Инновации в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Краткое описание

В настоящее время в РБ установилась устойчивая тенденция сокращения общей численности работающих в сфере науки и, прежде всего, в отраслевой науке, где численность научных работников уменьшилась почти в четыре раза. В целом по республике доля работников отрасли “Наука и научное обслуживание” в общей численности занятых в народном хозяйстве уменьшилась более чем в два раза. Таким образом, на 10 тысяч человек у нас приходится сегодня менее 19 исследователей. Сравним с некоторыми другими странами: США – 52,4, Израиль – 38, Россия – 31,9, ФРГ – 28,7, Франция – 26,3, Корея – 24.[22, с.7] Как видим, наша наука сегодня далеко не избыточна.

Вложенные файлы: 1 файл

IGS_ak_innovmng.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Но проблема заключается  не только в потере возможного коммерческого  успеха, но, что еще более важно, низкий технологический уровень  национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования  интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок приводят к неэквивалентному обмену, неспособности привлечь в национальную экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен в большинстве случаев толкает национальную экономику и ее ведущие отрасли в “ловушку нарастающего технологического отставания” (концепция “технологической пропасти”), что подрывает национальную безопасность страны.

Таким образом, страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.

В современных условиях использование  интеллектуального ресурса, адаптация хозяйственных субъектов к инновационным процессам определяют не только уровень конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность к дальнейшему росту, обеспечение национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.

Лидирующее место в экономике  XXI века  будет принадлежать  экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.

Значительное повышение  технологического уровня, активное использование интеллектуального ресурса, информационных технологий,  повлияло на формирование таких новейших тенденций,  как хайтеграция, сервизация, софтизация.

Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом “высоких технологий”, а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что "высокие технологии" выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нём. 

С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых  стран  наблюдается процесс сервизации или “деиндустриализации”, который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие  повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся  в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.

Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития "мягкой инфраструктуры", в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.

В настоящее время лидерами могут  стать только те компании, которые активно могут вовлекать в хозяйственную деятельность интеллектуальный ресурс. Стоимость таких компаний резко возрастает. Следовательно, традиционные подходы, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим  изменениям.

Этот вывод особенно важен для  стран переходного периода.

Наука,  технология,  экономика и  образование являются компонентами целостной системы инновационной деятельности.     

Игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость (отношение объёма финансирования НИР к ВВП). В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и  в отраслях экономики.

Наука  прямо или косвенно через  технологию, экономику или быт  воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей, адекватных доминирующему технологическому укладу в общественном производстве.

Интеллектуальный вклад поколений  ученых и инженерно-технического персонала  постепенно увеличивал наукоемкость производимой продукции и повышал ее конкурентоспособность. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.

Потенциал научных знаний по результатам  проведения ФТИ и поисковых НИР  представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости. Без него настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую    высокую степень наукоемкости и новизны.  Поэтому выполнение прикладных НИР и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также проектно-технологических работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных знаний, что обеспечивает новой продукции высокую   конкурентоспособность. Кроме того, прикладные НИР позволяют путем приобретения лицензий на нововведения-продукты, как это много лет практиковалось Японией, производить новую продукцию значительно лучше, чем это получалось у страны - патентодержателя, вытесняя последнего на рынке тех же товаров.

Технологическое лидерство в производстве наукоемкой продукции означает улучшение состояния экономики страны как одного из важных компонентов целостной системы инновационной деятельности.

Дополнительным фактором экономического развития является максимальное использование интеллекта персонала, что невозможно без достаточно развитого образования. Компоненту «образование» в целостной системе инновационной деятельности во всех индустриально развитых странах всегда придавалось исключительно важное значение. В нашей стране имеется более 30% населения с высшим и средним специальным образованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационной деятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве. Развитие образования обусловливается состоянием науки, технологии и экономики.

1.3. Научно – инновационная политика РБ

В РБ проблемы управления инновационной  деятельностью предприятий на макроуровне  связаны с осуществлением структурной перестройки экономики и созданием макроэкономических условий для активизации инновационной деятельности на предприятиях. Это проблемы: привлечения иностранных инвестиций; государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий; приватизации как инструмента мотивации инновационной деятельности; компетентного управления предприятиями госсектора.

 Государственная научно-техническая  политика (ГНТП) отражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РБ в сфере науки, техники и технологий, реализации научно-технических достижений. Цели ГНТП в соответствии с законом «Об основах государственной  научно-технической  политики в Республике Беларусь», принятым ВС РБ 27.11.1997 г.:     Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

Формирование его структуры;

Увеличение вклада науки и техники  в развитие экономики страны;

Реализация важнейших структурных преобразований в сфере материального производства; повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

Улучшение экологии;

Укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и  государства;

Системное развитие и эффективное использование научно-технического потенциала с особым выделением в нем основного ядра – технологического;

Сохранение и создание новых  рыночных ниш наукоемкой продукции  и технологий нового типа на мировых рынках.


ТЕМА 2. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Сущность  и содержание  инновации

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением ( инновацией) (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества» .

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера).  Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны  понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение,  делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано  изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами  и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью  получить выгоду. Инновация же  всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие  может произойти случайно, а инновация  всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновации»  как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии  и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники,  технологических процессов или  нового рыночного обеспечения  производства;

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации производства  и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых  рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение  с целью внедрения и использования  новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно И. Шумпетеру, инновация  является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В Белоруссии официальным термином  инновации является термин, используемый  в Законе «Об основах государственной  научно-технической  политики в Республике Беларусь», принятым ВС РБ 30.01.1995 г.,: Инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.

Инновационный процесс – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях.

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

2.2. Классификация инновационных процессов  и нововведений

 Таблица 2.1

Признаки 

классификации

Группирование по установленным  признакам

1. Содержание новаций,  инновационных процессов

(области применения)

Научные, технические, технологические, экономические, управленческие, организационные, информационные, производственные

2. Степень новизны

(радикальности изменений)

Базисная (открытие, изобретение),

Улучшающая (изобретение, рацпредложение);

Псевдоинновация (рацпредложение, прочие: эстетика, внешний вид, незначительные изменения)

3. Варианты организации

Внутрикорпоративные, программные, конкурсные

4.Вид инновационного  процесса 

Пионерный (достижение мирового первенства – США);

Догоняющий (Япония, улучшение свойств  существующих процессов)

5. Уровень разработки  и распространения нововведений (масштабы)

Трансконтинентальные

Транснациональные

Государственные

региональные

отраслевые

корпоративные

 фирменные

6. Вид новшества

 

Продуктовые (конструкция и устройство, новые  материалы, функции)

Процессные (технология, организация и автоматизация производства)

7. Степень интенсивности  инноваций

«Бум»

равномерная

слабая

массовая 

8. Темпы осуществления  инноваций

Быстрые

Нарастающие

Равномерные

Скачкообразные

Замедленные

Затухающие

9. Результативность

инноваций

Высокая

Стабильная

Низкая

10. Эффективность инноваций

Экономическая

Социальная

Экологическая

Интегральная

11. Сферы разработки и распространения нововведений

Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые

12. Цели нововведений

кризисные инновации;

инновации  развития.

Информация о работе Инновации в культуре