История Большого Академического Театра в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:57, реферат

Краткое описание

17 марта 1776 года князь Петр Урусов получил правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, который мог бы служить украшением города, и в котором можно было бы проводить оперные, балетные и драматические спектакли, а также маскарады.
Дата получения привилегии считается днем основания профессионального театра в Москве, рождением его труппы. А была она вначале невелика: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же актеры участвовали в драме, опере и балете.

Содержание

Старый Петровский театр Мэддока 1780-1805 гг…………………3 стр.

Большой Петровский театр 1825-1853 гг. …………………………4 стр.

Большой театр 1856-1917 гг. ……………………………………….5 стр.

Большой театр 1917-1941 гг. ……………………………………….7 стр.

Большой театр во время войны 1941-45 гг. ………………………..9 стр.

Большой театр c 1945г. по настоящее время……………………….11 стр.

Список литературы и источников…………………………………..19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Большой театр.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

 ИНСТИТУТ МАССМЕДИА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

Таюрская Виктория Сергеевна

 

Государственный Академический Большой  Театр

 

Специальность 030601 «Журналистика»

реферат студентки 4-го курса очной формы  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

Содержание

 

Старый Петровский театр Мэддока 1780-1805 гг…………………3 стр.

 
Большой Петровский театр 1825-1853 гг. …………………………4 стр.

 
Большой театр 1856-1917 гг. ……………………………………….5 стр.

 
Большой театр 1917-1941 гг. ……………………………………….7 стр.

 
Большой театр во время войны 1941-45 гг. ………………………..9 стр.

 
Большой театр c 1945г. по настоящее время……………………….11 стр.

 

Список литературы и источников…………………………………..19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Петровский театр  Мэддока 1780-1805 гг.

 

17 марта 1776 года князь Петр  Урусов получил правительственную  привилегию на содержание в  Москве постоянной труппы с  обязательством построить театр,  который мог бы служить украшением  города, и в котором можно было  бы проводить оперные, балетные  и драматические спектакли, а  также маскарады.

Дата получения привилегии считается  днем основания профессионального  театра в Москве, рождением его  труппы. А была она вначале невелика: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора  с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же актеры участвовали  в драме, опере и балете.

Зрителям, заполнившим театр в  день его открытия - 30 декабря 1780 года - было дано торжественное представление, включающее аллегорический пролог "Странники" и пантомимный балет "Волшебная школа".

8 октября 1805 года, в третьем часу  дня, здание Петровского театра сгорело - "по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем".

"Петровского театра как не  бывало, - писал в своем дневнике  московский театрал С. Жихарев, - кроме обгорелых стен, ничего  не осталось..."

На целых двадцать лет музы оставили берега Неглинки. Однако труппа продолжала работать, давая спектакли на сценах частных московских домов. 
...Трудно себе представить, что там, где ныне возвышается здание Большого театра, была когда-то полупустынная местность, затопляемая рекой Неглинкой, по правому берегу которой шла дорога из Новопетровского монастыря в Кремль. Эта дорога со временем превратилась в улицу Петровку...

Каменное, трехэтажное, с тесовой  крышей здание театра было возведено  с потрясшей современников быстротой - за пять месяцев. Строил его архитектор Христиан Розберг. Внешне здание было не слишком примечательным, поражали всех, однако, его размеры. Фасадом оно выходило на улицу Петровку, отчего стал именоваться Петровским театром.

 

 

 

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.

Открытие Большого Петровского  театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными  масштабами здания, красотой отделки  его зрительного зала.

Писатель Сергей Аксаков вспоминал: "Большой Петровский театр, возникший  из старых, обгорелых развалин... изумил и восхитил меня... Великолепное громадное  здание, исключительно посвященное  моему любимому искусству, уже одной  своею внешностью привело меня в  радостное волнение..."

Перед началом спектакля публика  вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства - 
Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор. После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В. Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция театра решила повторить этот спектакль на следующий день. 

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в  театре начался пожар. Пламя мгновенно  охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене  и в зрительном зале. "Страшно  было смотреть на этого объятого огнем  гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам казалось, что  перед глазами нашими погибал  милый нам человек, наделявший нас  прекраснейшими мыслями и чувствами..."

Двое суток боролись москвичи с  пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около  недели. В огне безвозвратно погибли  театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации  спектаклей, архив труппы, часть  нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. 
"Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству - писали "Московские ведомости" 17 января 1825 года - Такая мысль естественно рождается в душе россиянина при каждом происшествии, приближающим отечество наше к среде держав Европейских, такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии".

Проект здания театра, составленный профессором А. Михайловым, был утвержден  императором Александром I в 1821 году, а строительство его было поручено архитектору Осипу Бове.

Один из крупнейших театров Европы, был сооружен на месте сгоревшего театрального здания, но фасадом был  обращен на Театральную площадь...

Большой театр 1856-1917 гг.

20 августа 1856 года восстановленный  А. Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.

Большое значение для развития исполнительской  культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера.

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем - "Ночь перед Рождеством" (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина "Князь Игорь", а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова "Раймонда".

С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тангейзер", "Валькирия", "Лоэнгрин" Р.Вагнера и др.

Оперная труппа театра конца XIX - начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова, Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом - Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова.

Плодотворной была деятельность в  театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом  гениальным музыкантом. Рахманинов повысил  качество звучания русской оперной  классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится  сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

В 1899 году в Большом театре впервые  пошла "Спящая красавица". Постановка этого балета, утвердившая содружество  музыки и танца в русском балетном театре, являлась началом долгой и  счастливой работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая  группа талантливых артистов - Екатерина  Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, дирижер и композитор Андрей Аренде и др. Для оформления новой постановки балета "Дон Кихот" (1900) Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем творчества Горского стал балет "Саламбо" А.Арендса (1910). Здесь хореограф достиг гармоничного слияния музыки танца, оформления и литературной основы спектакля.

Успешное развитие московского  балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера  танца добиваются возможности участвовать  в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V.

В конкурсе на проект восстановления здания театра победил план, представленный Альбертом Кавосом. Кавос, сохранив планировку и объем здания Бове, увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор. В частности, по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. Современники отмечали вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда смотришь на нее издали, и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью, идущей вдоль театра.

Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта (1805-1867), автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге.

Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью.

Размер группы стал на полтора метра  выше прежней и достигает 6,5 метров в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.

...Четверка лошадей, расположенная  в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную  колесницу на двух колесах. Управляет ими бог Аполлон, его голова увенчана венком, в левой руке лира...

При реконструкции зрительного  зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, углубил оркестровую яму. Позади кресел партера, где раньше была галерея, он устроил амфитеатр. Размеры зрительного зала стали: почти равная глубина и ширина - около 30 метров, высота - около 20 метров. Зрительный зал стал вмещать свыше 2000 зрителей.

В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших  внутренних и внешних перестроек.

Сам Кавос писал об архитектуре зрительного зала Большого театра: "Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в тоже время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение."

Большой театр 1917-1941 гг.

Сезон 1917-1918 года открылся 21 ноября. Управляющим театра был в это время Л.В.Собинов, избранный общим собранием труппы еще 9 марта. В дни октябрьской революции Большой театр пострадал - половина стекол вылетела от артиллерийского грома. Стекла быстро вставили. Жизнь возобновилась, но артисты заняли выжидательное положение по отношению к новой власти. Сезон начался своим обычным порядком, но из репертуара исключили "Жизнь за царя", "Князя Игоря", "Бориса Годунова" и еще несколько опер. Зато возобновили "Снегурочку" и "Садко", и, в созвучие эпохе, в следующем сезоне поставили, превращенную в балет, симфоническую поэму Глазунова "Стенька Разин". Быт был расстроен, театр переживал трудные дни, однако, вопреки невзгодам, продолжал существовать. 

В 1918 году в Большом театре была организована студия под руководством К.С. Станиславского, где были сформированы основы оперной режиссуры.

Информация о работе История Большого Академического Театра в Москве