Жанры русского фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ жанров русского фольклора, возникновение которых является закономерным процессом, определяемым как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие фольклора;
выделить состав и классификацию жанров русского фольклора;
охарактеризовать отдельные жанры русского фольклора.

Вложенные файлы: 1 файл

жанры русского фольклора2.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

У попа была собака. 
Он ее любил. 
Она съела кусок мяса. 
Он ее убил. 
И в землю закопал, 
И надпись написал: 
«У попа была собака…»

Выражение «сказка про белого бычка» – символ бессмысленности желаний, ибо настоящая сказка никогда не будет не только завершена, но даже и начата:

– Рассказать тебе сказку, про белого бычка?

– Расскажи!

– Тебе «расскажи», мне «расскажи».

– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?

– Давай!

– Тебе «давай!», мне «давай!»

– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?

– Не надо.

– Тебе «не надо», мне «не надо».

– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?

– Отстань.

– Тебе «отстань», мне «отстань».

Старинный народный жанр любим и современными поэтами: 

Шли из Африки в Саратов, 
 Семь отчаянных пиратов. 
 Не дошли до Душанбе –  
 Видят надпись на столбе: 
 «Шли из Африки в Саратов, 
 Семь отчаянных пиратов. 
 Не дошли до Душанбе –  
 Видят надпись на столбе: 
 «Шли из Африки…» 
   (Б.В. Заходер)[6. С.87].

Небылицы – произведения комической поэзии, небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий:

Гром  по небу прокатился: 
 Комар с дерева свалился. 
 Или:

Ехала деревня мимо мужика, 
 Вдруг из подворотни лают ворота…

Именно небылицы наглядно демонстрируют обратную, страшную сторону смешного.  Небылицы-переделки  чрезвычайно популярны в современном  школьном фольклоре:

У Лукоморья  дуб срубили, 
 Кота на мясо разрубили… 
 Русалку в бочке посолили… 
 Или:

– Откуда костишки? 
 – Из леса, вестимо, 
 – Отца, слышишь, рубят, а я отвожу…

И неизвестно, чего больше в сегодняшних детских  безымянных строчках – страха, смеха  над собственным страхом или привыкания к страху.  Скороговорки. Скороговорки – шуточный жанр народного творчества, относящийся к разряду малых, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. В.И. Даль называет скороговорку – «чАстоговоркой», «чИстоговоркой», что вполне отражает ее суть: произнести быстро и чисто сложное по звуковому оформлению высказывание. Скороговорки использовались в народе как обучающее средство при формировании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора!

Корабли лавировали, лавировали,  да не вылавировали!

Дразнилка – насмешливая, направленная на деморализацию недруга прибаутка рифмованного характера:  

Рыжий, рыжий, конопатый, 
 Убил дедушку лопатой, 
 А лопата ни при чем, 
 Рыжих лупят кирпичом! 
 

Жадина - говядина, 
 Соленый огурец, 
 По полу валяется, 
 Никто его не ест. 

Действенное средство в детских конфликтах, дразнилки  имеют ответные вербальные формулы:

Кто обзывается, 
 Тот сам так называется. 
   Я тебя не слушаю, 
 Посолю и скушаю.

Обзываешь ты меня, 
 Переводишь на себя. 
  

Жеребьевка – один из самых распространенных жанров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое: 

Наливное  яблочко или золотое блюдечко? 
 Коня вороного или казака удалого? 
 Конь вороной остался под горой. 
 Какого коня: сивого или златогривого? 
  Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам: 

Дождик, дождик, перестань, 
 Я поеду в Ерестань, 
 Богу молиться, 
 Царю поклониться.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечка,

Насыплю горошечка.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи.

Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колыбельная песня отличается необыкновенной нежностью, размеренностью и спокойствием.

У кота, у кота 
 Колыбелька золота, 
 А у дитятки мово, 
 И получше того: 
 Люля точеная, 
 Позолоченая. 
 У кота, у кота, 
 И подушечка бела 
 У мово ли у дитя 
 И белее того…».

Излюбленный образ колыбельных  песен, это, конечно, котинька-коток.  Колыбельные песни распространены и в творчестве крупных композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского. М.П. Мусоргским написана известная «Колыбельная Еремушки».

Пестушка – песенка или стишок, которыми сопровождаются первые сознательные движения ребенка. Когда малыш учится ходить, приговаривают:

Три-та-та, три-та-та, 
 Вышла кошка за кота, 
 За Кота Котовича, 
 За Петра Петровича.

Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ничего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки»:

– Ладушки, ладушки! 
 Где были? – У бабушки. 
 – Что ели? – Кашку. 
 – Что пили? – Бражку. 
 Кашка сладенька, 
 Бражка пьяненька, 
 Бабушка добренька. 
 Попили, поели, –  
 Шу-у, полетели, 
 На головушку сели.

Приговорка – словесное ситуативное обращение взрослых к детям. Например, при обливании ребенка в бане говорят:

«С гуся вода, с Алёнушки худоба! Укатись вся!»; плачущему ребенку  говорят: «Не плачь, дам калач. Не вой, дам другой. Не реви, дам три!».

Дети же, в свою очередь, обращались к насекомым: жукам, улиткам, божьим коровкам, примечая: полетит жучок – к ведру, поползет – к ненастью.

Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого играющие дети распределяют роли и устанавливают очередность для начала игры:

– Раз, два, три, четыре, все извозчики в трактире, чай пьют, чашки бьют, на стол денежки кладут, а хозяйка не зевает, только деньги подбирает; прискакали ермаки, поскидали колпаки, один ермак не снял колпак, тот остался дурак!

Частушка (от частый) – короткая, обычно рифмованная песенка юмористического или сатирического содержания. Частушки исполняются в веселом задорном темпе в сопровождении гармони: 

Я иду, они стоят 

40 елочек  подряд.

Елочка  за елочкой,

Люблю парнишку с челочкой.

Фольклорные частушки послужили основой для возникновения  жанра литературной частушки, встречаются в творчестве поэтов Д. Бедного, А.А. Прокофьева.

 

Заключение

 

На  основании изучения некоторых жанров русского фольклора можно сделать следующие выводы:

  1. Каждый отдельный жанр имеет более или менее определившиеся особенности (жанрообразующие признаки), им всем свойственны общие черты, которые и объединяют жанры во внутренне связанную систему, состоящую из взаимозависимых произведений.
  2. Весь фольклор с точки зрения его бытования можно разделить на обрядовый и необрядовый. К первой разновидности относятся произведения народного поэтического творчества, исполняемые во время какого-либо обряда и являющиеся, следовательно, его частью. К необрядовому фольклору относятся устные народные произведения, бытующие в самых различных условиях жизни и не связанные с каким-либо обрядом.
  3. Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются единой для них задачей воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу – изображение одной из сторон жизни.

В данной работе поверхностно рассмотрены некоторые жанры русского фольклора. Однако даже это поверхностное изучение показывает, какой огромный путь прошел русский фольклор. И мы можем видеть, какое активное участие принимает фольклор в нашей жизни, помогает человеку жить, работать, отдыхать, принимать решения.

 

список использованных источников

 

 

  1. Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Т.М. Акимова, В.К. Архангельская, В.А.Бахтина. – М.: Высшая школа, 1983. – 208 с.
  2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. [Текст] / В.П. Аникин. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2009. – 735 с.
  3. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» [Текст] / Ю.Г. Круглов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – 320 с.
  4. Медриш, Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики [Текст] / Д. Н. Медриш. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. Извлечено URL: http://lib.rus.ec/b/36478.
  5. Русский фольклор [Текст] / Под ред. В.П.Аникина. – М.: Худ. лит., 1985. – 367 с.
  6. Селиванова, С.И. Русский фольклор основные жанры и персонажи. [Текст] / С.И. Селиванова. – М.: Университетская книга. Лотос, 2007. – 200 с.
  7. Толстой, Л.Н. Былины [Текст] / Л.Н. Толстой. – Переизд. Предисл. В.П. Аникина. – М.: Дет. лит., 1984. – 32 с.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Жанры русского фольклора