КДД творческих союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6
2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, КДД твор.союзов 2011.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно  организованной активностью, связанной  с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными  интересами, потребностями, а также  задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере  труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих  вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться  как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования  людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в  передаче обществом исторического  социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой - предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно  она является важнейшей функцией государственных и негосударственных  структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального досуга.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками  культуры, художниками, дизайнерами, другими  представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями  и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как  правило, либо любительские занятия  художественным или техническим  творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве  и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры, танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно отработать на строительстве объектов культуры и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако  даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все  это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой  человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и  досуга. Эти отношения между участниками  социально-культурной деятельности могут  выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и  по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.

В отличие  от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда - это сфера  действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение  человека, включает в себя множество  составных элементов — микросред  досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда  общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения  в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная  среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность  может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной  микросреды досуга и общения в  другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность  человека в социально-культурной среде  на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного  устройства. Тем не менее, эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое  поле для проявления инициативы и  самостоятельности, творчества и самоутверждения  человека, свободы его социального  поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.

Полноценная, социально открытая культурная среда  жизненно необходима для человека, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет  широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просветительного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой, является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и т.д.

В этой среде  постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении  предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.

Важнейшим условием развития и практического  использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте  под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и  конкретных обстоятельств, которые  в тот или иной момент оказывают  непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную  для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду  и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями  социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и  субъективными, конструктивными и  деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как  правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется  значительным усложнением структуры  и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и  активном включении основной массы  населения в социально-культурную деятельность.

Именно  на решение этой задачи направлен  Государственный образовательный  стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность», который базируется на сопряжении социально-педагогического  образования с образованием культурологическим. В отрасли культуры и искусства  оба этих начала составляют единый процесс. Основанием такого единства являются такие положения, как единый социальный заказ со стороны государства  и негосударственных структур (общественных, коммерческих, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и духовное здоровье общества, которые  определяют и цели, и содержание, и уровни социально-педагогического  и культурологического образования  специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность»  авторский коллектив исходил  из признания человека не только как  представителя социума, но и представителя  этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического  образования специалистов, занятых  в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций социально-культурной адаптации  и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование  в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика  и в национальной культуре, и в  содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика  переносится и на систему подготовки кадров для социально-культурной деятельности.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически  в каждой из специальностей, которыми вуз культуры вооружает своих  выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в  самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного  и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постановщик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или  ансамбля, режиссер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте  нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и  категорий в сфере культуры, искусства  и досуга. Его деятельность в настоящее  время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.

При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться  ориентироваться в характерных  особенностях социально-культурной ситуации, в закономерностях её возникновения  и возможных последствиях, выстраивать  в процессе её развития возможные  варианты поведения субъектов и  межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств и понятий, с которыми эта ситуация прямо  или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они  лучше понимают, какие приемы, методы и технологии будут в большей  степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.

Как видим, ситуационный подход в равной степени  значим как для управленческих, так  и для технологических аспектов социально-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходимость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного  изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований в области  семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства.

Время постоянно  рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью  удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет  социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально  взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение  не одного элемента этой среды, а всего  их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция  социально-культурной деятельности —  это не только следствие ее внутреннего  развития, но и результат необратимых  изменений, происходящих в жизни  общества, ставшего на путь демократизации и обновления.

Информация о работе КДД творческих союзов