Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:01, научная работа
Объектом исследования при этом явилось женское образование в Воспитательном обществе благородных девиц.
Предметом исследования – опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить причины введения женского образования в России в XYIII веке.
2. Познакомиться с идеями Екатерины II о перевоспитании общества и как они воплощались в жизнь.
3. Изучить опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
4. Выявить, как осуществлялось духовное, общекультурное, экономическое образование женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
5. Выявить результат Екатерининских нововведений в XYIII веке и их влияние на дальнейшую судьбу России.
Введение. Актуальность исследования...………………………………………..3
Глава I. Причины введения женского образования в России в XYIII в. …...... 5
Глава II. Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России: ..………………………………………………6
2.1 Идеи Екатерины II о перевоспитании общества……………………………5
2.2. Создание программы Воспитательного общества благородных девиц…..7
2.3. Учебный процесс в Воспитательном обществе благородных девиц……..9
2.4. Дальнейшая история Воспитательного общества благородных девиц….14
2.5. Результат Екатерининских нововведений в XYIII веке…………………..16
Заключение…....………………………………………………………………….17
Список использованной литературы ...………………………………………...19
Список использованных иллюстраций …………
2. Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), основанное Екатериной II, сыграло в жизни России огромную роль. Его выпускницы вносили в жизнь своих семей новые интересы и ценности, чем во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний.
3. Воспитательное общество благородных девиц способствовало возникновению впоследствии не только женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женских заведений других ведомств России и даже учебных заведений за ее пределами. Опыт его создания и реализация идеи оказало, конечно, влияние и на современное образование, и на судьбы женщин в России.
4. Дело о воспитании и образовании женщин в России оказалось не только полезным, но и определившим дальнейшую судьбу страны, потому что общество, в которое стали входить образованные, воспитанные на высоких человеческих идеалах, женщины начало изменяться. Даже, если не всё получилось, идея воспитания «нового человека и общества» была реализована, и созданный когда-то под руководством Екатерины образ женщины живёт и сейчас. Он виден в любом произведении искусства, литературе, как русской классической, так и в современной. Конечно, настоящее время отложило свой отпечаток на этот образ – сегодня требуется много новых качеств женщинам и «новому человеку третьего тысячелетия», но я считаю, что не отказаться мы должны от того прекрасного образа женщины, а просто дополнить его нужными сегодня качествами.
Список использованной литературы
1. Библиотека букиниста. Репринты старинных книг. Письма И.И. Бецкого к императрице Екатерине Второй. Комментарий П.М. Майкова. «Бецкой И.И. - Письма И.И. Бецкого к императрице Екатерине Второй» Комментарий П.М. Майкова. Журнал Русская старина, 1896. – Т. 88. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
2. Википедия. Екатерина II. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%
3. Екатерина Геронтиди. Материал у автора собран из разных источников, но хорошо систематизирован и дополнен фотографиями. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-gerontidy.
4. Жерихина, Е. И. Смольный [Текст]: История зданий и учреждений / Е. И. Жерихина. - СПб.: Лики России, 2002. - 223 с.
5. Исторические документы. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // historydoc.edu.ru/catalog.asp?
6. Как писали характеристики в 1838году, и кое-что об императрицах и благородных девицах. АТТЕСТАТ Авдотьи Григорьевны Литинской. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://world.lib.ru/l/
7. Милосердие.RU. Сайт комиссии по церковной социальной деятельности
при епархиальном совете. г.Москва. Московский Воспитательный Дом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index
8. Михневич, В. О. Русская женщина XVIII столетия [Текст] / В. О. Михневич. – М.: Панорама, 1990. – 404 с.
9. На заре жизни, Т. 1—2. — М., "Художественная литература", 1964. Подготовка текста, вступительная статья и примечания Э. С. Виленской и Л. И. Ройтберг. Серия литературных мемуаров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/w/wodowozowa_
10. Ольховская Е.Ю. Развитие элитарного образования в России (конец XIX-XX вв.): Автореф. Дис. канд.пед.наук. – М., 2007. – 23с.
11. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР//XVIII – первая половина XIX века. [Текст] / Под ред. М.Ф. Шабаева. М.
12. Павленко Н.И. Екатерина Великая [Текст] / Н.И. Павленко.- 3-е изд.- М.: Молодая гвардия, 2003.- 495 с.- (ЖЗЛ).
13. Предисловие к списку выпускниц Смольного института благородных девиц. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history.h15.ru/papers/
14. Развитие элитного общего образования в России XVIII-XX веков [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. М. Лобзаров . - М., 2009. - 54 с. - Библиогр.: с. 50-54.
Педагогика, 1972. - § 5. Женское воспитание и образование при Екатерине II.
15. Санкт-Петербург. Всё о Санкт-Петербурге. Основание Смольного института благородных девиц. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.opeterburge.ru/
16. Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. 1764—1917. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.opeterburge.ru/ museum.edu.ru/catalog.asp?cat_
17. Устав «Общества благородных девиц», издан 5 мая 1764 года. . [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. 5ballov.ru/referats/preview/
18. Черепнин Н. П., Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914 гг. Т. 1-3. Спб.-Пг. 1914-1915. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //1917. brinkster. net/papers/ contents.htm. Дата обращения: 02.09.2009.
19. Энциклопедия. Персоны. Статьи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.encspb.ru/
Список использованных иллюстраций
1. Приложение 5. Иллюстрация. Ериксен В. Портрет Екатерины II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opeterburge.ru/
2. Приложение 6. Иллюстрация. Учреждение императрицей Екатериной II Воспитательного дома. Гравюра XIX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://charity.lfond.spb.ru/ek
3. Приложение 7. Иллюстрация. Рослин Александр. Портрет Ивана Ивановича Бецкого. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.opeterburge.ru/hist
4. Приложение 8. Иллюстрация. Спальная комната. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
Дата обращения: 05.01.2010
5. Приложение 9. Иллюстрация. Умывальная комната. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
Дата обращения: 05.01.2010
6. Приложение 10. Иллюстрация. В столовой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
Дата обращения: 05.01.2010
7. Приложение 11. Иллюстрация. Белоусов А. Смольный институт и его воспитанницы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.opeterburge.ru/hist
8. Приложение 12. Иллюстрация. Институт благородных девиц. Урок гимнастики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://clubs.ya.ru/
9. Приложение 13. Иллюстрация. Долгорукая Анна Александровна (1790-е), первая начальница заведения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rulex.ru/rpg/portra
10. Приложение 14. Иллюстрация. Классная дама Смольного, 1889 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
11. Приложение 15. Иллюстрация. Дни приёма в Смольном. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
12. Приложение 16. Иллюстрация. Урок музыки в Смольном институте благородных девиц. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/
13. Приложение 17. Иллюстрация. "Смольный институт". Литография К.П. Беггрова с оригинала С. Ф. Галактионова. 1823. . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.encspb.ru/bigimage.php?
14. Приложение 18. Иллюстрация. Архитектор Джакомо Кваренги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.opeterburge.ru/hist
15. Приложение 19. Иллюстрация. Шифр. . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.calend.ru/event/5183/. Дата обращения: 05.01.2010
16. Приложение 20. Иллюстрация. Д. Г.Левицкий. Портрет Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хованской Воспитанниц Смольного института благородных девиц (1767-1779) . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iskusstvu.ru/index.
17. Приложение 21. Иллюстрация. Последний выпуск Смольного – 1917 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/
Дата обращения: 05.01.2010
Приложения
Приложение 1.
Устав "Общества благородных девиц" был издан 5 мая 1764 года:
(избранные страницы)
О ДОЛЖНОСТЯХ ГОСПОДПОПЕЧИТЕЛЕЙ И О ПРИНЯТИИ В ОБЩЕЖИТИЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
1
Кроме госпожи начальницы надлежит быть еще четырем знатным особам из господ сенаторов или других именитых чинов, которые должность свою отправляют попеременно из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии.
2
Число девиц первого приема состоять будет из 50, не свыше 5-ти 6-ти лет. По принятии же оных в первый год в следующие потом два года, хотя и убылые места случатся, ни единым более принимать не дозволяется, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет.
3
При каждом приеме должны отцы и матери, а в случае сиротства сродники или свойственники помянутых молодых девиц прежде вступления их достоверно доказать в учрежденном совете воспитательного общества дворянства их, и сколь скоро доказательства их о том достаточными признаны будут, то за подписанием господ, заседающих в собрании, дается им письменное в том утверждение.
4
Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от воспреемников с показанием имени, прозванья и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны, то ежели похотят, прописывать могут отцовскую службу, был ли он ранен или и убит на войне и имени родителей.
5
Такое свидетельство о их состоянии не будет, однако ж, никому известно, кроме госпожи начальницы; а в случае какого-либо сомнительства довольно, когда оное утверждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства или знатной в том городе или уезде особы.
6
По утверждении и признания дворянства девицы представляются госпоже начальнице, которая получа все потребные свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы; что она не старее шести лет и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома и, внеся оные в список принимаемых, имеет отдать с нумером в архив, которые в оном храниться будут до того времени, как воспитуемая девица из сего общества отпустится.
7
Принятая вышеписанным порядком девица тотчас преручится в ведомство учительницы назначенного ей класса и получает всю одежду сего дома.
8
Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечные, слабые и тому подобное, тако же имеющие какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не будут.
9
При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут.
10
Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных.
О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА
I Возраст от шести до девяти лет
Учение
1. Исполнение закона и катехизм
2. Все части воспитания и благонравия
3. Российский и
4. Иностранный языки
5. Арифметика
6. Рисование
7. Танцевание
8. Музыка вокальная и инструментальная
9. Шитье и вязание всякого рода
II Возраст от девяти до двенадцати лет
Учение
1. География
2. История
3. Некоторая часть экономии, или домостроительства
III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет
Учение
Продолжение всего прежнего. При том