Импрессионизм и мировая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

С культурологической точки зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере живописи или же к новшествам в сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный поиск новых форм выражения в творчестве. Этот поиск приведет к возникновению в XX веке самых разнообразных художественных направлений, которые принципиальным образом противопоставят себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис человеческого духа, наиболее полно выраженный в живописи». Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного кризиса, из идейного тупика?

Вложенные файлы: 1 файл

ИМПРЕССИОНИЗМ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

Сами по себе деформация реальных форм и использование нереальных цветовых сочетаний не были чем-то новым  в искусстве. Художественное усиление встречалось и в живописи, и  в литературе. Например, в иконописи  цвет символизировал то или иное явление. Но раньше искусство находилось в  подчиненном положении, оно не могло  считаться самостоятельным, а тем  более высшим способом проникновения  в глубинный смысл всего существующего. Искусство же постимпрессионистов  претендовало на эту привилегию, которую  раньше оспаривали религия и наука. Недаром П. Гоген, говоря о художественном творчестве, сравнивая художника  с богом. Искусство по своей природе  обладает способностью воздействовать и на разум, и на эмоции человека, т.е. у него наиболее разнообразные  возможности воздействия на человека.

Использование цветовых эффектов и искаженных пропорций помогали художнику вознести зрителя над  зримой реальностью, над внешними природными формами, над повседневностью. Постимпрессионисты хотели с помощью картин помочь человеку задуматься и над невидимым смыслом  бытия. Но эту возможность может  предоставить зрителю только гениальный художник. Цветовое усиление и деформация не должны быть произвольными, случайными. Важно добиться гармоничного сочетания  Это сочетание может быть хорошо продуманным или найденным интуитивно, мгновенно, но в каждом случае сочетание  красок, форм и линий должно быть единственно возможным, выражающим суть, внутренний смысл объекта.

Постимрпессионисты настолько  серьезно относились к искусству, что  но шли ни на какие компромиссы  с традициями, условностями, критиками. Можно сказать, что постимпрессионисты принесли себя в жертву своему видению  искусства. Импрессионисты тоже долгие годы терпели лишения, но к концу  жизни Моне, Дега и Ренуар стали  обеспеченными людьми. Ренуар, например, был награжден орденом Почетного  легиона. Сезанна же официальная  критика, академики и власти не желали признавать значительным мастером и  накануне его смерти. Отец Тулуз-Лотрека  даже после смерти сына считал его  картины не заслуживающими серьезного внимания. Гоген умер в нищете на одном из островов Полинезии, где  искал новые темы и формы выражения  для своего искусства. Перед Гогеном, как и перед Ван Гогом, постоянно  маячил выбор: потратить скудные  средства на еду или на краски. Самое  обидное, что всеобщее признание  творчества постимпрессионистов началось вскоре же после их ухода из жизни.

В конце XX века практически  никто не оспаривает того факта, что  творчество постимпрессионистов оказало  определяющее воздействие на художественную культуру XX века. В этом смысле судьба творчества постимпрессионистов сложилась  более чем удачно. Но личную судьбу, личную жизнь каждого из них можно  назвать драматичной, если не трагической, И даже на этом общем драматическом  фоне поражает трагизм судьбы Ван  Гога. О жизни Ван Гога написано много книг, снято несколько кинофильмов. В 1975 году композитор Г. Фрид написал  даже оперу «Письма Ван Гога», существуют и скульптурные произведения, посвященные этому художнику. Об отношении к живописи Ван Гога в XX веке красноречиво свидетельствует  следующий факт: картина «Портрет доктора Гаше», написанная Винсентом  в 1890 году, незадолго до смерти художника, через сто лет была продала  за сумму, превышающую 80 млн. долларов. Картину приобрела одна из японских корпораций. Цена картины способна поразить воображение, вызвать удивление, особенно если знать, что сам Ван  Гог большую часть жизни находился  на грани нищеты. Символичным выглядит тот факт, что эта картина оказалась  в Японии. В этой стране к творчеству и судьбе Ван Гога уже давно  относятся с особым вниманием  и уважением. Сам Ван Гог неоднократно подчеркивал свой интерес к японскому  изобразительному искусству. Творчество Ван Гога, как и творчество других постимпрессионистов, ознаменовавшее собой поиск новых художественных форм выражения, основывалось на тщательном изучении художественных традиций самых  разных регионов планеты. Неудивительно, что творчество постимпрессионистов  вызывает искренний интерес далеко за пределами Франции, где Ван  Гог создавал свои знаменитые произведения.

В картинах Ван Гога, даже в гораздо большей степени, чем  у импрессионистов, можно видеть сам процесс создания картин, можно  увидеть тот порыв, ту стремительность, с которой Винсент старался передать свои страсти, мысли и впечатления. Особенности техники в картинах Ван Гога являются свидетельством стремления как можно быстрее и выразительнее  запечатлеть искренние чувства  художника, порожденные его внутренней интуицией. Любимые цвета Ван  Гога - желто-лимонный, синий, голубой, зеленый. Красочность большинства  полотен Ван Гога поразительно не соответствует трагической судьбе художника. Только в некоторых последних  работах Винсента, например, в работах, написанных им в больнице, чувствуется  тревога, драматизм и даже тоска, охватывающая художника. Большинство  картин Винсента Ван Гога утверждают возвышенное и жизнерадостное отношение  к действительности. Парадокс: художник, стоявший на грани нищеты, умопомешательства  и самоубийства, создает картины, залитые светом и цветом. Ван Гог, как никто другой, умел в колорите передавать скрытый смысл бытия. Характерна в этом отношении история портрета доктора Рея, того самого, кто лечил Винсента в Арле. Ван Гог написал портрет доктора в знак благодарности за ту заботу, которую доктор про­являл по отношению к Винсенту. Портрет не понравился доктору, поскольку был написан в нетрадиционной манере и не передавал сходство в той мере, в какой хотелось самому Рею. Не желая огорчать своего пациента, доктор принял подарок, но лишь затем, чтобы спрятать его подальше и забыть о нем. Дело происходило в 1889 году, а через несколько лет, когда к живописи Ван Гога уже пробудился интерес, доктор нашел этот портрет в курятнике и продал его коллекционеру. Люди, знавшие Рея, утверждали, что с годами доктор все больше становился похожим на свой пор­трет. Вероятно, Винсент Вен Гог сумел передать в портрете то существенное, основное, что составляло суть натуры доктора Рея.

Импрессионисты утвердили  понимание искусства как независимой  сферы духовной деятельности. Постимпрессионисты возвысили искусство над всеми видами духовной деятельности. В постимпрессионизме художник становился пророком, проповедующим художественную красоту как высшее духовное явление, проповедующим искусство как высшую форму духовности.

 


Информация о работе Импрессионизм и мировая культура