Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа
До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.
1. Развитие знаний народов Месопотамии……………………………………………1
2.Пантеон Богов…………………………………………………………...……………10
3.Основные черты искусства Месопотамии……………………………..…………14
4.Тест………………………………………………………………….………………….16
5. Литература……………………………………………………………………………17
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст и лечебных мастик, которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты.
Применение водных
процедур, массажа и ароматерапии дополня
6
четвертому - улучшить настроение и расслабиться. Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний.
Врачебные знания в древней Месопотамии сначала передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей.
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей) Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.
Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов. Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.
Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.
Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом».
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали. Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу, о придворных врачевателях асуту не упоминается.
7
Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема. В гарем допускались только женщины и евнухи. Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов.
Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о ветеринарах. В ветеринарной практике часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям. Число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико. Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).
К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.
Древние государства Ур, Киш, Лагаш, Урук.
Ур
Ур один из древнейших шумерских городов-
С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители любили украшать себя ювелирными изделиями. Храмы, зиккурат, некрополь времени 1-й династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, золотые украшения, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии.
8
В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле.
Ур продолжал оставаться важным шумерским городом в эпоху Вавилонского периода. В IV веке до н. э. город был покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата.
Киш
Город Киш был построен в конце 4-го – начале 3-го тысячелетий до н. э. В нем располагался красивый дворец, который состоял из двух сооружений и имел роскошную галерею, состоящую из колонн на парапете. Археологи обнаружили на месте Киша множество бронзы, дорогих украшений, оружия, большое количество клинописных документов. Именно в Кише в 3500 году до н. э. была разработана клинописная письменность. Киш являлся самым могущественным центром в Северном Междуречье вплоть до 26 века до н. э. В 24 веке до н. э. шумерский царь Лугальзаггиси со своей армией захватил и разрушил Киш. При аккадском царе Саргоне Киш был восстановлен, но уже не играл большой политической роли. Он входил в состав поочередно Вавилонии, затем государства Ахменидов, державы Александра Македонского, Селевкидов, Парфянского царства и империи Сасанидов. Постепенно Киш пришел в запустение.
Лагаш
Лагаш древний город-государство шуме
О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица была перенесена из города Лагаша, где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста», и Гатумдуг — богине-матери Лагаша.
Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.
9
Урук
Урук В 3-м тысячелетии до н.э. древний город-государство шуме
Именно Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена — что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило до 6 тысяч жителей, представлявших 3–4 народа, говоривших на разных языках. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии.
Урук, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии. Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата.
В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна. На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т.н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов. Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью около 600 м², на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженных глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.
10
2.Пантеон Богов
В мировоззрении шумеров,
а затем аккадских семитов
важную роль играло обожествление тех
сил природы, значение которых было
особенно велико для земледелия,—
неба, земли, воды. Эти основные силы
природы в религии
Эти божества почитались во всём Двуречье, хотя центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем, центром культа Энки — город Эриду. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара-бог Солнца Шамаш. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество, главный бог города Ура—Син, отождествлявшийся с Луной..
Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Иштар отождествлялась с планетой Венера. Под разными именами: Иннин, Астрата, Аштар, Эстер – богиня Иштар была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье. Впервые культ богини Иштар возник у шумеров примерно в третьем тысячелетии до н. э. Некоторые ученые полагают, что именно к Иштар восходит образ греческой богини любви Афродиты.
Особая роль среди
месопотамских божеств принадле