Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 05:01, контрольная работа

Краткое описание

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву. К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений. Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений. Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы. Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

Содержание

1)Вопрос №4:Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация. Стр.3-8
2)Вопрос №13:Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ. Стр.9-11
3)Вопрос №22:Принцип разделения властей как основа построения системы государственных органов в правовом государстве. Стр.12-14
4)Вопрос №31:Совет Федерации: порядок формирования, правовое положение. Стр.15-19
5)Вопрос №40:Порядок избрания, состав, структура и полномочия представительных органов местного самоуправления. Стр.20-27
6)Список используемой литературы. Стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по констит.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

             

 

 

                                            План:

1)Вопрос №4:Конституционно-правовые  нормы: понятие, особенности, классификация. Стр.3-8

2)Вопрос №13:Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина  в РФ. Стр.9-11

3)Вопрос №22:Принцип разделения  властей как основа построения  системы государственных органов  в правовом государстве. Стр.12-14

4)Вопрос №31:Совет Федерации: порядок формирования, правовое  положение. Стр.15-19

5)Вопрос №40:Порядок избрания, состав, структура и полномочия  представительных органов местного  самоуправления. Стр.20-27

6)Список используемой  литературы. Стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 4: Конституционно-правовые нормы: понятия, особенности, классификация.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву. К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.  Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений. Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы. Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых  норм;

2) источники, в которых  содержатся конституционно-правовые  нормы, из которых особо необходимо  выделить Конституцию - основной  закон государства;

3) учредительный характер  предписаний. Это специфический  признак конституционно-правовых  норм, выражающийся в том, что  они закрепляют и оформляют  основные общественно-политические  институты и, прежде всего, регулируют  собственно процесс создания  правовых норм. Этот признак наиболее  характерен для норм, содержащихся  в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного  права. Конституционно-правовые нормы  отличаются многообразием своих  видов, среди которых большое  место занимают так называемые  «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные  нормы.

 Классификация конституционно-правовых  норм имеет значение для выявления  специфических свойств и особенностей  норм и, следовательно, для повышения  эффективности их применения. Классификация  конституционно-правовых норм строится  на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть  объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного  права. Выделяются нормы, закрепляющие  основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы  человека и гражданина; нормы, определяющие  федеративное устройство Российской  Федерации; нормы, определяющие порядок  осуществления форм непосредственного  народовластия; нормы, устанавливающие  основы организации государственной  власти; нормы, закрепляющие систему  местного самоуправления; нормы, определяющие  статус Конституции.

2. По функциям, которые  выполняют правовые нормы, их  подразделяют на регулятивные, охранительные  и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

 Особенность специализированных  норм состоит в том, что непосредственно  на основе них правоотношения  не возникают. Они имеют дополнительный  характер, который выражается в  том, что при регулировании общественных  отношений они присоединяются  к регулятивным и охранительным  нормам, образуя в сочетании с  ними единый регулятор. К специализированным  нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные  и декларативные нормы, а, с другой  стороны, нормы, регулирующие действие  и применение других норм («нормы  о нормах»): оперативные и коллизионные  нормы. Общие нормы направлены  на фиксирование в обобщенном  виде определенных элементов  регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет  свою власть непосредственно, а  также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном  виде закрепляют признаки определенной  правовой категории (например, преамбула  Закона Российской федерации  «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая  правовая связь человека с  государством, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав, обязанностей  и ответственности, основанная на  признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают  принципы регулирования общественных  отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи  данной совокупности правовых  норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства»).Оперативные  нормы изменяют или отменяют  действие иных норм, выполняя, таким  образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного  закона «О судебной системе  Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного  закона в части финансирования  судов на основе нормативов  вводится в действие со дня  вступления в силу соответствующего  федерального закона»). Коллизионные  нормы определяют. какие нормы  из совокупности возможных применяются  к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае  противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым  актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с  частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой  акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав  и обязанностей конституционно-правовые  нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие  нормы устанавливают право субъекта  совершать действия, предусмотренные  нормой. К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают  обязанность субъекта совершать  определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь  памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают  обязанность субъекта воздерживаться  от определенных действий, не  совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции  РФ: «Заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных  специальным законом»).

