Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования. Целью данной курсовой работы является комплексное изучение, характеристика, анализ и обобщение замечательного памятника средневековой литературы «Домостроя», как социокультурной модели семьи в России XIV века.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, его основными задачами являются:
Проанализировать историю создания «Домостроя»;
Рассмотреть моральные нормы «Домостроя»;
Охарактеризовать «Домострой» как энциклопедию домашнего хозяйства;
Исследовать положение русской женщины в эпоху «Домостроя».
Введение 3
Глава I. «Домострой» как литературный памятник 5
1.1. История создания и краткая характеристика 5
1.2. Моральные нормы «Домостроя» 9
1.3. «Домострой» как энциклопедия домашнего хозяйства 12
Глава II. Русская женщина и эпоха «Домостроя» 18
2.1. Брачный аспект частной жизни женщины 18
2.2. Быт русской женщины 21
2.3. Картина мира и основные ментальные модели «Домостроя» 26
2.4. Тип социализации женского-природного 31
Заключение 33
Список использованных источников литературы 36
21. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986. (Записки Олеария). - 544 с.
22. Русский народ: В 3 кн.: Кн. 1: Праздники, обряды и обычаи на Руси (сост. Забылин М.) (печатается по изд. 1880 г. в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка) - 176 с. – М.: ,РиполКлассик 2004. - 616 с.
23. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М.: Наука, 1966. - 242 с.
24. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории, – М.: Молодая гвардия, 1971. - 320 с.
25. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVII вв. – Новосибирск.: Наука, 1991.
26. Соловьев В.С. Собрание сочинений, т. V. М., Б/г., С. 519.
27. Ужанков А. Будущее в представлениях писателей Древней Руси XI-XIII вв. Русская речь. – 1988. – № 6. – С. 76.
28. Федотов Г.П. Рождение свободы. – Новый мир. – 1989 .– № 4. – С. 226.
29. Хрестоматия по истории России. В 4-х томах: Том 1. Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС: Междунар. отношения, 1995. - 280 с.
30. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989.
1 Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. – М.: Центр гуманитарного образования, 2003. С. 86.
2 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М.: Наука, 1966. С. 14.
3 Очерки русской культуры XVI века. – М.: Издательство Московского университета, 1976-1977. Ч. 1. С. 58.
4 Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVII вв. – Новосибирск.: Наука, 1991. С. 103.
5 Русский народ: В 3 кн.: Кн. 2: (сост. Забылин М.) (печатается по изд. 1880 г. в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка) – М.: РиполКлассик 2004.С. 314.
6 Соловьев В.С. Собрание сочинений, т. V. М. Б/г., С. 516.
7 Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 114.
8 Домострой. – М.: Образ, 2007. Электронное
издание. http://nesusvet.narod.ru/
9 Там же.
10 Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории, – М.: Молодая гвардия, 1971. С. 86.
11 Соловьев В.С. Собрание сочинений, т. V. М. Б/г., С. 519.
12 Федотов Г.П. Рождение свободы. – Новый мир. – 1989 .– № 4. – С. 226.
13 Домострой. – М.: Образ, 2007. Электронное
издание. http://nesusvet.narod.ru/
14 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.) М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. С. 206.
15 Хрестоматия по истории России. В 4-х томах: Том 1. Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС: Международные отношения, 1995. С. 258.
16 Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Республика, 1992. С. 141.
17 Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. Пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. Научные комментарии: А.В. Назаренко, А.Л. Хорошкевич, С.В. Думин, М.А. Усманов. – М., 1988. С. 215.
18 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.) М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. С. 215.
19 Там же. С. 217.
20 Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Республика, 1992. С. 143.
21 Русский народ: В 3 кн.: Кн. 1: Праздники, обряды и обычаи на Руси (сост. Забылин М.) (печатается по изд. 1880 г. в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка) – М.: РиполКлассик 2004. С. 142.
22 Имеется в виду, как вражда полов, так и вражда семей мужа и жены. См. Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог). // «Этнические стереотипы мужского и женского поведения». – СПб.: Наука, 1991. С. 213-214.
23 Но еще случалось, что за свое унижение женщины отомщали обычным своим способом: тайною изменой. Как ни строго запирали (речь идет о боярстве – автор) русскую женщину, она склонна была к тому, чтоб положить мужа под лавку, как выражались в тот век. (...) Рабство всегда рождало обман и коварство. Часто женщина напивалась пьяна и тогда, если только представлялся случай, предавалась первому мужчине». (Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Республика, 1992. С. 203.)
24 Костомаров Н.И. указ. соч. С. 200, 202.
25 Там же.
26 Там же.
27 В связи с этим см: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984; его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990; Ужанков А. Будущее в представлениях писателей Древней Руси XI-XIII вв. Русская речь. – 1988. – № 6. – С. 76.
28 Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Художественная литература, 1986. С. 12.
29 Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М.: Захаров, 2006.
30 Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989. – С. 39.
31 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. – Репринтное воспроизведение издания 1939 года. М., 1995. С. 123.
32 Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989. – С. 41.