Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить закономерности и особенности развития библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков с учетом местных социокультурных условий. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть сферы общественной жизни, состояние которых оказывало непосредственное влияние на жизнеспособность, темпы развития, видовое разнообразие, круг читателей, объемы и состав библиотек в губернии; – проанализировать историю формирования и развития различных библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков в сопоставлении с процессами, происходившими на территории всей России в целом и на провинциальном уровне в частности;
Введение ……………………………………………………………………….……..3-4
§ 1. Становление библиотек на территории Пензенской губернии (конец XVIII – конец XIX вв.) …………..........................................................................................................5-15
§ 2. Пензенские библиотеки во второй половине XIX – начале XX века........16-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...33-34
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра новейшей истории России и краеведения
Курсовая работа на тему:
«Книга в социокультурном пространстве
Пензенской губернии в конце XVIII – начале XX вв.»
Выполнил:
Научный руководитель
Пенза – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………………………….……
§ 1. Становление библиотек на территории
Пензенской губернии (конец XVIII – конец
XIX вв.) …………..........................
§ 2. Пензенские библиотеки во второй половине XIX – начале XX века........16-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...33-34
Введение
Актуальность темы работы. История развития библиотек в регионах составляет отдельный, уникальный пласт российской провинциальной культуры, активное освоение которого начинается только сейчас. С одной стороны, оно диктуется внутренним развитием библиотековедения как науки, совершенствованием ее теоретико-методологического аппарата. С другой стороны, привлечение наследия регионов ускорит восстановление полноценной истории российских библиотек в целом и, безусловно, будет способствовать решению задач, стоящих перед библиотечной наукой и практикой на современном этапе.
Вместе с тем, историко-библиотечная проблематика начинает привлекать внимание краеведов. Подъем земского движения, развитие библиофильства обозначили необходимость осмысления соответствующих разделов библиотечного прошлого. Кроме того, по сей день не установлена судьба некоторых частных собраний – памятников национальной культуры (Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова и др.), что является одной из первостепенных задач целого ряда научных дисциплин.
Недостаточная разработанность проблемы, несомненная востребованность регионального опыта для современности обусловили актуальность данной работы, посвященной истории создания и развития библиотек одного из типичных субъектов российской провинции – Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков1.
Предметом данной работы является изучение библиотечного дела в Пензенской губернии в конце XVIII – начале XX вв.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить закономерности и особенности развития библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков с учетом местных социокультурных условий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сферы общественной жизни, состояние которых оказывало непосредственное влияние на жизнеспособность, темпы развития, видовое разнообразие, круг читателей, объемы и состав библиотек в губернии;
– проанализировать историю формирования и развития различных библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков в сопоставлении с процессами, происходившими на территории всей России в целом и на провинциальном уровне в частности;
– определить общее и особенное в динамике библиотек региона с учетом местного социокультурного контекста.
Источниковедческая база работы. Среди основных источников первое место принадлежит, прежде всего, архивным документам2 и материалам периодики3. Среди привлеченной научно-исследовательской литературы особо следует отметить фундаментальные труды по истории библиотечного дела в России и в Пензенской губернии К.И. Абрамова4, Б.Ф. Володина, Е.В. Мануйловой, В.И. Никулина, О.М. Савина5, Н.И. Забродиной6 и др.
Апробация. Результаты данной работы были апробированы на I Международной II Всероссийской научно-практической конференции «П.А. Столыпин: становление и реформирование российской государственности», а также на межрегиональной научно-практической конференции «XII Лебедевские чтения».
§ 1. Становление библиотек на территории Пензенской губернии
(конец XVIII – конец XIX вв.)
Низкий
уровень грамотности, книжной торговли,
книгоиздания, периодической печати,
несовершенство системы управления,
путей сообщения и другие внутренние
факторы вплоть до середины XIX века
препятствовали естественному развитию
библиотечного дела на территории Пензенской
губернии. В связи с этим первые
библиотеки (личные, ограниченного
пользования, общедоступные) появлялись
преимущественно под
Административно-
Церковные и монастырские библиотеки вплоть до последней четверти XIX века оставались на территории края единственными очагами книжной культуры.
Зародившись
в процессе освоения Среднего Поволжья
(конец XVI–XVII веков), они служили
задачам религиозной политики государства
по отношению к иноверцам (татары,
чуваши, мордва) и поначалу концентрировались
в северно-западных районах. Их фонд
по сравнению со старорусскими
Появление
первых учебных библиотек происходило
в контексте общероссийских процессов
и было во многом связано с реализацией
школьной реформы 1786 года, в результате
которой открылось сначала
20 декабря
1837 в губернском городе Пензе
была открыта первая публичная
библиотека на территории
Необходимость создания в 1830 – 1840 годах публичной библиотеки не только в Пензе, но и в других провинциальных городах, объяснялась, прежде всего, тем, что в этот период Россия, вступившая на путь развития капитализма, объективно нуждалась не только в образованных людях (которых, к сожалению, было мало), но и в людях-новаторах, способных применять свои академические знания в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля…).
Финансирование библиотеки осуществлялось за счет пожертвований местного дворянства. Особого желания оказывать добровольную денежную помощь на содержание библиотеки у него не наблюдалось. Несмотря на неоднократное обращение губернатора к уездным дворянам с просьбой оказать добровольное пожертвование, предводители только трех уездов (Городищенского, Наровчатского, Саранского) внесли в общей сумме всего 150 рублей12. С целью изыскивать средства на содержание библиотеки под председательством губернатора был организован комитет из губернского предводителя дворянства, почетного попечителя гимназии и попечителя библиотеки13. Попечителя библиотеки выбирали на дворянском собрании. На протяжении многих лет им был статский советник Александр Григорьевич Киселев, «известный своими отличительными качествами и поведением»14. Должность библиотекаря также была выборной. Им стал старший учитель гимназии Николай Дмитриевский, «охотно изъявивший свою готовность содействовать своему общему благу»15. «Библиотекарь обязан был содержать в исправности книги, иметь реестр, нести ответственность за целостность книг и сохранность оных»16. Деньги, поступавшие от добровольного приношения, употреблялись на покупку нужнейших книг для библиотеки, «имея в виду не столько их количество, сколько достоинство»17. При любом приобретении надлежало предоставлять каталог книг на русском языке и каталог книг на иностранном языке непосредственно министру народного просвещения. Для публики библиотека работала ежедневно по четыре часа кроме воскресных и табельных дней. Вход в библиотеку дозволялся всякому, исключая лиц в неприличном виде и одеянии, без затруднений и без предварительной выдачи на то билетов18. Основной контингент читателей составляли дворяне, офицеры располагавшихся в Пензе воинских частей, чиновники (до 120 человек). Желающим дозволялось брать книги на дом, но с «обеспечением целостности оных залогом»19. Не позднее 15 февраля каждого года надлежало предоставлять подробные сведения о состоянии библиотеки самому государю императору. Для этих целей министром народного просвещения была утверждена форма отчета публичной библиотеки, состоявшая из трех глав. Отчеты составлялись по схеме, стандартной для всех публичных библиотек России, основанных в период реформ графа Н.С. Мордвинова, и включали подробные сведения о фонде (состав, объем, отделения), библиотекаре, читателях, книговыдаче, абонентской плате, бюджете, пожертвованиях и др.