Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 05:01, контрольная работа

Краткое описание

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву. К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений. Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений. Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы. Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

Содержание

1)Вопрос №4:Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация. Стр.3-8
2)Вопрос №13:Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ. Стр.9-11
3)Вопрос №22:Принцип разделения властей как основа построения системы государственных органов в правовом государстве. Стр.12-14
4)Вопрос №31:Совет Федерации: порядок формирования, правовое положение. Стр.15-19
5)Вопрос №40:Порядок избрания, состав, структура и полномочия представительных органов местного самоуправления. Стр.20-27
6)Список используемой литературы. Стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по констит.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

1) личные,

2) политические ,

3) экономические, социальные и культурные

Вопрос № 22: Принцип разделения властей как основа построения системы государственных органов в правовом государстве.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

 Характеристики принципа  разделения властей:

1) Разделение функций  по осуществлению государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную. В соответствии с  принципом разделения властей  в государстве действуют:

 во-первых, законодательная  власть, ее основной функцией  является принятие законов;

 во-вторых, исполнительная  власть, ее назначение в исполнении  принимаемых законодательной властью  законов;

 в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению  и разрешению конкретных дел  с вынесением решений, которые  не могут быть отменены органами  законодательной или исполнительной  власти.

 Органы каждой из  ветвей власти действуют в  рамках установленной Конституцией  РФ компетенции и не вправе  осуществлять функции, присущие  органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов  каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они  независимы друг от друга, не  подчинены друг другу;

3) система сдержек и  противовесов. Этим термином обозначается  система полномочий трех ветвей  власти в сфере взаимоотношений  друг с другом, установленная  Конституцией РФ с целью не  допустить нарушений принципа  разделения властей, преимущественного  положения одной ветви власти  перед другой. Такими полномочиями  являются, например:

- право Государственной  Думы давать согласие на назначение  Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству  РФ;

- право Президента РФ  распускать Государственную Думу;

- право Конституционного  Суда признавать неконституционными  законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной  власти. Разделение властей не  означает, что государственная власть  делится на части. Между государственными  органами распределяются функции  по ее осуществлению.

 Согласно ст. 11 Конституции  РФ государственную власть в  Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

 В связи с федеративным  строением России Конституция  РФ закрепляет, что государственную  власть в субъектах Российской  Федерации осуществляют образуемые  ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной  власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным  органом власти, в некоторых субъектах  образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции  и арбитражных судов является  единой и федеральной, поэтому  субъекты Федерации не вправе  создавать по своему усмотрению  судебные органы данных видов.

 Отличительной особенностью  разделения властей в российской  системе государственной власти  является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек  и противовесов. Прежде всего  это связано с неопределенным  местом Президента РФ в системе  разделения властей. Во-первых, согласно  ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент  РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти. Эти положения свидетельствуют  о том, что Президент РФ занимает  положение как бы «над» всеми  тремя ветвями власти, координируя  их деятельность и выступая  в роли «всеобщего противовеса»  в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент  РФ фактически является главой  исполнительной власти. Согласно  ч.З ст. 80 Конституции РФ он  определяет основные направления  внутренней и внешней политики  государства в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными  законами (подзаконный характер  деятельности Президента РФ говорит  об исполнительной природе осуществляемых  им функций). Кроме того, Президент  РФ обладает обширными полномочиями  по отношению к Правительству  РФ: он вправе назначать и освобождать  от должности министров, отправлять  правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать  указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы  указы Президента РФ не противоречили  Конституции РФ и федеральным  законам. Однако федеральные законы  приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента  РФ являются единственным источником  правовых норм и фактически  выступают в роли закона.

 

 

Вопрос № 31: Совет Федерации: порядок формирования, правовое положение.

