Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:02, контрольная работа
Период с XIII до середины XV веков характеризуется феодализацией жизни российского общества, которая охватила и сферу православной религии. Форма церковного господства приобрела феодальный характер и совершенно слилась в одно целое с формами феодального господства. Познание о христианском вероучении и культах в этот период были слабы и, по большей части, чужды русскому народу.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1 Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности..........................................................................................................7
Глава 2 Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства………………….....11
Глава 3 Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе………………………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….20
Уже в конце XII во фресках Кирилловского монастыря в Киеве в лицах святых, с большими глазами, окладистыми бородами появился неповторимый русский отпечаток.
Таким образом, с принятием христианства на Руси, вся культура пережила глубокие перемены. Христианское искусство было подчинено задачам воспевания бога, подвигов святых. Все, что мешало божественному предначертанию искусства, церковь преследовала и уничтожала. Однако, и в рамках строгого церковного искусства, русские скульпторы, живописцы, музыканты создавали произведения, которые продолжали народные традиции.
Большого мастерства достигли ювелиры. С особым мастерством они украшали оклады икон, а так же книги, которые в то время были редкостью и представляли ценности.
Киевскую Русь сменил период раздробленности. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях, Русь сохранила свои лучшие традиции в становлении культуры, которая основывалась по-прежнему на христианской вере. Во всех княжествах, во всех городах работают русские зодчие, художники, мастера. Имена многих дошли до нашего времени. При всем различии художественных местных школ все русские мастера сохранили во всем многообразии русское единство. Все их работы обладали общими чертами, при сохранении местных особенностей.
В княжеских городах возникают одноглавые, четырехстопные или шестистопные храмы, кубом вросшие в землю. Их объемы невелики. Каждый храм образует массив без галерей и лестничной башни. Исчезла декоративная полосатая кладка. Шлемообразный купол виден издали. Храм – как твердыня. Православные шедевры соединяют в себе зодчество, живопись и ваяние.
Примером развития искусства стал в это время город Владимир, в который перенес княжескую сын Юрия Долгорукого от брака с половецкой княжной Андрей Боголюбский. При нем город стал очагом русской культуры. Владимирский, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли – величайшие шедевры этого периода. Перед ними русский человек должен был испытывать волнение. В них соединилась ясность и стройность, гармония с окружающим пейзажем.
Успенский собор воздвигнут на круче реки. Видимый отовсюду, он, как бы, парил над городом. Внутри все ослепительно сияло золотом, серебром и драгоценными камнями. Через два века после постройки храма великий Рублев украсил его фресками. Эти храмы отличались от тех, что строил Юрий Долгорукий. Вместо грузного куба устремленная вверх церковь.
Икон XII-XII веков, связанных с Владимиро-Суздальским княжеством осталось немного. Но среди них имеются шедевры: «Деисус» (по-гречески моление или прошение), «Дмитрий Салунский».
С изгнанием монголо-татар начинается возрождение и подъем Руси, а с ним развивалась и русская культура, которая была пронизана идеями христианско-православной церкви.
Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства
Церковь в период борьбы с татаро-монголами играла немаловажную роль в объединении русских сил против врага и развивала объединительные тенденции в образовании Русского государства.
В первую очередь все эти явления и тенденции отразились в литературе. На смену летописям приходит создание крупных исторических сочинений. В них обосновываются идеи обороны страны, борьбы за независимость и единства. Появляются жития сказания и хождения (описание путешествий).
Жития – это повествования о жизни святых. Их героями становились люди, которые являлись примером для других. Таким было «Житие святого Александра Невского». Известностью пользовались «Жития Михаила Ярославовича», который был растерзан в Золотой орде и «Житие Сергия Радонежского». Популярными становятся сказания, посвященные крупным историческим событиям. Например, рассказ о Куликовской битве «Задонщина».
Возрождение Руси начиналось со строительства храмов. Храмы в то время были источниками высокой нравственности. Мудрости, стойкости, любви к Родине. К концу XVI века зодчество переходит повсеместно от деревянного к белокаменному и краснокирпичному строительству.
Иван III венчая свои усилия по созданию могучей и единой державы, заменяет кремлевские стены времен Дмитрия Донского на красно-коричневый Кремль с 18 башнями. Московский Кремль – плод совместного творчества итальянских и русских мастеров. Итальянец Аристотель Фиораванти прежде чем приступить к созданию Успенского собора Кремля съездил во Владимир посмотреть каков тамошний Успенский собор. Как свидетельствуют летописи, Фиораванти научил русских мастеров более совершенной выделке кирпича и составлению особых известковых растворов. Взяв за основу общую формы Успенского собора во Владимире, аркатурный пояс посередине его стен и колонны, он спрятал абсиды (алтарный выступ) за мощные угловые пилястры (прямоугольный вертикальный выступ на поверхности стены), что придало главному фасаду строгий, стройный, величественный вид и добился слитности пятиглавия, выражающее единство и могущество Русского государства. Одновременно было решено внутреннее убранство собора. Огромный торжественный зал, массивные круглые столбы, поддерживающие купола. Собор предназначался для венчания государей на царство.
Архангельский собор, служивший усыпальницей русских царей, строил соотечественник Аристотеля Алевиз Новый. Не смотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный храм напоминает двухэтажное здание типа «палаццо» с необычным на Руси карнизом. Следует признать, что смешение в его архитектуре разнородных принципов не позволяет рассматривать его как единое целое.
Псковским мастерам обязан Кремль храмом поменьше: Благовещенскому и Ризположения. Благовещенский собор был возведен на высоком подклете ( белокаменном цокольном этаже) и окружен обходной галереей – гульбищем. Украсили его снаружи узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом».
В это время, сначала в Новгороде, а затем, в Москве писал иконы прославленный Феофан Грек. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – великое произведение искусства Феофана. Кроме Феофана над росписью Благовещенского собора работали Прохор, старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Андрей Рублев считался при жизни выдающимся мастером иконописи, но подлинная слава пришла к нему после смерти. Ошеломляющее впечатление произвело на зрителей раскрытие иконы Рублева «Троица». «Троица» находилась тогда в Троице-Сергиевой лавре в Троицкой церкви. Раскрыли ее в 1904 году, когда нашлись письменные источники, которые подтверждали, что икона написана самолично Андреем Рублевым.
Новая Россия складывалась как единое и централизованное государство, в котором церковь была тем ядром, вокруг которого происходило сплочение. Идею царя как ставленника божьего, церковь поддерживала и внедряла в народное сознание. Культура того времени стояла на службе у церкви и самодержавия. Наиболее развитые виды русского искусства: зодчество, иконопись, литература утверждали идеи единого государства и самодержавия. Благодаря поддержке церковью процесса централизации, Русь выдвинулась на международную арену, вернула себе место среди крупных европейских держав.
Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, эпоха Ивана Грозного, опричнина, войны, расправы с боярами – все это нашло отражение в дальнейшем развитии культуры.
Создание централизованного государства, реформы управления требовали все большего количества образованных людей. Церковь теряет монополию в организации образования. Появляется светское образование. Печатаются учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил Максим Грек. При Иване Грозном впервые некоторых способных молодых людей стали посылать в Константинополь для изучения греческого языка. В богатых домах стали появляться библиотеки. Иван грозный обладал огромной библиотекой, но после его смерти она исчезла. Где она находится, до сих пор является исторической загадкой.
Важной вехой в истории русского просвещения для дальнейшего развития всей культуры стало появления книгопечатания. В 1564 году напечатал свою первую книгу русский первопечатник Иван Федоров. Это был «Апостол» - сборник, содержащий тексты из Библии. Переехав в Белоруссию, затем на Украину позднее он издал первую славянскую «Азбуку».
Среди произведений литературы в XVI веке выделяется книга «Домострой». Ее автором был Сильвестр. Под руководством митрополита Макария и самого Ивана Грозного создавались летописи и исторические сочинения, в которых проводились идеи самодержавия и преемственности русских царей от византийских императоров. Был издан Лицевой летописный свод. Согласно этой летописи, вся русская история вела к власти Ивана IV. Идеи божественного происхождения царской власти отражена в Степенной книге, в которой шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей.
В XVI веке появляются первые публицистические произведения, написанные на волнующие в то время темы. Таким произведением стала челобитная, поданная царю Иваном Пересветовым, в которой призывал царя к решительной борьбе за укрепление власти или переписка с царем князя Курбского.
Появляются новые веяния в архитектуре, иконописи, музыке.
Строительство новых храмов должно было увековечить деяния русских властелинов. В честь рождения Ивана IV была построена церковь Вознесения в селе Коломенском. Французский композитор Берлиоз писал князю В,Ф, Одоевскому: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе было для меня чудом из чудес».
Это памятник шатровой архитектуры. Обширные галереи с лестницами, исполинский шатер и невысокая главка. Никаких посторонних эффектов. Четко выступающие пилястры, друг над другом чередующиеся кокошники, двускатная кровля, продолговатые наличники окон, стройные грани шатра, увитые бусинами. Все естественно и динамично.
В иконописи появляются черты реализма, происходит переход от иконы к портретной и жанровой живописи. Знаменитым живописцем был тогда Дионисий.
Мы видим, что во времена централизации Московского Государства в русской культуре усиливаются новые веяния. Содержание расширяется, появляется стремление сочетать церковную догматику с реальной жизнью. Многие представители церкви были этим недовольны. С яростными протестами выступал дьяк Висковатый. Его возмутило, например, что в одной росписи рядом с Христом была изображена «пляшущая женка». Однако, церковь вынуждена была считаться с новыми веяниями. Так, на знаменитом Стоглавом соборе было разрешено изображать на иконах «цари и князи и святители и народи», равно как не возражал против «бытийного письма» (исторических сюжетов). Светские начала все больше заявляли в Российской культуре свои права.
Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе
Возросшему могуществу Российского государства в 17 веке соответствовал и масштаб развития культуры. Это был период, когда на смену традициям древнерусской культуры, безраздельного властвования церкви над умами россиян, приходило новое время, светского по содержанию, не опирающееся и не оглядывающееся на православие. Исчезали величавая лаконичность и высокая одухотворенность культуры. Поиски нового были мучительны. Новая реалистичная культура не могла еще развиваться гармонично в рамках не обновленного петровской реформой культурного развития России. Но живая струя народного творчества по-прежнему облагораживала и живопись, и архитектуру и другие виды искусств. Благодаря народным элементам – нарядности, декоративности – искусство XVII века, не смотря на обилие новшеств, было близко к древнерусским традициям.
Крупнейшим русским художником этого периода был Симон Федорович Ушаков, которому благоволил патриарх Никон. Ушаков стремился к реальному изображению людей. Но это были лишь первые попытки. Таковы были изображения царя Алексея Михайловича и царицы Марии. Ушаков стал одним из основоположником портретной живописи, так блестяще развившейся в следующем столетии.
В архитектуре заметным явлением стало строительство ансамбля Кремля Ростова Великого. Белизна высоких каменных стен, гармония широких плоскостей, уступы башен, лазурь, серебро и золото куполов – все сливается в симфонию архитектурных форм. Этот ансамбль был создан при митрополите Ионе. Почти 40 лет он управлял Ростовской митрополией. Кремль при Ионе был построен как резиденция митрополита с высокими надвратными храмами: церковью Воскресения, церковью Иоанна Богослова и церковью Спаса на сенях, каждая из которых радует взгляд нарядной монументальностью. Все церкви внутри были украшены фресками, сплошь покрывающими их стены. При Ионе была сооружена и грандиозная звонница, ибо он мечтал озвучить, созданный им ансамбль. Мастер Фрол Терентьев, имя которого достойно вошло в мировую историю музыки, отлил колокол весом в две тысячи пудов, дающий тон «до» большой октавы. Празднично-торжественный звон слышался за 20 верст кругом. Ростовский Кремль построен так, что можно пройти от храма к храму по его галереям, не спускаясь на землю. В надвратной церкви Иона распорядился отвести, наподобие театральной сцены, значительно больше места для духовенства, нежели для мирян. Ростовские храмы были построены в соответствии с русской традицией, тогда как в Москве зодчество приобретало новые формы, отмеченные пышными формами европейского барокко. Теремной дворец Кремля – крупнейшая из гражданских построек того времени. Травяной узор покрывает в архитектуре все, он является мотивом искусства XVII века.
Информация о работе Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе