Культура Греции классического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:14, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ культуры Древней Греции классического периода.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.

Содержание

Введение ..3

Особенности формирования греческой культуры классического периода ..4

Философия и наука ..8

Греческий театр и литература 13

Архитектура и искусство 17

Заключение 21

Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

  Наиболее  известным среди софистов был  Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул положение об относительности всех явлений и восприятий и их неизбежной субъективности. Высказанное им сомнение в существовании богов было причиной осуждения Протагора в 
Афинах за безбожие и привело софиста к гибели. Спасаясь бегством из 
Афин, он утонул во время кораблекрушения.

  Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в греческой  философской мысли. Для их философских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.

  Если  софисты пришли к заключению, что  дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник-идеолог афинских олигархических и аристократических кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен "сократический" метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею. Для установления общих понятий Сократ исходил из исследования ряда частных случаев. Целью человека, по мнению Сократа, должна быть добродетель, которую нужно осознать.

  Сократ  учил устно. Его философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.

  «Гиппократов  корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа (вторая половина V — начало IV в. до н.э.), дает представление  о медицинских знаниях и практике того времени. Медицина жрецов сменялась  медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате «О священной болезни» оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию  вызывают злые демоны, а сама эпилепсия  рассматривается как болезнь  мозга. Другое сочинение, «О воздухе, водах  и местах», устанавливает связь  между состоянием здоровья, в том  числе психического, отдельных людей  и народов и влиянием климатических  условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Методы их, основанные на опыте, наблюдениях, стремлении к  быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального, культурного течения, которое породило и философию Демокрита, и «Историю» Фукидида. Гиппократ, прозванный «отцом медицины», приобрел известность во всем греческом мире и даже на Востоке. Его врачебная практика охватывала не только родной Кос, где при храме Асклепия и далее существовала знаменитая школа медицины, но и Фессалию, и Афины.

  И платоновская Академия, и Ликей оказали  неоспоримое влияние на естественные науки того времени. Сам Платон считал математику одной из самых важных областей знания, и не удивительно, что из его Академии вышел Февдий из Магнесии, автор учебника математики. В Академии обучался и выдающийся астроном и географ Эвдокс с острова  Книд, ранее получивший образование  у поклонников чисел — пифагорейцев; к заслугам Эвдокса относятся  разработка нового метода математического  анализа, новое определение пропорциональности, а также признание шарообразности Земли и попытки, хотя и неудачные, вычислить длину ее окружности. Среди  многих других известных тогда математиков  упомянем еще одного ученика пифагорейцев Архита, которого сами древние считали  создателем научной механики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Греческий театр и литература

     Растущая  популярность театральных представлений  привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных  и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали  самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни  древних греков. В архаический  период театральные представления  давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная  для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у  подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон  от слова теаомай - смотрю). Ступени  располагались полукругом, разделялись  на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

     Само  сценическое действие проходило  на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами  и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

     Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э, на сцену были введены  еще два актера, и сценическое  действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые  покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние  и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.

     Греческие театры были рассчитаны практически  на все население города и насчитывали  несколько десятков тысяч мест. Театр  Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) - 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе - на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые "театральные деньги", который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

     В театрах играли пьесы прославленных  греческих драматургов, в которых  ставились животрепещущие вопросы  современной жизни. Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.- время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.

     Отцом греческой трагедии считается Эсхил  из Элевсина (525-456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при  Марафоне, Саламине и Платеях). Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные - "Персы" (472 г. до н. э.), "Прикованный Прометей" (470 г. до н. э.) и трилогия "Орестея" (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды". Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные  мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей  из рода Атридов. Только в "Персах" речь шла о реальных событиях - победе греков над персами в морской  битве при Саламине. Однако Эсхил  переосмысливает общеизвестные  и незамысловатые мифы, вносит новые  сюжетные линии, наполняет рассказ  идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество  полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие  и чванство восточного деспота Ксеркса  в трагедии "Персы", он воспевает  бесстрашие героев, ради людей готовых  поспорить с самими богами, торжество  цивилизованной жизни в "Прикованном  Прометее" и вместе с тем в  самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. В  трилогии "Орестея" его творчество пронизано философскими рассуждениями  о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для  Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

     В творчестве Софокла из Афин поднимаются  важнейшие вопросы бытия (496-406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал  свыше 120 трагедий, из которых дошло  только семь. Среди них самыми знаменитыми  стали две: "Царь Эдип" (429-425 гг. до н. э.) и "Антигона" (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте  человека в обществе и мире. Что  такое человек - марионетка в руках  всесильных богов или творец своей  судьбы? В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип - мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но, тем не менее, он игрушка в руках  могущественных богов. Боги судили ему  вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями. Пророчество  сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить. И когда  наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов  богам. Ослепив себя, он уходит из Фив  и скитается по Греции, стремясь очиститься от наложенного роком  преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно  Эдип достигает духовного очищения, находит последнее пристанище в  предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем Колона. Эдип силой своего страдания  сумел преодолеть тяжелые удары  судьбы, намеченной богами, и тем  победил их. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности  его сил, возможности противостоять  неотвратимой судьбе. 

     Архитектура и искусство

       V-IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади - агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.

     Парадным  и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества - покровителя  данного города, сюда вела дорога священных  процессий во время важнейших  праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

     Принципы  гипподамова города могли быть реализованы  лишь в городах, построенных на новом  месте, как, например, в Олинфе на Халкидике  или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном  Милете. В городах, возникших в  незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным - вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V-IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V-IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

     Высоких художественных достижений греки добились в области архитектуры. Греческое  зодчество классического времени  развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим  завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический  период, достигла наибольшей полноты  и законченности именно в V-IV вв. до н. э. Два основных типа ордера - дорический и ионический -сформировались еще  в VII-VI вв. до н. э., но в V-IV вв. появился еще  более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие  зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества  в дорический стиль, и придают  большую нарядность и пышность ионическому  ордеру. Умелое смешение разных архитектурных  стилей расширило возможности греческих  строителей, позволило им создать  многие шедевры греческой и мировой  архитектуры.

     Основой греческого зодчества, как и в  архаическое время, был храм - самое  совершенное в принципе здание, в  котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные  типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов.

Информация о работе Культура Греции классического периода