Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение……………………………………………………………………….
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………
1.1 Понятие «молодежь»,ее специфика как социальной группы………..
1.2 Характеристика ценностных ориентаций российской молодёжи….
II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА…
2.1 Ориентиры молодежной культуры досуга……………………………….
2.2 Культура и сферы реализации молодежи………………………………
III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ……………………..
3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи………………………………………………………………………
3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи…..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.
Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Орёл.
В целях данной курсовой
Всего было опрошено 40 человек в возрасте от 14 до 27 лет. Из них: 5 — учащиеся, 21 — студенты, 14 — рабочая молодежь. Мною была поставлена цель, определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др.
Выдвигалась гипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и работающая молодежь предпочитает пассивный отдых, школьники мужского пола предпочитают проводить время за компьютером, большая часть школьников просто гуляет с товарищами и участвует в антикультурных мероприятиях, большая часть студентов проводит свое свободное время в ночных клубах.
По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению досуга. Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок - концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internet-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий спортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр. А также попросили содействия в постройке скейтпарка.
Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте в рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми.
На вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» 1-ые места занимают: посещение дискотек и баров, посиделки с друзьями, времяпрепровождение с любимым человеком.
На последних позициях сейчас находятся посещение кружков по интересам, рукоделие, домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотр телевизионных передач и походы в кино, театры и выставки находились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений.
На вопрос , что для меня лучший отдых, рабочая молодежь и студенты сейчас все больше склоняются к ответам «быть одному» и «общаться только с близкими людьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем противоположную тенденцию, сегодня 89% опрошенных предпочитают активный отдых.
На вопрос «Достаточно ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговых потребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает, что «достаточно» (40 %), многим больше тех - кто считает, что «недостаточно» (60 %).
Времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов старших курсов значительно отличается. Так, из младших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 10% используют время для самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов.
Зачем студенты ходят в ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выражен этот мотив.
Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку, шумную обстановку, 35% ссылаются на нехватку времени, 20% не устраивают цены на входной билет или удаленность клубов от дома.
На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 37% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку.
Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63% это важно. Наиболее нейтральное отношение у студентов к наличию в ночном клубе бильярда, бара. С возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.Таким образом, в настоящее время, большинство студентов являются активными посетителями ночных клубов.
Наиболее популярными местами отдыха стали Площадь им. Ленина, Городской парк культуры и отдыха, развлекательный центр МЕГАгринн, клубы «Сфера», «Часы», «Версаль», кафе, кофейни. Респондентам был задан вопрос «Что городские власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн, стадион, спортзал, 31% — организовать бесплатные клубы по интересам, 18% — создать молодежные организации, которые способствовали бы коллективному отдыху (например, туристические походы), 9% — создать структуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти.
Если бы была возможность стать членом какой-либо организации, то молодежь бы выбрала организацию:
а) спортивной направленности 45%
б) творческой направленности 33%
г) интеллектуального плана 22%
В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями качественного его насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.
Напрашивается вывод: молодежь страдает опасной социальной немощью, причина которой - ухудшение морального климата в обществе, качества человеческого общения, социального самочувствия в целом. На вопрос: "Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?" ответы распределились следующим образом. Оказывается, библиотеки посещают всего около 15% опрошенных, причем большинство из них студенты 1-3 курсов. Кинотеатрам отдали предпочтение 47%, ночные клубы и кафе - 33%. Участию в художественной самодеятельности и спортивным секциям как виду досуга отдали предпочтение чуть более 3 процентов опрошенных. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась. Это сразу же отразилось на разговорной речи. Она стала косноязычной. Если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы. Большой популярностью сегодня пользуется не реальное общение, а виртуальное, сюда можно отнести такие сайты как «Одноклассники», «В Контакте», «Facebook», «Skype» ну и конечно самым популярным средством общения можно назвать «ICQ».
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и самой страны.
1 1 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1966.
2
Словари и энциклопедии. Молодежь [Электронный
ресурс] // Режим доступа к изд.: http://dic.academic.ru/dic.
3 Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К., 1999.
4
Национальные особенности ценностей воспитания
[Электронный ресурс] // Режим доступа к
изд.: http://praktika.karelia.ru/
5 Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. №1.
6 Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.
7 Философский энциклопедический словарь. М., 1998.
8 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.
9 Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . С. 61 – 62.
10 Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999 г. № 6. с. 98.
11 Васильев В.Г. Мазеин В.О. Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии// Социологические исследования. 2000 г. №1. с. 119 - 120
12 Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества//Социологические исследования. 2000 г. № 6. с. 40.
13 Вишневский Ю.Р. Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г. с. 89
14 Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов//Социологические исследования. 1999. № 8. c.12
15 Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998 г. № 12. С. 21
17Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М: Просвещение, 1988. – 72 с. С.31-41.
Информация о работе Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи