Культура античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:39, лекция

Краткое описание

Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Их совокупность в науке получила название «архаической революции». Она «привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции».

Вложенные файлы: 1 файл

5. Культура архаики.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Это преступление Крона имело тяжкие последствия для мира. Согласно Гесиоду, Ночь (Никта или Нюкта) и Эреб (Мрак) породили Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Мойр (богинь судьбы - Клото, Лахезис, Антропос), Немезиду (Месть), Эриду (Раздор), Гераса (Старость), а также Харона, перевозчика умерших в Аид. В число детей Никты включают также Гесперид, Мома - бога насмешек, Онира - бога вещих и лживых сновидений и Апату - богиню обмана.

Крон, породивший беззакония и преступления, боялся, что дети могут лишить его трона. Поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с титанидой Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он освободил из его чрева братьев и сестер, детей Крона и Реи.

Богам предстояло выдержать долгую борьбу с титанами за власть над миром – титаномахия, длившуюся десять лет. На сторону Зевса встали некоторые титаны - Прометей, титан Океан с женой и детьми, дети Гипериона и Теи - Гелиос, Селена, Эос, а также титанида Фемида. Боги смогли победить лишь после того, как Зевс привлек на свою сторону циклопов и гекатонхейров, освободив их из заключения. Циклопы выковали громы и молнии, которые Зевс метал во врага. Потерпевшие поражение титаны были скованны и брошены в Тартар.

После победы над титанами боги вступили в битву с гигантами, получившую название гигантомахия. Одержать победу они смогли лишь с помощью смертного человека – Геракла, который убивал гигантов своими стрелами с наконечниками, пропитанными ядовитой кровью, убитой им гидры. Гея, желая отомстить за гибель своих детей, родила от Тартара страшное чудовище – громадного стоглавого дракона Тифона. В поединке победу одержал Зевс, низвергнувший Тифона в Тартар. И здесь чудовище не успокоилось - когда оно шевелится, происходят землетрясения и дуют знойные ветры. От него полуженщина-полузмея Ехидна родила двуглавого пса Орфа, отца Сфинкса, адского пса Кербера и чудовище Химеру (лев+козел+дракон).

Утвердив свою власть, Зевс избрал местом своего обитания гору Олимп. Здесь он пребывал со своей женой Герой и многочисленными детьми. Отсюда название древнегреческой религии и богов – олимпийские.

Олимпийские боги в представлении эллинов были бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Ананка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к богам было почтительным. Но они не боялись их, а воздавали должное в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах.

В архаическую эпоху строятся первые храмы - жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон, восходивший к древним ионийским одеждам, во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке. Первоначально для алтаря использовали крупные камни, где происходило заклание жертвы. Позже алтарь превратился в искусно оформленное художниками и камнерезами сооружение из «благородного» камня.

Культовые действия совершали жрецы. Они осуществляли гадания по внутренностям жертвенных животных. Важную роль в религиозной жизни играли оракулы - прорицатели. Через них люди стремились узнать волю богов и свою судьбу. