Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

1. Культурология и другие общественные науки.
2. Специфические особенности античной культуры.
3. Идеалы культуры Возрождения.
4. Роль народных традиций в русской культуре.
5. Суть современного кризиса культуры.
6. Основные структурные элементы религии.
7. Художественные музеи и художественные памятники.
8. Соотношение науки и искусства.
9. Позитивное и негативное влияние техники на культуру.
10. Язычество и христианство в отечественной культуре

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контрольн.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

WЕВ-дизайн и  VJ-инг более всего близки салонному  искусству, с которым, находят  полное взаимопонимание и слияние. Как это свойственно для традиционного салонного искусства, web-дизайн и VJ-инг используют художественные средства, избегая концептуальной независимости и подчиняясь желаниям заказчика. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а коммуникациях.

Сетевое искусство  сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Примечательно то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора/зрителя/участника.

Огромное влияние  цифровые технологии оказали на музыку. Благодаря «цифре» возникла электронная культура («drum’n’bass», «хаос», «easy», «techno»), которая на протяжении уже четвертого десятилетия остается ведущей в сфере внеакадемичной музыки. Электронные средства сейчас являются мощным средство для синтеза любого музыкального направления, в том числе и классической академической музыки с современной. Так наиболее популярным является синтез рок и поп-музыки, в танцевальной музыке – это «ambient», «gothic dark wave» и «emo». Электроника здесь, как и в роке 60х и 70х придает звучанию психоделический оттенок. Частично из-за преобладания шумовых эффектов, сливающихся с гармонией, из-за средних и медленных темпов, а также ритмов в стиле фанк.

Сегодня цифровые технологии все глубже проникают  в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии и критики. Особенно сильно это заметно в области масс-медиа. Телевидение все больше играет роль душеприказчика для человечества и ставит его в положение слуги нарастающего товарооборота. Оно активно ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе. В этой ситуации художники либо подыгрывают, либо пытаются сопротивляться, что так же является полезным тренажером для РR-стратегий.

Проблемы

В связи с  быстрым проникновением техногенной  среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться.  Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.

Первая –  это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством новых технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.

Как замечает Кирилл Шаманов, «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные  с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие»[1].

Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно  профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно  отказываются от их использования, возвращаясь  к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.

Идентифицировать  искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности палочек и нолей или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, - это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для НТР, но и для всего 20-го века и в особенности модернизма с его построением «виртуальных» утопий в «реале». Вот и искусство, после информационного взрыва, возвращается из утопического Сиона к реальности, от которой некогда отвернулось.

Художник новых  технологий в России до сих пор  является маргиналом не только в обществе, как вообще любой художник, но и в локальной области современного искусства. Он напоминает не революционера, несущего в массы просвещение, как ему бы хотелось, а «одинокого муэдзина на технологическо – философском минарете»[2].

 

 

Вопрос №10.

 

Многогранность  и богатство духовной культуры русского народа наглядно проявляются в самых  различных формах, в т. ч. в системе  традиционных для него праздников.

Причем  история подавляющего большинства  этих праздников имеет глубочайшие исторические традиции, уходящие еще в дописьменные времена. Особо показательным  является сочетание как праздников, пришедших к нам из древних языческих эпох, так и пришедших уже после принятия христианства, но обретших подлинно народные корни. При этом зачастую многие языческие праздники приняли христианское толкование, да и многие христианские торжества, со своей стороны, в глубине своей уходят в во времена, весьма отдаленные от христианской эры. Именно поэтому представляется неверным, когда историки и культурологи противопоставляют эпоху древнего язычества и пришедшую ей на смену эпоху христианства, а то и делают их антагонистичными друг другу. А этим грешат многие из них, в т. ч. и считающие себя патриотами, причем как православные, так и т. н. неоязычники.

Как справедливо  указывал в этом случае великий русский  историк-патриот Аполлон Григорьевич  Кузьмин, «необходимо помнить, что  термин «язычество»  имеет славянское происхождение (от древнерусского «язык» - «народ») и появился уже после принятия христианства, когда христианские проповедники стали называть «язычниками» все нехристианские политеистические культы. Основной смысл язычества как религиозного культа заключается в объяснении отношений человека с природой. При этом отношения с природой не менялись веками, а потому многие дохристианские верования, представления и приметы сохранились вплоть до ХХ столетия. Христианство же выведет на первый план проблемы социальных отношений. И во все эти века христианство так или иначе будет сосуществовать с языческими верованиями, поскольку нельзя отменить ни отношения человека с природой, ни отношения между людьми».

