Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:14, реферат
Целью данного реферата является анализ культуры Древней Греции классического периода.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.
Введение ..3
Особенности формирования греческой культуры классического периода ..4
Философия и наука ..8
Греческий театр и литература 13
Архитектура и искусство 17
Заключение 21
Список литературы 22
Наиболее
известным среди софистов был
Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры.
Он выдвинул положение об относительности
всех явлений и восприятий и их неизбежной
субъективности. Высказанное им сомнение
в существовании богов было причиной осуждения
Протагора в
Афинах за безбожие и привело софиста
к гибели. Спасаясь бегством из
Афин, он утонул во время кораблекрушения.
Софисты
не представляли собой какого-либо
единого направления в
Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник-идеолог афинских олигархических и аристократических кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен "сократический" метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею. Для установления общих понятий Сократ исходил из исследования ряда частных случаев. Целью человека, по мнению Сократа, должна быть добродетель, которую нужно осознать.
Сократ учил устно. Его философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.
«Гиппократов
корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших
к школе Гиппократа (вторая половина
V — начало IV в. до н.э.), дает представление
о медицинских знаниях и
И
платоновская Академия, и Ликей оказали
неоспоримое влияние на естественные
науки того времени. Сам Платон считал
математику одной из самых важных
областей знания, и не удивительно,
что из его Академии вышел Февдий
из Магнесии, автор учебника математики.
В Академии обучался и выдающийся
астроном и географ Эвдокс с острова
Книд, ранее получивший образование
у поклонников чисел —
Греческий театр и литература
Растущая
популярность театральных представлений
привела к тому, что они не только
заняли доминирующее место в религиозных
и общественных празднествах, но отделились
от религиозных церемоний, стали
самостоятельным видом
Само
сценическое действие проходило
на утрамбованной круглой
Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э, на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.
Греческие
театры были рассчитаны практически
на все население города и насчитывали
несколько десятков тысяч мест. Театр
Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест,
знаменитый театр в Эпидавре (он
хорошо сохранился до настоящего времени,
и современные греческие актеры
разыгрывают здесь древние
В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.- время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.
Отцом
греческой трагедии считается Эсхил
из Элевсина (525-456 гг. до н. э.). Его зрелые
годы прошли в героический период
победоносной войны греков с Персидской
державой. Эсхил был участником наиболее
крупных сражений этой войны (при
Марафоне, Саламине и Платеях). Эсхилу
приписывали создание 90 трагедий, из
которых сохранилось семь. Наиболее
известные - "Персы" (472 г. до н. э.),
"Прикованный Прометей" (470 г. до
н. э.) и трилогия "Орестея" (458 г.
до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон",
"Хоэфоры" и "Эвмениды". Сюжетами
трагедий Эсхила становятся давно известные
мифологические сказания о титане Прометее,
о преступлениях аргосских
В
творчестве Софокла из Афин поднимаются
важнейшие вопросы бытия (496-406 гг.
до н. э.). Софокл, по преданию, написал
свыше 120 трагедий, из которых дошло
только семь. Среди них самыми знаменитыми
стали две: "Царь Эдип" (429-425 гг.
до н. э.) и "Антигона" (442 г. до н. э.).
В них Софокл говорит о месте
человека в обществе и мире. Что
такое человек - марионетка в руках
всесильных богов или творец своей
судьбы? В образах фиванского царя
Эдипа и его дочери Антигоны Софокл
намечает свое решение этой темы. Эдип
- мудрый, добродетельный и справедливый
царь, любимый своим народом, но,
тем не менее, он игрушка в руках
могущественных богов. Боги судили ему
вести преступную жизнь: убить своего
отца, жениться на матери и родить странные
существа, которые были ему детьми,
но вместе с тем и братьями. Пророчество
сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал
все, чтобы его отвратить. И когда
наступает жестокое прозрение, Эдип
не смиряется со своей страшной долей.
Он бунтует против несправедливости
судьбы, против жестокости богов. Он сломлен,
но не раздавлен. Он бросает вызов
богам. Ослепив себя, он уходит из Фив
и скитается по Греции, стремясь
очиститься от наложенного роком
преступления. Ушедший из мира, старый
и больной, но не сломленный нравственно
Эдип достигает духовного очищения,
находит последнее пристанище в
предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем
Колона. Эдип силой своего страдания
сумел преодолеть тяжелые удары
судьбы, намеченной богами, и тем
победил их. Софокл утверждает идею
всемогущества человека, беспредельности
его сил, возможности противостоять
неотвратимой судьбе.
Архитектура и искусство
V-IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади - агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.
Парадным
и религиозным центром города
был акрополь, здесь располагался
храм главного божества - покровителя
данного города, сюда вела дорога священных
процессий во время важнейших
праздников, здесь приносились наиболее
торжественные
Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным - вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V-IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V-IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.
Высоких
художественных достижений греки добились
в области архитектуры. Греческое
зодчество классического
Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм - самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов.