храм Е" в Селинунте и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение
достоинства и величия
Информация о работе Воплощение идеала человека в скульптурных произведениях искусства Древней Эллады