Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Культура народа неразрывно связано с его историей. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. История возникновения древней Руси………………………………….7
ГЛАВА II. Фольклор……………………………………………………………..…10
ГЛАВА III.Письменность, литература………..…………………………………..12
ГЛАВА IV. Архитектура…………………………………………………..……..…17
ГЛАВА V. Живопись………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..…24
Список использованной литературы………………………………….………..….26
Древнейшим из дошедших до нас памятником жанра слово является <Слово о законе и благодати> киевского митрополита Иллариона (1051). Основная идея произведения – равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.
Также древней верой русичей были Русские Веды(Славяно-Арийские Веды - ВЕДЫ)-в широком смысле представляют собой круг древних документов славянских и арийских народов, включая как четко датированные и имеющие авторство Веды, так и передаваемые устно и записанные относительно недавно народные предания, сказы, былины и т. п. В целом Русские Веды содержат глубокие знания о природе и отражают историю Человечества на Земле в течение последних нескольких сотен тысяч лет. Веды также содержат предсказания о грядущих событиях на 40 176 лет вперед, т. е. до нашего времени и еще на 167 лет вперед.
Выдающимся памятником древнерусской
литературы является <Слово о полку Игореве>
(1185 - 1188). В основу сюжета неизвестный автор
положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких
войн - неудачный поход Игоря
Святославича 1185 г. Но средствами художественного
языка он превращен в
событие общерусского масштаба, что придало
монументальное звучание основной идее
- призыву к князьям прекратить усобицы
и объединиться перед лицом
внешнего врага. Это уникальное лирико-эпическое
произведение оказало влияние на русскую
литературу (переводы В.А. Жуковского,
А.Н. Майкова, Н.А.
Заболоцкого), искусство (В.М. Васнецов,
В.Г. Перов, В.А. Фаворский), музыку (опера
<Князь Игорь> А.П. Бородина).
Таким образом, в древнерусской литературе
наиболее ярко проявился синтез
русской культуры, переплетение в ней
языческих и христианских черт,
религиозных и светских, общечеловеческих
и национальных мотивов.
ГЛАВА IV. АРХИТЕКТУРА
Больших высот достигла в X - XII вв. архитектура.
Ее развитие неразрывно
связано с распространением христианства.
До принятия православия все
постройки в древнерусских городах возводились
из дерева. К сожалению,
древние деревянные постройки не сохранились
до наших дней, но архитектурный стиль
народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
Для русской деревянной архитектуры была
характерна многоярусность строений,
увенчивание их башенками и теремами,
наличие разного рода пристроек - клетей,
переходов, сеней. Затейливая художественная
резьба по дереву была традиционным украшением
русских деревянных строений. Эта традиция
живёт в народе и до настоящей поры.
Вместе с новой религией на Русь пришла
каменная архитектура. Первые наземные
каменные церкви строились в византийском
стиле. Позже сформировался специфически
русский стиль. Русские мастера, взяв за
основу
крестово-купольную композицию, внесли
в нее элементы русской деревянной
архитектуры, придали храмам многоглавие
и пирамидальность. Специалисты
полагают, что русский самобытный стиль
сложился благодаря неустанным
экспериментам зодчих с таким важным элементом
религиозного здания, как
купол. Образцом для подражания при создании
самобытного церковного купола
византийские модели послужили русским
архитекторам лишь отчасти. Более
сильное влияние оказала форма войлочного
шатра, которая была распространена у
скифов, сарматов, печенегов и других кочевников,
с которыми русским
приходилось постоянно соприкасаться.
Таким образом, луковичная форма церковного
купола пришла в Россию из Византии.
Первые каменные сооружения в Киеве появились
во времена Владимира
Святославича. В конце Х в. была сооружена
в центре Киева Десятинная церковь, названная
так потому, что на ее содержание шла десятая
часть княжеских
доходов. К сожалению, она не сохранилась.
Во время монголо-татарского нашествия
в 1240Г. захватчики, взяв город, разрушили
церковь.
Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Софийский собор. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого (заложен в 1037г.), когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, Ирининский монастырь. Софийский собор имел в плане крест с пятью полукруглыми выступами - апсидами, увенчанный одним большим и двенадцатью малыми куполами. Центральный, самый большой, купол выражал идею учения Христа, а остальные, поменьше, символизировали двенадцать его учеников. Внутри собор отличается великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой.
Сам собор был задуман не только как главный
храм создавшейся русской
митрополии, но и как центр общественной
и культурной жизни.
Вслед за киевской Софией
строятся также Софийские соборы в Новгороде
и
Полоцке. Новгородская София возникла
в 1045 - 1050 гг. По своему
композиционному построению она близка
к киевской, но имеет не тринадцать, а
всего пять куполов, сгруппированных в
центре, стены лишены каких-либо
украшений, а в целом внешний облик собора
отличается простотой и строгостью. Полоцкая
София, построенная во второй половине
XI в., имела семь куполов и в основном повторяла
архитектурные особенности киевского
и новгородского соборов Софии.
Появление трех однотипных в своей основе
Софийских соборов в Киеве,
Новгороде и Полоцке было явлением знаменательным,
подчеркивало политическое и культурное
единство Руси.
В дальнейшем, в период феодальной раздробленности,
облик архитектуры
несколько изменился. В борьбе за свою
независимость каждый город стремился
выразить свою силу и значение в памятниках
архитектуры. Своеобразие
областных культур этого времени заключается
в том, что они сочетают общую
основу, - киевские художественные традиции,
- с местными особенностями.
В ХII веке получает распространение
тип небольшого однокупольного храма,
который приходит на смену монументальным
княжеским сооружениям. Превращение Новгорода
в вечевую республику и прекращение княжеского
строительства вызвали в новгородской
архитектуре стремление строить небольшие
скромные храмы, предназначавшиеся для
повседневных служб и общественных потребностей
жителей прихода. Для основного типа новгородской
архитектуры надолго определяющим стала
простота композиции: четырестолпный
кубический храм с одним куполом и тремя
апсидами, маленькие деревянные хоры.
В целом новгородские постройки отличались
строгими пропорциями и отсутствием украшений.
Ростово-Суздальская архитектура, наоборот,
характеризуется изумительной
декоративной выразительностью. Ростово-суздальские
князья, проводя
объединительную политику, стремились
расширить и украсить столицу
княжества - Владимир. Окруженный крепостными
валами с каменными воротами, обильно
застроенный каменными храмами, город,
расположенный на высоком берегу Клязьмы,
производил неизгладимое впечатление.
Белокаменные ворота, сооруженные в 1164г.,
были как бы центральным въездом в город.
Внутри они были обшиты медными листами
- <писаные золотом>, и получили название
Золотых ворот. В противоположном, восточном
конце города высились Серебряные ворота.
Сохранившиеся до нашего времени Золотые
ворота дают представление о
первоначальном их виде. Сложенный из
тесаного белого камня куб в центре был
прорезан высокой стройной аркой. Под
большой аркой сделана арочная
перемычка, на уровне которой в проезде
ворот помещалась деревянная боевая
площадка. Крытые сводчатые каменные лестницы
вели на боевую площадку и верх башни,
в центре которой находилась Ризположенская
церковь, своим
архитектурным обликом напоминающая обычные
однокупольные храмы
Ростово-Суздальской земли. Церковь служила
наблюдательным, сторожевым постом для
города. Смыкаясь непосредственно с валами,
ворота служили и для
торжественных въездов и выездов и использовались
как оборонительное
сооружение.
В южной части города и поныне возвышаются два наиболее ценных памятника Владимира – Успенский и Дмитриевский соборы.
Постройка Успенского собора относится
к 1158 - 1161гг. Для него выбрана
была самая лучшая точка городского рельефа.
Он господствует над окружающей местностью.
С собора открывается вид на далекие окрестности.
Обширный и величественный собор создавался
постепенно. После пожара 1185г., когда
выгорели деревянные части и обгорел известняк
стен, собор был перестроен.
Первоначально одноглавый, шестистолпный,
богато декорированный резным
камнем, он был обнесен дополнительными
стенами - галереями, соединенными со старым
собором арками. Пять золоченых глав собора
дали ему прекрасное
завершение. Наружная и внутренняя отделка
собора поражала современников своей
роскошью.
Не менее великолепен был Дмитриевский
собор (1194 - 1197 гг.). Уступая по
размерам Успенскому собору, он был построен
по примеру обычных
четырехстолпных одноглавых храмов и
играл роль княжеской дворцовой церкви.
Дмитриевский собор выделялся исключительным
богатством отделки. Резчики по камню
проявили подлинное художественное мастерство.
Характерной чертой резного убранства
Дмитриевского собора является сопоставление
сказочных и христианских образов. Большинство
рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной
манере, напоминающей резьбу по дереву.
При всем значении скульптурной декорации
конструктивная ясность и строгость здания
не утеряны: пилястры четко прорезают
резной наряд Дмитриевского собора.
С культом Богородицы связана постройка целого ряда церквей. Среди них шедевр мировой архитектуры - церковь Покрова на реке Нерль под Боголюбовом (1165г.). Построенная в традициях четырехстолпного храма, церковь поражает исключительной стройностью, легкостью и устремленностью вверх. Строителям удалось найти совершенные пропорции, органически вошедшие в ландшафт. Расположенный на холме у озера, храм слово вырастает из земли, отражаясь в глади воды. Строгие пилястры и небольшой аркатурный поясок, рельефные изображения библейского царя Давида на центральных закомарах, фигуры птиц, львов, грифонов, игра светотени на поверхности стен создают впечатление сказочной красоты.
Памятники древнерусской архитектуры
свидетельствуют о высоком развитии
строительного дела в государстве. Освоив
передовую для того времени
строительную технику Византии, заимствовав
первоначальный византийский тип крестово-купольного
храма, русские зодчие сумели внести в
архитектуру
приемы, выработанные практикой деревянного
строительства, творчески
переработали внутреннюю и внешнюю композицию
сооружений применительно к местным задачам
и условиям. Таким образом, в целом в архитектуре
постепенно угасал <византийский> стиль,
вытесненный более самобытными формами.
ГЛАВА V. ЖИВОПИСЬ
Строительство крупных архитектурных
сооружений сопровождалось быстрым развитием
монументальной живописи, которая представлена
фресками и мозаикой.
Одним из шедевров киевской
Софии является фигура Божьей Матери,
выполненная в мозаике, а также изображения
Христа-Вседержителя на купольной части,
двенадцати апостолов и другие сюжеты.
Художник достигает высокого
эмоционального воздействия не только
выбором композиции, но и богатейшим
сочетанием цветовой гаммы красок. В мозаичной
палитре мастеров киевской
Софии найдено около 130 оттенков. Чтобы
придать большую выразительность
мозаике, художник использует еще один
прием. Кусочки смальты, вносимые в
сырую штукатурку, ставились под различным
углом наклона. Свет, падавший на них, отражался
под разными углами, и создавалось искрящееся,
хорошо видимое с любого места в соборе
мозаичное изображение.
Много места в киевской Софии занимают
фрески. Техника фрески давала
возможность на длительное время сохранять
роспись, однако требовала от
художника большого мастерства и четкости
в работе. На сырую штукатурку нужно было
быстро нанести контур рисунка и наложить
краски. Малейшая неточность в исполнении
могла потребовать полной замены штукатурки.
Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую поверхность грунтовки.
И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись достигла большой выразительности.
Наряду с чисто церковными сюжетами среди фресок Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Также интересны многочисленные, очень реалистические изображения бытовых сценок, близкие к нравам киевского княжеского дома. Отдельные фрески дают изображения животных и птиц: фантастических и реальных. Манера исполнения фресок киевской Софии уникальна и своеобразна. Канонические положения религиозного письма требовали создания статической композиции. Здесь же присутствует динамика и пространственность в построении фигур и композиции, стремление показать движение человека, скачущих коней, бегущих зверей и т.д.
Фресковая живопись имелась и в других
соборах: Новгорода, Ростово-Суздальского
княжества и пр. Большинство росписей
до нашего времени
не дошло. Лишь по небольшим фрагментам
можно заключить, что владимирский Успенский
собор имел фасадную роспись. Несколько
большее количество
сохранившихся фресок в Дмитриевском
соборе. Для фресок этого собора характерна
связь с внешним орнаментальным декоративным
оформлением, а также стремление придать
изображениям индивидуальные черты.