Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа
Цель данной работы заключается в выявлении психологических, философских и культурных предпосылок «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в., и рассмотрении основных составляющих этого культурного феномена.
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Философские и психологические основы формирования «женского мира» в русской культуре………………………8
1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в. …………….8
1.2. Статус женщины в русской культуре XVIII – начала XIX в. ….............................………………18
Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в.
2.1. Чувственный мир русской дворянки……………………………...………….40
2.2. Стереотипы светского женского поведения…………………………………53
2.3. Женские образы XVIII в. ……………………………………………………..72
Глава 3. Реализация идеи женского образования на примере Смольного института……………………………………86
3.1. Предпосылки, идея создания и открытие Смольного института…………..86
3.2. Обучение и принципы воспитания в Смольном институте………………...91
Заключение………………………………………………………………....109
Список источников и литературы…………….………………………...…115
Это суждение X. Ортеги-и-Гассета подтверждается фактами. Известно, что наиболее репрезентативной формой литературы XVIII века был авантюрный роман. Характеризуя XVIII век, исследователь пишет: «Огромный, многотомный роман - до необычайных размеров разбухшая форма, с сюжетной установкой. Не большая, собственно, а «громадная» форма. Сюжет любого из этих романов в пересказе занимает целые десятки страниц. Приключения нанизываются на приключения: бури, кораблекрушения, плен, бегство, нападение морских разбойников, снова путешествия из страны в страну, во все части света. Такова схема романа. Большинство оригинальных русских романов - авантюрного типа. Можно сказать, что такой роман был наиболее типичным явлением для XVIII века»61. С рубежа XVIII-XIX веков эволюция литературы развертывается в направлении заметного сокращения числа приключений, отхода от сюжетной динамики, а в отдельных случаях вообще от сюжета. Жанр чувствительной повести, с которым экспериментирует Н. Карамзин, является переходной формой от авантюрного романа к психологическому роману XIX века. Рассуждая о романе, эту закономерность фиксирует Ф. Шлегель. «Роман, - пишет он, - возник первоначально из разложения поэзии, ибо как авторы, так и читатели рыцарских книг, устав от метрических оков, сочли прозу более удобной. Содержание еще долго оставалось авантюрным, но и оно все более приближалось к прозаическому»62.
Иначе говоря, успех Руссо возникает в момент разрушения традиционных границ между мужским и женским началом, столь значимых в эволюции культуры. Это именно женские вкусы выражает Руссо, когда пропагандирует новый метод воспитания, предполагающий изоляцию воспитуемого от общества, которое «портит и развращает людей», но, в особенности, это присуще городскому обществу с его эстетическими и чувственными соблазнами. Зачитывающаяся Руссо женщина конца XVIII века уже не могла видеть холодных эгоистов, не верящих в любовь, искавших в своих отношениях с женщиной лишь физического удовольствия и удовлетворения своего тщеславия.
Таким образом, сопротивляющаяся культуре «философия жизни» в ее раннем, руссоистском варианте соответствовала развертывающимся в истории XVIII века объективным процессам. Проблема заключается лишь в том, что Руссо оказался рупором мировосприятия представителей среды, не имевшей отношения к аристократии, а именно - мещанско-предпринимательской среды. В самом деле, культивируемые этой средой ценности способны противостоять разложению нравов в дворянской среде, ставшему реальностью не только в этой среде. Здесь становится очевидным, что в ситуации упадка нравов особое отношение к частной, т. е. семейной жизни может сослужить человечеству добрую службу. Изменившейся статус женщины в русском обществе связан с глубокими ритуальными архетипами, с лиминальной стихией противопоставления «структуры» и «общины», государственной и частной сфер.
Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в.
2.1. Чувственный мир русской дворянки
«Золотой век индивидуальности»
Усилившееся обособление сферы личного и частного не могло не повлиять на формирующийся «женский мир». Судя по художественной литературе, процесс этот, начавшийся еще в конце XVII в., пошел в XVIII столетии быстрыми темпами. Началось осознание целостности, самостоятельности и отличности «женского» мира от мира «мужского». Немалую роль при этом сыграло искусство - живопись, скульптура, но все же главенствующую роль взяла на себя литература, ставшая практическим руководителем в обучении «науке жизни». Именно она, и лишь вслед за нею живописцы, независимые от прямых поучений церкви и государства, стали рупором новых идей.
Любовная лирика (бывшая всего полстолетия назад чуть ли не под запретом - достаточно вспомнить положение придворного «пиита» Симеона Полоцкого) впервые начала воспевать страсти отнюдь не платонические и опять-таки впервые за многие века перестала третировать любовь к женщине как греховное чувство. Благодаря новым литературным приемам и сюжетам изобразительного искусства в общественных умонастроениях появились незнакомые прежде понятия сильных и возвышенных чувств, возбуждаемых женщиной, страстей отнюдь не платонических, рыцарского отношения к прекрасному полу. Интимная привязанность к избраннице, интимный индивидуальный выбор стали изображаться в литературе и являться действительной причиной желания вступить в брак и основой его впоследствии.
Под пером безымянных авторов русских повестей XVIII в. женщины все чаще представали не только и не столько как порочные соблазнительницы, но как объект поклонения, а то и вовсе как выразительницы положительных идеалов (в то время как мужчина воплощал социально типичные недостатки). Начиная с петровского времени женщины рисовались побуждающими своих избранников - Василия Кариотского, купца Иоанна, «кавалера Александра» и других - забыть обо всем, кроме «сладкой тирании любви» (В.К. Тредиаковский), переживать ее как «жестокую горячку», заставляющими воспринимать их и говорить с ними, «встав на коленки»64. В.К. Тредиаковский, комментируя замысел своего сочинения «Езда в остров любви», отметил, что «отроки» находят «чувствительность и страсть», открывая «их для себя в прекрасной книге, которую составляют русские красавицы, каких очень мало в других местах»65.
Любопытно, что даже русские писатели-«пересмешники», вроде М.Д. Чулкова и Д.И. Фонвизина, живописуя чувства влюбленных, стали чаще акцентировать в них «нежность»66, в то время как полвека назад и существительного такого не употреблялось (глагол «нежити», т. е. «содержать в неге», - начала XVIII в.; в начале XIX в. слово это все еще употреблялось с оговоркой: «невеста имела ко мне великую, так называемую нежность»)67.
И в литературе, и в жизни женихи склонны были видеть в сексуально-привлекательной внешности своих невест некое «вознаграждение» за собственные достоинства (внешние, внутренние, профессиональные). Этим объясняется, по-видимому, традиционное изложение мужских жизненных сценариев (в литературе, в мемуарах): от фиксации достигнутого к определенному возрасту - к событиям, связанным с женитьбой, а в их рамках - к описанию внешности спутниц жизни («милы», «хороши собой», «хорошенькие», «прелестной наружности»)68.
Говоря о своей влюбленности в будущую жену и о первых годах совместной жизни, мелкий украинский дворянин Г.С. Винский невзначай отметил, сколь важное место он отводил чувственности в будущих супружеских отношениях: «Я желал бы с нею быть, хотя непрестанно, ласкать и быть ласкаемому, делать ей все угодное, особенно удовлетворять ее нужды или прихоти...»69. Подобное признание (о готовности во имя любви исполнять «прихоти» избранницы, и не любовницы - жены!) немыслимо найти в литературе или частной переписке XVII в. Между тем в конце XVIII в., а тем более в начале XIX в. подобное отношение к супруге, которую муж «любил безумно», «обожал», «баловал сколько мог», «любил страстно», перестало быть исключительным: все эти глаголы взяты из мемуаров людей, живших в то время70. Женам - а не «милым подругам» вне брака - стали посвящать романсы (как то делали поэты Г.Р. Державин и И.М. Долгорукий).
Наконец, в начале XIX столетия мужья все чаще стали признаваться в своих воспоминаниях о том, что именно жены дали им возможность «вкусить истинное на земле счастие», а в письмах мужей к женам нормой стали романтизированность и сентиментальность: «Целую твои ножки, моя благодетельница... целую тебя сердцем, полным твоими добродетелями...»71. Такой дискурс формировался кругом чтения, в котором на рубеже веков было изрядное количество «нежных малюток», подобных «фiялочка», их объятий «маленькими рученочками», исколотыми шиповником или запачканными земляникой, «слезно окропленных» ресниц и, конечно, «легких ножек» и прочего. Дворянин С.Н. Глинка прямо признавался в том, что в юности таким образом «лелеял сердце жизнью мечтательной»72.
Все перечисленное годилось для восхищенья женщиной. С изумлением отмечая «особенность» мира женских чувств, мемуаристы-мужчины все чаще пытались сравнить собственную оценку того или иного явления и отношение к нему возлюбленных, подруг, жен. Утверждение о том, что сильные эмоции женщины могут не только возбуждать, но и испытывать сами, причем более тонко и остро, нежели мужчины, было, например, открытием для кн. М.М. Щербатова73. В стихах и письмах поэта М.Н. Муравьева впервые прозвучала мысль о том, что женская натура может быть сложнее и глубже мужской в эмоциональном смысле, что женщина может быть «счастлива сердцем» не так, как мужчина, «отвлеченный своим правом и должностями»74. Писатели стремились отметить «взаимность горячности, услаждавшей чувства и душу», равным образом (с их точки зрения) нежившей и их самих, и их избранниц.
Письма, дневники и мемуары молодых российских дворянок XVIII - начала XIX в. отражают мотивация, стремления, эмоциональный строй сферы чувств. Читая строки воспоминаний, написанных женщинами, редко можно найти признания в том, что они были безразличны к вопросу о замужестве - напротив, они его ждали, о нем размышляли, переживали, если этот вопрос долго не решался, и будто не чувствовали, что находятся под эмоциональным диктатом традиции, настаивавшей на обязательности замужества для каждой «приличной» барышни75. Сексуальной жизни вне рамок брака у «приличной» девушки-дворянки в идеальной модели, выстраиваемой ее родителями и общественным мнением, не могло быть априори.
Большинство дворян считало для себя необходимым (хотя бы опять-таки в силу традиции) жить по любви. Но что это была за любовь, если за нею стояла «обреченность своею обязанностью, своею привязанностью жертвовать собой во имя долга»? «Любила я его очень, хотя я никакого знакомства прежде не имела, нежели он мне женихом стал», - вспоминала о своем отношении к будущему мужу – «Иванушке» - Н.Б. Шереметева (в замужестве - Долгорукова)76. Можно припомнить в этом контексте и ситуацию социального и языкового конфликта в хрестоматийном разговоре пушкинской Татьяны Лариной с ее няней («Была ты влюблена тогда?» - «И, полно, Таня, в эти лета мы не слыхали про любовь...»). Дворянская девушка и ее крепостная буквально говорили на разных языках, вкладывая в слово любовь совершенно разный смысл (брак Прасковьи и Дмитрия Лариных приходился примерно на 1790-е годы, разговор Татьяны с няней мог состояться около 1810 г.): няня являла в диалоге образец традиционного восприятия любви как обязанности, а Татьяна - любви как романтического чувства.
На страницах своих писем, дневников, мемуаров женщины редко описывали любовь к супругам, а в признаниях - если таковые случались - более звучала тема необходимости, нежели всепобеждающего чувства. «Я не имела такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра - другого. В нынешний век такая мода, а я доказала свету, что я в любви верна», - писала в своих «Записках» Долгорукова Н.Б.77 Чтобы заметить это и сопоставить с тогдашними нормами брачного поведения западных современниц и русских дворянок, не нужно было долго жить в России. «Они не привыкли к тому, что дамы могут ожидать и желать, чтобы любовь была составной частью брака. Они даже не знают, что это значит...» - писала леди Рондо78.
