Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5
2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии………….6
Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9
2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..14
Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18
1. Антиуниатский протест……………………………………………………..18
2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19
3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21
4. Роль униатства в культуре белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Деятельность крепостных
и школьных театров
Во второй половине
XVII в. в связи с развитием
школьного театра значительных
успехов достигло
Хоровая музыка в
школьной драме была тесно
связана и с культурой кантов.
Белорусские канты и псалмы
часто приобретали характер и
форму народных песен. Со
Латинизация культуры, ее художественных форм привела к рождению нового художественного стиля в архитектуре, т.н. «виленского, или униатского барокко». Музыкально-литургическая практика также ориентировалась на западноевропейскую модель, что привело к рождению нового стиля пения (партесного) и нового вокально-хорового жанра – барочного партесного концерта.
Первое фигуральное пение
полифонического или гомофонно-
В униатской церкви изредка
применялось вокально-
Т.Лихач выявила музыкальную
сторону богослужения Греко-католической
церкви, и отмечает следующие его
компоненты: сакральная монодия, изложенная
знаменным распевом, фигуральные
хоровые или вокально-
В тесной связи с архитектурой развивались живопись, скульптура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барокко, а во второй половине XVIII в. — классицизм. Как и в предшествующие столетия, в это время в искусстве Белоруссии основное внимание обращалось на создание икон, настенных росписей и скульптур. Графика Белоруссии в это время развивалась в двух направлениях — книжной и станковой гравюры. Художественная резьба по дереву объединяла в себе декоративную и станковую скульптуру. Декоративная скульптура являлась важнейшим средством оформления дворцовых и культовых зданий. Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии широкое распространение получила и резная скульптура по дереву. Она развивалась под влиянием художественной резьбы и занимала видное место в оформлении интерьеров дворцов, костелов, униатских и православных церквей.
Высокого расцвета во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии достигло народно-прикладное искусство. Богатым и расточительным магнатам нужны были изящные вещи. Часть из них создавалась трудом крепостных мастеров на вотчинных мануфактурах.
Подводя итоги, следует
отметить, что культура второй
половины XVII — XVIII в. развивалась
в очень сложных условиях, но,
тем не менее, достигла
Заключение.
История религиозно-церковной
унии на отечественной почве не начиналась
со знаменитого Брестского собора, который
произошел в октябре 1596 года. Ее истоки
восходят к XIII – XIV векам, началу создания
белорусско-литовско-
400-летний драматичный опыт реализации идеи церковной унии много чему учит. В первую очередь, что нельзя ломать веками сложившуюся историческую жизнь народа, его традиции, ценности; что путь к общественному согласию нации, государства, человечества лежит через взаимную терпимость, уважение к иноверству и инакомыслию, через свободный и добровольный выбор.
Вместе с тем уния способствовала распространению новых культурных веяний, которые вступали в сложные взаимодействия с местными культурно-историческими традициями, сопровождались дезинтеграцией былой этнокультурной общности народа, изменениями в культурной, языковой и церковно-религиозной ситуации.[6, c.211]
Список литературы.