Согласно Конституции РФ (ч. Зет. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. 5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», * который предусматривает, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Поскольку в ряде субъектов законодательный (представительный) орган состоит из двух палат, то установлено, что представитель от этого органа в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. Совет Федерации не имеет определенного срока легислатуры (полномочий). Его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Установленный федеральным законом от 5 декабря 1995 г. порядок формирования Совета Федерации, по мнению ряда исследователей, нельзя назвать самым удачным. * Во-первых, формирование Совета федерации по должностному принципу ставит под сомнение его представительный характер, так как члены Совета Федерации не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального Собрания. Часть из них избирается в качестве депутатов законодательных органов субъектов Федерации, а часть - в качестве глав исполнительной власти субъектов Федерации, а уже членами Совета Федерации они становятся по должности. Во-вторых, совмещение мандата парламентария (члена Совета Федерации) и должности главы исполнительной власти субъекта Федерации не вполне соответствует принципу разделения властей. В-третьих, Конституция РФ характеризует Совет Федерации как постоянно действующий орган, однако члены Совета Федерации, являющиеся руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является гл. 5 Конституции РФ, Регламенты палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (в редакции от 27 января 1999 г.), * Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. (в редакции от 4 декабря 1998 т.).  Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; осуществляет контроль за деятельность Аппарата Совета Федерации; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; направляет Президенту РФ для подписания и обнародования федеральные законы, одобренные Советом Федерации, и другие. Председатель Совета Федерации представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Государственной Думой, Правительством РФ и другими органами государственной власти, с парламентами иностранных государств и с международными парламентскими организациями. Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты. Комитеты и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Комитеты Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

 Совет Федерации образует  следующие комитеты:

- по конституционному  законодательству и судебно-правовым  вопросам;

- по вопросам безопасности  и обороны;

- по бюджету, налоговой  политике, финансовому, валютному и  таможенному регулированию, банковской  деятельности;

- по социальной политике;

- по вопросам экономической  реформы, собственности, имущественным  отношениям;

- по международным делам;

- по делам СНГ;

- по аграрной политике;

- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной  политике;

- по делам Севера и  малочисленных народов.

 Все члены Совета  Федерации, за исключением Председателя  и его заместителей, входят в  состав комитетов. При этом член  Совета Федерации может быть  членом только одного комитета  палаты. Численный состав каждого  комитета определяется Советом  Федерации, но при этом в состав  комитета должны входить не  менее 10 членов палаты. Состав комитета  утверждается палатой большинством  голосов от общего числа членов  Совета Федерации. Совет Федерации  вправе создавать постоянные  и временные комиссии. В Совете  Федерации образована одна постоянная  комиссия - Комиссия Совета Федерации  по регламенту и парламентским  процедурам. Ее основное назначение  состоит в осуществлении контроля  за соблюдением Регламента Совета  Федерации. Основной формой работы  комитетов и комиссий являются  заседания. Заседания проводятся  по мере необходимости, но не  реже одного раза в месяц. Они  могут проводиться непосредственно  в субъектах Федерации. Другая  форма работы комитетов и комиссий - парламентские слушания. Они проводятся  по вопросам, связанным с основными  направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания  приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных  органов, общественных объединений  и другие. К структурным подразделениям  Совета Федерации относится также  Аппарат Совета Федерации. Основные  задачи Аппарата Совета Федерации  заключаются в осуществлении  правового, информационно-аналитического, организационного, документационного  и финансово-хозяйственного обеспечения  деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 40: Порядок избрания, состав, структура и полномочия представительных органов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение (несколько поселений, объединенных общей территорией, либо часть поселения, иная населенная территория), в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Установление и изменение границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

 Необходимым условием  для осуществления местного самоуправления  в муниципальном образовании  является наличие устава муниципального  образования. Статья 8 Федерального  закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» устанавливает  круг вопросов, которые должны  обязательно содержаться в уставе  муниципального образования:

1) границы и состав  территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального  образования;

3) формы, порядок и гарантии  непосредственного участия населения  в решении вопросов местного  значения;

4) положения, касающиеся  органов местного самоуправления  и их должностных лиц: структура  и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и  виды ответственности, порядок отзыва, выражения недоверия населением  или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных  лиц; условия и порядок организации  муниципальной службы;

5) экономическая и финансовая  основа осуществления местного  самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) другие положения об  организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в соответствии  с законами Российской Федерации  и законами субъектов Российской  Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"