Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 04:36, реферат
Актуальность данной темы определяется глобальными структурными изменениями мирового сообщества, ломкой устоявшейся системы международных взаимоотношений и обострением межэтнических и межцивилизационных противоречий, что не укладывается в формационный метод постижения культуры и истории. В настоящее время все более актуальным становится обращение внимания культурологов, историков, социологов и политологов на циклический подход к мировой культуре как многозначному явлению, о чем свидетельствует возросшее число публикаций мыслителей, представляющих данное направление, а также исследований на эту тему.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теории культуры……………………………………………………………....4
2 Особенности развития культуры и цивилизации…………………………...6
3 Взаимодействие и влияние культур друг на друга и на человека……….. 8
4 Классификация культур…………………………………………………… 11
5 Таблица. Сравнительный анализ теорий культуры Данилевского Н.Я. , Шпенглера О. и Тойнби А………………………………………………….... 14
Используемая литература……………………………………………………. 16
Жизнь «культурных организмов»
Круговорот «локальных» цивилизаций
Типология цивилизаций/культур
10 целиком или
частично исчерпавших
8 достигших своего завершения и 1 находящаяся на стадии возникновения
До 1961г.: 21 цивилизационная
система, из них существуют только
8 (7 из которых вступили в период
заката), 5 остановились в развитии,
4 не развились
После 1961г.: 13 развившихся цивилизации, остальные – их спутники
Основа типологии цивилизаций/культур
4 направления
культурной деятельности
Наличие универсальной религии и степень удаленности от места возникновения
Существование единой цивилизации
Не существует
Понятие цивилизаций/культур
Культурно-исторические
типы соответствуют типам
Культура – смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни;
Цивилизация – социальная целостность, в своем движении подчиняющаяся общим закономерностям общественного развития
Возникновение цивилизации/культуры
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации
Цивилизация – старческий возраст каждой культуры, представляющий собой переход к небытию, умиранию, завершению истории
Цивилизация возникает в процессе изменения архаичных обществ
Этапы развития цивилизаций/культур
Стадии становления биологического организма: культура зарождается, доходит до вершины своего развития и затем, регрессируя, умирает
Культура – как живое существо высшего порядка: возникает на почве своей родины, расцветает, достигает зрелости, увядает и умирает
5 стадий развития «локальных» цивилизаций: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель
Причина гибели цивилизаций/культур
Истощение творческих сил культурно-исторического типа
Истощение творческого потенциала культуры
Утрата самодетерминации
Взаимодействие цивилизаций/культур
Преемственность культур
посредством передачи ценностей
одной культуры другой. Способы передачи:
пересадка посредством
Каждая культура самодостаточна: нет исторической преемственности, влияния и заимствования
Борьба цивилизаций
Используемая литература
Культурология: Учебник
для студентов технических
Культурология в вопросах и ответах/Под ред. проф. Г.В. Драча.
Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. (эл. версия)
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для учащихся. (эл. версия)
«Россия и Европа» Н.Я. Данилевский
«Закат Европы» О. Шпенглер
«Постижение истории»
А. Тойнби
Теории культуры
Данилевский,
Шпенглер и Тойнби являются
приверженцами первого типа
воззрений на счёт
Данилевский
Основная
концепция Данилевского –
Причины, которые
привели его к пониманию
Во-первых, это
противоречивость концепции
Во-вторых, совершенно
несправедливое и
В-третьих,
он считал, что представление
о прогрессе как единственном
пути эволюции, перехода с одной,
более низкой стадии развития,
на другую, более высокую, порождает
весьма упрощенное понимание
соотношения национального и
общечеловеческого,
Главный вывод теории
Шпенглер
Концепция
Шпенглера же – Жизнь «
Тойнби
Базовой категорией
научного анализа для Тойнби
является категория
Тойнби глубоко
и обстоятельно исследует
проблему взаимодействия
Особенности
развития культуры и
Данилевский
обосновал идею цикличности
Жизнь культурно-исторического
типа подобна жизни
Образование
и функционирование культурно-
Закон первый
гласит, что каждое племя или
народ, или их группа, характеризуемые
одним или близкими по своей
фонетической основе языками,
составляет самобытный
Второй закон
формулируется Данилевским в
следующем виде: «Дабы цивилизация,
свойственная самобытному
Третий закон
раскрывает взаимосвязь между
цивилизациями,
Суть четвертого
закона Данилевского: цивилизация
достигает вершины своего
И, наконец,
пятый закон сформулирован так:
Шпенглер, противопоставляя
понятия «культура» и «жизнь»,
понимает под культурой