В литературе, начиная с XIХ века, много говорится  о «двоеверии». Термин этот, конечно, несколько режет ухо: слишком  уж созвучен с «двоедушием», а то и с «двурушничеством». На самом же деле речь идет о весьма своеобразном пересечении в русской истории языческих и христианских традиций, и в первую очередь это касается празднеств. Во многом это объясняется самой спецификой принятия Русью христианства. Вопреки достаточно примитивному и назойливому толкованию, что его приняли чуть ли не в один день, причем именно от «греков», процесс этот на деле протекал более сложно. Но, что важно, протекал он именно в русле т. н. традиции Кирилла и Мефодия. Упомянутый Аполлон Кузьмин объяснял: «Кирилло-мефодиевская традиция – это особое течение в христианстве, которое учитывает своеобразие славянского мировоззрения и совмещает в себе черты различных христианских учений». А христианство проникало на Русь в разное время (в т. ч. и за более чем столетие до крещения Руси князем Владимиром) и разными путями. И на первых этапах явно отличалось от византийского, а тем более римского. Напомним, что первый византийский митрополит, Феопемпт, появился в Киеве только в 1037 году – почти через полвека после «официального» крещения. А без него управлялись собраниями избранных епископов и настоятелей первых монастырей и храмов, во главе с Анастасом - настоятелем Десятинной церкви в Киеве. Последний, напомним, мало того что изменил Византии и сдал Херсонес князю Владимиру, но и явно весьма вольно относился и к ортодоксии Константинопольского патриархата. И проявлялось это в первую очередь в высокой терпимости к христианам, придерживающимся иных толкований, кроме греческого и римского, а также в терпимости к языческим традициям.

В результате такой политики либо христианство шло  навстречу языческим традициям  населения, в ряде случаев сохраняя не только даты праздничных дней, но и связанные с ним обряды, либо, наоборот, язычество приспосабливалось к новым, христианским праздникам.  Выдающийся русский советский археолог и историк, академик РАН Борис Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет: «Месяц март, являвшийся долгое время началом нового года по церковному счету, открывал собою целую серию разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов 2 мая. Главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия около христианского праздника благовещения (25 марта по юлианскому календарю, 7 апреля – по григорианскому. – Прим. ред.). Весенние празднества должны были быть прикреплены к солнечной фазе, и только христианский пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил языческую масленицу за пределы ее исконного места в календаре.

К числу  летних русальских праздников, по всей вероятности, относился и «семик» (четверг седьмой недели по Пасхе), который следует отождествить с «Ярилиным днем», приурочиваемым к 4 июня (по григорианскому календарю. – Прим. ред.)». 
Предлагаемая ниже таблица наглядно иллюстрирует тождественность многих христианских и языческих дат (в таблице представлены даты григорианского календаря), составляющую неповторимую природу русского праздника.

 
 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется  всеми студентами)