4. По степени определенности  предписаний конституционно-правовые  нормы подразделяются на императивные  и диспозитивные. В императивных  нормах содержатся категорические  предписания, которые не могут  быть заменены другими по усмотрению  субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции  РФ: «Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным  законам»). Диспозитивные нормы определяют  возможность совершения или не  совершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать  свои государственные языки», а  это означает, что республики  могут устанавливать свои государственные  языки, но могут и не делать  этого).

5. По роли в механизме  правового регулирования различают  материальные и процессуальные  конституционно-правовые нормы. Материальные  нормы определяют содержание  правового регулирования, права  и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий  досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности»). Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации  предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает  порядок отрешения от должности  Президента РФ).

6. По юридической силе  конституционно-правовые нормы различаются  в зависимости от того, какой  акт является источником нормы, а также от разграничения предметов  ведения между Федерацией и  ее субъектами. Наивысшей юридической  силой обладают нормы Конституции  РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в  международных договорах, санкционированные  государством.

7. По территории действия  конституционно-правовые нормы подразделяются  на нормы, которые действуют на  всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются  на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).

 В данной классификации  приведены основные критерии  разделения конституционно-правовых  норм на виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 13: Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

Главное содержание института основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные права, свободы и обязанности. Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо дать определение субъективного права  и юридической обязанности. Согласно постулатам общей теории права субъективное право - это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения. Субъективные права и юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности получают свое закрепление в различных отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет. Однако ведущая роль в общей системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.

 Особенности конституционных  прав, свобод и обязанностей заключаются  в следующем:

1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют  наиболее важные, наиболее значимые  отношения между личностью и  государством, без которых нормальная  жизнедеятельность как отдельного  человека, так и государства в  целом невозможна.

2. Конституционные права, свободы и обязанности получают  правовое закрепление в Основном  Законе государства, тем самым  они обладают высшей юридической  силой и имеют повышенную государственно-правовую  охрану.

3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие  от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других  отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с  наличием у лица какого-либо  статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права, свободы и обязанности являются  юридической базой для всех  иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные  положения в той или иной  сфере регулирования общественных  отношений. Например, из права человека  на жилище вытекают все права  и обязанности, закрепленные нормами  жилищного права.

 Многообразие конституционных  прав и свобод требует их  классификации.

 Классификацию конституционных  прав и свобод человека и  гражданина можно проводить по  различным основаниям.

1. В зависимости от  субъекта обладания конституционные  права и свободы можно классифицировать  на права, свободы человека и  права, свободы гражданина. Отличие  первых от вторых заключается  в том, что права человека являются  естественными, неотчуждаемыми и  принадлежат каждому от рождения  независимо от того, является  ли он гражданином какого-либо  государства или нет, а права  гражданина связаны с принадлежностью  человека к государству (с гражданством  данного государства).

 В Конституции РФ  различие между правами человека  и правами гражданина проводится  в формулировках соответствующих  статей. Для обозначения субъекта  прав человека используются формулировки  «каждый», «никто», «все». Применительно  к правам гражданина в Конституции  РФ указываются «граждане Российской  Федерации» и «граждане».

2. По форме осуществления  конституционных прав и свобод  можно выделить конституционные  права и свободы, реализуемые  в индивидуальном и коллективном  порядке. Так, только в коллективном  порядке может быть реализовано  право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право  на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

3. Можно классифицировать  права и свободы на основные  и их составляющие. Например, право  участвовать в управлении делами  государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью  основного.

4. По времени закрепления  в конституциях различных государств  права и свободы человека и  гражданина можно классифицировать  на три поколения:

1) гражданские и политические  права, провозглашенные буржуазными  революциями;

2) социально-экономические  права, имеющие в своей основе  социалистические учения;

3) экологические права, появление  которых связано с обострением  экологической ситуации на всем  земном шаре, права в сфере  информации, закрепления которых  потребовал научно-технический прогресс.

5. По степени абсолютизации  права человека и гражданина  принято делить на абсолютные  и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не  подлежат ограничению ни при  каких обстоятельствах. Сюда относятся  право на жизнь, право на неприкосновенность  частной жизни, право на жилище  и ряд других.

6. Наибольшее распространение  в науке конституционного права  получила классификация прав  и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием  права и свободы делятся на  три группы:

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"