Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:11, доклад
Эпоха Просвещения — переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в. Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.
• прагматизм в определении содержания образования, определяющийся социальными потребностями общества, программирующийся через внутреннюю последовательность и преемственность учебных дисциплин, которые «учат душу господствовать над собой»;
• рационализм, запрограммированность и регламентация организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на подготовку к «взрослой жизни»;
• формирование самодисциплины и привычки к учебе и постоянному научению как основе жизнедеятельности отдельного человека, его собственной предпринимательской деятельности и социального прогресса в целом.
Именно эти положения
Дидактическая система М. В. Ломоносова (1711-1765). Великий русский просветитель М.В.Ломоносов сочетал в себе качества педагога и ученого, обогатил российскую науку новыми физическими, филологическими и историческими исследованиями, в том числе и связанными с образовательной деятельностью. Определенный вклад внес М.В.Ломоносовым и в дидактику.
В первую очередь отечественный
исследователь стремился
Идея органического синтеза
ценностей российской национальной
культуры с идеалами просвещенной Европы
позволила М.В.Ломоносову заложить
основы гуманистической педагогики
и разработать отдельные
Основной целью воспитания и
обучения ученый считал «любовь к
наукам и Отечеству» в русле просветительской
идеологии и демократических
идей. Идеал образованного и
В связи с этим М. В.Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназии на основе следующих основных дидактических принципов:
• материалистическое понимание сущности процесса познания, основой которого он считал чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем;
• доступность: «При обучении школьников паче всего наблюдаться должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство», т. е. соблюдение дозировки материала, степени его сложности. Учителям рекомендовалось перед началом каждого полугодия «рассчитывать время так, чтобы и не переобременять учащихся выше меры, и не создавать им слишком легких условий»;
• научность: в работах ученого постоянно указывалось на необходимость использования лучших работ и произведений, отражающих накопленную человечеством культуру и достижения. Отбор того минимума «лучших работ и произведений», который может быть усвоен учеником и будет способствовать его дальнейшему образованию, является и в наше время труднейшей задачей;
• основательность знаний: то, что звучит в разных школах и классах, должно быть хорошо усвоено: «Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, котором учился, положено для изучения»;
• наглядность, которая понималась как средство установления связи с явлениями природы и окружающего мира. Этот принцип ученый трактовал также как принцип связи теории и практики;
• самостоятельность и активность учащихся в обучении: для реализации этого принципа М. В.Ломоносов советовал давать переводы с русского на латинский, с латинского на русский, делать «...переложения с прозы на стихи. Оные задавать трижды в неделю на ночь. А в обеденное время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого значения и понятия...». Этим он обратил серьезное внимание на необходимость развития творческого мышления у детей, на выработку интереса к знаниям и потребности в них;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся: под индивидуальными особенностями, в отличие от других педагогов, М.В.Ломоносов понимал уровень развития способностей. «Учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого», — учил он;
• индивидуальный подход к учащимся: учет как физиологических возрастных особенностей, так и психологических закономерностей развития личности. Педагог может выбрать «себе в помощь аудиторов, которые спрашивают у других заданные уроки... Если в классе есть гимназист, в особенности такой, который пропустит что-либо по болезни, то должен учитель повторить толкование тех лекций, которых он не слушал, что и прочим учащимся не вредно».
Одновременно М.В.Ломоносовым
В основу организации учебного процесса
М. В.Ломоносов предлагал положить
включение систематических
При этом было дано теоретическое
обоснование таким методам
• словесные — лекция, рассказ учителя, объяснение;
• практические — упражнения, опыты, др.;
• самостоятельной работы — индивидуальные творческие задания, чтение вслух под контролем учителя и др.
Таким образом, М.В.Ломоносов заложил основы привнесения основных принципов, разработанных в рамках становления европейской дидактики, в российскую школу.
Дидактическая система Ж.Ж.Руссо (1712— 1778). Ж.Ж. Руссо — известный французский просветитель. Созданная им концепция «естественного» и свободного воспитания и развития ребенка стала олицетворением самой эпохи Просвещения. В романе «Эмиль, или О воспитании» Ж.Ж.Руссо предложил оригинальную систему взглядов на процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения. В основном в своей теории автор рассматривает сугубо воспитательную проблематику, однако следует отметить, что им были предложены и оригинальные подходы к организации собственно образовательного процесса.
По мнению Ж.Ж.Руссо, способность
и потребность в развитии и
познании окружающего мира заложены
в ребенке изначально, от природы,
поэтому в обязанности
По мнению французского педагога,
собственно обучение должно начинаться
в наиболее подходящий для этого
возрастной период — от 12 до 15 лет
и осуществляться без использования
различных программ, планов работы,
учебников и других сугубо школьных
педагогических средств. Ж.Ж.Руссо считал,
что особенность собственно педагогического
процесса состоит в том, чтобы
ставить ребенка в позицию
исследователя,и предоставлять
Одновременно Ж. Ж. Руссо высказал
идею об активном использовании в
процессе образования трудовой деятельности,
которая одновременно является и
эффективным средством
Знакомство воспитанника с различными
ремеслами не является самоцелью, а
позволяет ребенку освоить
Ж.Ж.Руссо считал, что труд должен сочетаться с умственной деятельностью, при этом воспитанник должен «работать, как крестьянин, и думать, как философ».
Говоря о дидактической
Таким образом, Ж.Ж.Руссо заложил
основы гуманистически ориентированной
педоцентристской дидактической системы
и предложил модель организации
образовательного процесса на основе
признания необходимости
Дидактическая система И. Г. Песталоцци (1746—1827). Педагогическая система, созданная И. Г. Песталоцци, была своеобразным педагогическим явлением, которое отразило назревавшие изменения в системе образования на рубеже XVIII и XIX вв., так как предполагала нацеленность на комплексное соединение науки и культуры при обучении представителей низших слоев населения. Именно дидактика И. Г. Песталоцци стала основополагающей для полноценного развития педагогики и психологии с ориентацией не только на социальные потребности, но и на особенности самого ребенка как участника воспитательно-образовательного процесса.
По мнению И. Г. Песталоцци, без целенаправленного просвещения народа невозможно решение любых экономических, политических и социальных проблем. При этом обучение, согласно его идеям, должно основываться на прочной связи школы с жизнью. Данное положение рассматривается И. Г. Песталоцци как квинтэссенция всей системы целенаправленного обучения, которое должно ориентироваться на «божественные и человеческие начала». При этом он стремится педагогически осмыслить и сформулировать наиболее общие законы развития природных сил и способностей человека, «задатков и сил человеческого рода».
Опора на принцип природосообразности позволяла И. Г. Песталоцци рассматривать процесс обучения как развитие умственных сил и мыслительных интеллектуальных способностей учащихся. В связи с этим он предложил проект реформирования традиционной системы первоначального образования — обучения чтению, письму и счету — на основе выявления и учета особенностей процесса познания, основных законов развития умственных сил и сознательности в усвоении знаний, умений и навыков. Данные особенности, по мнению И. Г. Песталоцци, должны быть осознаны педагогом и активно использоваться им в педагогическом процессе.
Основным средством
Данное положение было реализовано самим И. Г. Песталоцци в разработанной и воплощенной на практике теории элементарного образования. Эта концепция строилась на основе выявления «простейших» элементов — первооснов познавательной деятельности, нравственной жизни и практической трудовой подготовки. Одновременно автор особо подчеркивал необходимость установления прямых взаимосвязей между данными элементами культурной сферы на основе их постоянного усложнения и единства. Теория «элементарного образования» И. Г. Песталоцци представляла собой конкретно разработанную технологию целенаправленного семейного воспитания и просвещения в народных школах. Основанием подобного педагогического процесса автор считал связь с жизнью, средой, природой (в том числе и природой самого воспитанника) и одновременно целенаправленное расширение кругозора детей.
Информация о работе Дидактические теории и системы эпохи Просвещения