Это мужчины - по крайней мере, на страницах, не предназначавшихся для обнародования, - смело и беззастенчиво (вслед за романтическими литературными образцами) признавались в «нежном» отношении к своим женам. Этого требовали и нормы этикетного поведения дворянина того времени. Женщины же демонстрировали скованность, «самоограничение» (что порой чувствовали и их мужья), самоуглубленность - видимую порой на живописных полотнах. И тем самым являли собственную зависимость: отчасти от условностей, отчасти от религиозно-нравственных постулатов и веками выработанных традиций. Традиция вкупе с христианскими моральными нормами настойчиво требовала от женщины такой любви, при которой бы супруг был «один в сердце» и не могло возникнуть новое чувство. Те же нравственные нормы формировали общественные умонастроения, предполагавшие ожидание от женщин эмпатии, самопожертвования, готовности быть духовной опорой для мужчины, «подкреплять» его (Н.Б. Шереметева-Долгорукова)79.
В документах частной переписки XVIII - начала XIX в. обращения жен к мужьям (и, шире, женщин - к мужчинам) лишены стандартности, характерной для XVII столетия, зачастую в них звучат и дружественность, и нежность. Это можно рассматривать как обычную риторику обращения типа «Дрожайшее сокровище мое!», «Милый мой друг!», «Премного милый мой друг!», «Радость моя!», «Мой свет!»... Но в то же время есть основания думать, что все эти «приятности» были, во-первых, выражениями истинных переживаний и, во-вторых, элементом ожидаемого от женщин общепринятого, этикетного поведения. И сформировалось оно при «участии» широко бытовавших «Письмовников». Реальные чувства были в них опосредованы некой заданной формой, в которой их принято было выражать. Поэтому не стоит удивляться тому, что в женских письмах XVIII в. не найти ни комичных домашних прозвищ, ни интимных признаний - как будто их авторы подспудно чувствовали, что их записи могут попасть в чужие руки. В известном смысле на стиль мемуаристок воздействовали и «плоды просвещения» - образы и отношения, выведенные в заграничных романах, стиль речи героев.
Выработка сдержанности, умения не поддаваться эмоциям, а тем более страсти, по-прежнему определяли содержание женского дворянского воспитания. Сопоставительное рассмотрение текстов «мужских» и «женских» мемуаров позволяет прийти к выводу, что девочки раньше мальчиков начинали понимать, чего от них ждали (а ждали - по сравнению с мальчиками - в привычном социальном смысле меньшего), раньше осознавали, какими их хотели бы видеть, и рано демонстрировали готовность следовать установленным нормам поведения. От них ждали «игры по правилам»: замужество, материнство, замкнутость на семейной сфере - они описывали свои судьбы с учетом подобных экспектаций.
Считалось, например, что «публичная искренность этого времени» (Н.М. Карамзин) претила женской душе - более интравертной, более «слабой и холодной», нежели мужская.80 «Надобно знать, - рассуждал М.Д. Чулков в одном из своих сборников, - что сколько женщина ни была бы беспорядочна, только великие находят трудности открывать свою страсть...»81 В известной мере такое отношение к миру чувств женщины поддерживалось и направлялось не только православной моралью, но и переводными наставлениями «Молодым госпожам, вступающим в брак»82. В скрытности и замкнутости женского душевного мира видели его «утонченность»: женщины-мемуаристки избегали признаваться в собственном счастье, попусту изливать свои горести и вообще любыми средствами оберегали свой внутренний мир от чужих глаз.
В то время как мужчины все более открыто позволяли себе анализировать свои «чувствования», женщины тоже задумывались о них, но как бы в своем «ключе», и вкладывали в это занятие совсем иное содержание. Все воспитатели - от матерей и нянек до гувернанток и надзирательниц в пансионах - старались выработать в девочках и девушках негативное отношение к чувственности как к «любви скотской», «мерзости», «телесному страданию». Лучше всего это описано А.Е. Лабзиной83, мать которой - по ее словам - любила своего мужа (и отца мемуаристки) «страстно». Но под страстью и матерью, и - впоследствии - дочерью разумелось строгое соблюдение церковных предписаний в семейной жизни, воспитание в детях богобоязни и смирения, умение подчиняться и (пользуясь старообрядческой лексикой) «подукрадовать» греховные чувства.
Информация о работе Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.