Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5
2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии…….19-22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Романский стиль (лат. romanus - римский) - стилевое направление в  западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявившееся прежде всего в  архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных  соборов, обычно располагавшихся на возвышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью  конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся  на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического  стиля.

Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Европе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего  с религиозной архитектурой, скульптурой  и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью  преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов  характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры  и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными  прорезными окнами, украшенными многоцветными  витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и  также резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее известные готические сооружения - Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве  конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию  и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной  единому ансамблю, как, например, в  садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Манерностью, "капризностью", витиеватостью, избытком украшательства этот стиль был выражен в музыке и литературе.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве  и литературе XVII - начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение  к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в  художественных произведениях, что  выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трех единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области  языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного  эстетического чувства, переродился  в безжизненный академизм.

Рококо (франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем другие, стиль  в искусстве Западной Европы, преимущественно  Франции XVIII в., занимающий "промежуточное  положение" между барокко и  классицизмом. Отражая главным образом  вкусы дворянской элиты, этот стиль  получил особо широкое распространение  при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфоре  и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля "рококо" - стремление к изяществу, мелкая деталировка  формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - художественное течение  в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной  роли "цивилизации", "царства  разума". Противопоставляя разуму культ  чувства как доминанту художественного  творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо: "Разум может ошибаться, чувство - никогда!". С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал  собственной эстетики, занимая промежуточное  положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.

Романтизм - широкое идейное  и художественное направление в  западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как  реакция на результаты Великой Французской  революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного  общества вообще. Романтики выступали  против формализации искусства и  прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли  большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой  и ренессансной культуры, нередко  идеализируя их и наследуя из них  сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи - О.А. Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм (позднелат. realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся  прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться  двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение  жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится  человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, вводимый к определенным эстетическим принципам. В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения (XIV - XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о "просветительском реализме". Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.

Натурализм (лат. natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней  трети XIX в. в Европе и Америке  под влиянием философии позитивизма  и таких его представителей как  француз Огюст Конт, англичанин Герберт  Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное" знание может быть получено из отдельных специальных  наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал Зигмунд Фрейд.

 

 

Заключение.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному  освоению мира; особая сторона общественного  сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение  действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной  реальности, ее воспроизведение в  образно-символическом ключе при  опоре на ресурсы творческого  воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком  своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке.

Искусство является неотъемлемой частью культуры. Оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное видение действительности; ему присущи образность и творческий характер. Именно способность к художественному творчеству отличает человека от остального животного мира.

Искусство, являясь уникальным способом реализации творческих способностей человека, наполняет бытие человека в культуре ценностью и смыслом. За счет разнообразия видов и жанров каждый может найти в искусстве  то, что сделает его жизнь богаче. Нужно только развивать способности, необходимые для общения с  искусством, ведь оно может дать человеку ровно столько, сколько  он способен «взять» - понять, пережить, прочувствовать. Р. Успенский сказал: «Целью искусства является поиск  прекрасного, также как целью  религии является поиск Бога и  Истины». Можно дополнить это  утверждение: искусство помогает не только найти прекрасное в окружающем мире и в самом себе, но и создать  его, сотворить…

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Виды искусства. / Зись Д. Я./- М., 1994;
  2. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. /Романов В.Н. / - М., 1991.
  3. Культура: Теории и проблемы. - М., 1995.
  4. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. – Т. 1 – СПб., 1998. – С. 274
  5. Философия. Мифология. Культура./ Лосев А.Ф./ - М., 1991
  6. Человеческое в культуре, культурное в человеке/Бурлина Е.Я/.-М.,1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство в системе культуры