Искусство раннего возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ…………………………………6
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………..……………………………….……………..8
3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ……………...…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 483.58 Кб (Скачать файл)

Современником Леонардо да Винчи и Рафаэля был их вечный соперник — Микеланджело Буонарроти, величайший мастер Высокого Возрождения  — ваятель, живописец, архитектор и  поэт. Свой творческий путь этот титан  Возрождения начал со скульптуры. Его колоссальные статуи стали символом нового человека — героя и борца («Давид»). Мастер возвел немало архитектурно-скульптурных сооружений, самое знаменитое из которых  — капелла Медичи во Флоренции. Великолепие  этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Но особенно знамениты  росписи Микеланджело в Ватикане, в Сикстинской капелле, в которых  он проявил себя как гениальный живописец. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом  персонажей («Сотворение Адама»). Огромная, невероятно сложная по исполнению фреска на потолке была выполнена художником в одиночку, без помощников; она  и по сей день остается непревзойденным монументальным произведением итальянской живописи. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» — символ крушения идеалов своей великой эпохи. Тем не менее Микеланджело всегда боготворил красоту человека, какие бы роковые и трагические страницы жизни ни определяли содержание творений этого гения. Микеланджело много и плодотворно работал в архитектуре, в частности, руководил строительством собора Св. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло колоссальную роль в мировом искусстве, в частности, оказало влияние на формирование принципов барокко.

В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала  Венеция, где этот период продолжался  до середины XVI в. Особое великолепие  город приобрел после перестройки  его центра учеником Браманте Якопо  Сансовино (1486—1570). Напротив Дворца дожей  он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично  связав ее с ансамблем площади. У  подножия колокольни собора Сан-Марко  мастер построил небольшое изящное  здание — Лоджетту, а в 1532—37 гг. на Большом канале — нарядное палаццо  Корнер делла Ка-Гранде. Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего  столетия, и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя  великих мастеров Джорджоне и  Тициана. Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в  Венеции. Его искусство совершенно особое. В нем царит дух ясной  гармонии и какой-то особенной интимной созерцательности и мечтательности. Этот венецианец умел передать настроение сцены, ее едва уловимое, подобное чудному  сну, абсолютное безмолвие. Он часто  писал восхитительных красавиц, настоящих  богинь. Обычно это поэтический вымысел  — воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим  чувством и прекрасной женщиной. В его картинах таится намек на чувственную страсть, на сладостное наслаждение, на неземное счастье. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности.

Тициан вошел в историю  итальянского искусства как титан  и глава венецианской школы, как  символ ее расцвета. В творчестве этого  художника с особой силой проявилось дыхание новой эпохи — бурной, трагической, чувственной. Творчество Тициана отличается исключительно  широким и разносторонним охватом  типов и жанров живописи. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами  ликующей радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими  картинами. Тициан принадлежит к  величайшим колористам мировой живописи. Его картины сияют золотом  и сложной гаммой вибрирующих  светоносных полутонов цвета. Тициан выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние  на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства. Могучий темперамент и яркая  творческая индивидуальность Тициана  проявились уже в ранних его работах, насыщенных кипучей жизнью, сверкающей красотой, богатством духовного содержания, глубиной эмоциональных переживаний. Тициан, проживший почти столетие, пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера наполовину принадлежит  эпохе Позднего Возрождения. Его  герой, вступающий в борьбу с враждебными  силами, погибает, но сохраняет свое величие. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Во второй половине XVI в. в  Италии нарастал упадок экономики и  торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство  переживало глубокий кризис. В нем  укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме. Однако маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и ее могущество, Город Лагун по-прежнему был свободен и от власти папы римского, и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны. В этот период уклад жизни Венеции и характер ее культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не предвещало заката слабеющего Венецианского государства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащенное новыми формами творчество великих мастеров Позднего Возрождения — Палладио, Веронезе, Тинторетто [2].

 

Архитектура

 

Творчество северо-итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—80), основанное на глубоком изучении античной и ренессансной архитектуры, представляет собой одну из вершин в искусстве  Позднего Возрождения. Палладио выработал  принципы зодчества, которые были развиты  в архитектуре европейского классицизма XVII—XVIII вв. и получили название палладианства. Свои идеи зодчий изложил в теоретическом  труде «Четыре книги об архитектуре» (1570). Постройки Палладио (преимущественно городские дворцы и виллы) исполнены изящной красоты и естественности, гармоничной завершенности и строгой упорядоченности, отличаются ясностью и целесообразностью планировки и органической связью с окружающей средой (палаццо Кьерикати). Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветленным чувством природы и отмеченных классической ясностью и простотой форм и композиции (вилла Капра (Ротонда)). Палладио создал первое монументальное театральное здание в Италии — театр Олимпико.

 

Рисунок 3.1 – картина Андреа Палладио «Театр Олимпико»

 

Влияние Палладио на развитие архитектуры последующих веков  было огромным.

 

Живопись 

 

Праздничный, жизнеутверждающий  характер венецианского Возрождения  наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе. Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных  росписей с множеством персонажей и  занимательных деталей. Его росписи  виллы Барбаро-Вольпи в Мазере стали  одним из крупнейших достижений монументально-декоративной живописи. Художник огромного дарования, Веронезе создал собственный стиль: его зрелищные, эффектные картины  полны эмоций, страсти и жизни, а герои, венецианская знать, располагаются обычно в патрицианских дворцах или на фоне роскошной природы. Они увлечены грандиозными пиршествами или феерическими празднествами («Брак в Кане»). Веронезе был мастером веселящейся Венеции, ее триумфов, поэтом ее золотого блеска. Веронезе обладал исключительным даром колориста. Его краски пронизаны светом, интенсивны и не просто наделяют предметы цветом, а сами претворяются в предмет, превращаясь в облака, ткань, тело человека. В силу этого реальная красота фигур и предметов множится на красоту цвета и фактуры, что производит на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие.

Полной противоположностью Веронезе был его современник  Тинторетто (1518—94) — последний крупный  мастер итальянского Возрождения. Обилие внешних художественных воздействий  растворилось в неповторимой творческой индивидуальности Тинторетто. В своем  творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического накала. Вслед за поздним Микеланджело и  Тицианом Тинторетто проложил новые  пути в искусстве. Недаром его  творчество имело грандиозный успех  и у современников, и у последующих  поколений. Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью  исканий. Он острее и глубже, чем  большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся  традиций в изобразительном искусстве  — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности; расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным  действием, стал ярче выражать человеческие чувства. Тинторетто — создатель  массовых сцен, проникнутых единством  переживания.

В Венеции из-за климатических  условий для украшения зданий использовали не фрески, а огромные картины, написанные в технике масляной живописи. Тинторетто — мастер монументальных полотен, автор гигантского ансамбля, состоявшего из нескольких десятков работ — росписей верхнего и нижнего  залов Скуола ди Сан-Рокко («Распятие»).

Творчество Тинторетто завершает  развитие художественной культуры Возрождения  в Италии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Новая культурная парадигма  возникла вследствие кардинальных изменений  общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и  её аскетичный, смиренный дух. Это  привело к появлению гуманизма  — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и  критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в  ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного  наследия и новых взглядов по всей Европе.

 

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны  ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век).

Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века).

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века).

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арган Дис. К. История итальянского искусства Пер. с ит. В 2т. Под науч. ред. В.Д. Даисиной - М,: Изд. Радуга, 1990.- 319с.
  2. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.
  3. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ. Белоусовой Н. А., Тепляковой И. П. – М.; Изд. Б.С.Г.-Пресс, 2006.- 559 с.
  4. Дворжак М., История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т.1. – М.: Изд. Искусство, 1971. – 392 с.
  5. Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Изд. Искусство, 1979. – 200 с.
  6. Степанов А. В., Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV-XV век. –СПб.:  Изд. Азбука – классика. – 2003. – 500 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство раннего возрождения