  1. Культурология – это:
    1. естественнонаучная дисциплина
    2. система наук об обществе и природе 
    3. дисциплина, изучающая закономерности развития культуры   +
    4. один из разделов искусствоведения
  2. Термин «культурология» был введен в научный обиход
    1. французскими просветителями в 1760-е гг.
    2. немецкими философами в 1850-е гг.  +
    3. американскими этнологами в 1930-е гг.
    4. советскими социологами в 1970-е гг.
  3. В трудах этого мыслителя термин «культура» впервые используется в смысле «возделывания», воспитания человеческой души:
    1. Аристотель
    2. И. Кант  +
    3. Цицерон
    4. Сенека
    5. А. Нобель
  4. Отечественный мыслитель, востоковед, художник, определявший культуру как «культ Ура» – «почитание Света»
    1. П. Чаадаев
    2. Н. Рерих  +
    3. В. Вернадский
    4. А. Герцен
    5. Б. Акунин
  5. Название основной работы русского мыслителя Н.Я. Данилевского
    1. «Россия и Мир» +
    2. «Россия и Европа»
    3. «Россия и Азия»
    4. «Россия и Африка»
    5. «Европа и Азия»
  6. Главным критерием различения обществ согласно цивилизационному подходу, являются
    1. виды правления
    2. форма собственности на средства производства  +
    3. технико-технологические факторы
    4. развитие религиозного сознания
  7. Мыслителями, считавшими, что цивилизация – это последняя стадия развития культуры были
    1. Аристотель
    2. О. Шпенглер  +
    3. П. Гольбах
    4. Н. Рерих
    5. П. Тейяр де Шарден
  8. Этап общественного развития, следующий за варварством и характеризующийся возникновением письменности, образованием городов и государств, Ф. Энгельс называл
    1. автократией
    2. урбанизацией
    3. государством
    4. цивилизацией  +
    5. культурно-историческим типом
  9. Изучение общества через рассмотрение конкретных событий, народов, государств – это ….. анализ
    1. социально-философский
    2. конкретно-исторический  +
    3. морфологический
    4. формационный
    5. логический
  10. Период в развитии русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. называется
    1. Смутное время
    2. Золотой век
    3. Серебряный век  +
    4. «Оттепель»
    5. перестройка
  11. Фундаментальной функцией культуры, связанной с реализацией творческих возможностей человека, является:
    1. Социализирующая  +
    2. аксиологическая
    3. познавательная
    4. креативная
    5. телеологическая
  12. Культурное движение эпохи Возрождения, провозгласившее человека и его свободу высшей ценностью, называется
    1. европоцентризм
    2. шовинизм
    3. гуманизм  +
    4. политкорректность
    5. скептицизм
  13. Средневековый философ, предложивший вместо характерной для античной мудрости антиномии культуры и природы антиномию культуры и Бога
    1. Августин Блаженный
    2. Фома Аквинский  +
    3. Парацельс
    4. Николай Кузанский
    5. Ансельм Кентерберийский
  14. Период в истории русской культуры, сравнимый по количеству выдающихся деятелей и мощи их дарования во всех видах искусства и философии, с итальянским Возрождением
    1. Х век
    2. XVI век +
    3. XVIII век
    4. рубеж XIХ – ХХ веков
    5. 1985-1991 гг.
  15. …… метод исследует знаково-символическую природу культуры, дает возможность проанализировать его смысловое наполнение и пути его трансформации в символ
    1. Семиотический  +
    2. Психологический
    3. Математический
  16. Выделите черты, традиционно считающиеся характерными для «западного» типа культуры:
    1. Деятельность  +
    2. созерцательность
    3. преобразование природы  +
    4. духовное самосовершенствование
    5. светскость  +
    6. мистицизм
  17. Специфическая форма познавательной деятельности, характерная с XVII века для западной культурной традиции, базирующаяся на идеях рациональности, объективности и истинности, это:
    1. вера
    2. искусство
    3. наука  +
    4. философия
    5. литература
  18. …… культура – это культура, характеризующая духовную жизнь того или иного этноса, содержащая символы, ценности, верования и стандарты поведения.
    1. маргинальная
    2. субкультура
    3. народная  +
    4. элитарная
  19. Направление, объединяющее различные группы (чаще молодежные), с главным отличительным признаком – неприятием господствующей культуры, называется ……
    1. массовой
    2. классической
    3. контркультурой  +
    4. элитарной
    5. народной
  20. Фестиваль классической музыки или фестиваль некоммерческого кино – это пример культуры:
    1. массовой
    2. авангардной
    3. молодежной
    4. элитарной  +
    5. народной
  21. Процесс приобщения человека к культуре и образу жизни общества называется
    1. пропаганда
    2. насилие
    3. социализация   +
    4. приватизация
    5. идеализация
  22. Культурная традиция – это:
    1. новационные формы самореализации личности
    2. готовые программы деятельности
    3. сфера свободного творчества человека  +
    4. движущая сила революции
  23. Богатство внутреннего мира личности, гармония интеллектуальных способностей и нравственных качеств – это:
    1. опыт
    2. духовность  +
    3. совесть
    4. идеализм
    1. дендизм
  1. Механизм саморегуляции функциональной культурной системы – человека, общества, цивилизации – называется:
    1. культурная самоидентификация  +
    2. синхрония
    3. диахрония
    4. культурный код
  2. Название модернисткого течения в искусстве, в котором порождения фантазии становятся вровень с предметами реального мира и крупнейшим представителем которого является Сальвадор Дали, это:
    1. поп-арт
    2. сюрреализм  +
    3. кубизм
    4. имажизм
    1. соцреализм
  1. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе считается период
    1. средневековье
    2. Новое время
    3. Ренессанс  +
    4. декаданс
    5. перестройка
  2. Русский ученый, философ-космист, связавший понятия «биосфера» и «ноосфера»
    1. К. Циолковский
    2. В. Вернадский  +
    3. Н. Федоров
    4. С. Королев
    5. Г. Плеханов
  3. Слой экономической культуры, наиболее подверженный инновациям и качественным перестройкам
    1. элитарный   +
    2. специализированный
    3. массовый
    4. традиционный
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Багдасарьян Н.Г Культурология./ Н.Г. Багдасарьян  – М.: Высшее образование, 2010. – 496 с.
  2. Воронкова Л.П. Культурология./ Л.П. Воронкова. – М: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.
  3. Гуревич П.С. Культурология./ -2-е изд., – М.: Омега-Л, 2010. – 432 с.
  4. Еникеева Д.М. Культурология./ Д.М. Еникеева. - М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  5. Кармин А. Культурология./ А. Кармин. – М.: Лань, 2008. – 928 с.
  6. Костина А.В. Культурология/ А.В. Костина. – 5-е изд., – М.: КноРус, 2010. – 336 с..
  7. Кравченко А.Н. Культурология./ А.Н. Кравченко. – М.: Академический проект, 2010. – 288 с.
  8. Культурология./ Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П.. Изд.: Проспект, 2010. – 528 с.
  9. Культурология./ Под ред. Марковой А.Н. -3-е изд., М.: Юнити-Дана, 2007. – 320 с.
  10. Культурология./ Под ред. Самыгина С.И. -4-е изд., -  М.: МарТ», – 2010. – 352 с.
  11. Соколов В.А. Культурология./ В.А. Соколов. – М.: Феникс, 2008. – 224 с.
  12. Толпыкин В.Е., Толпыкина Т.В.  Культурология. Изд. Эксмо: 2010. – 432с.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"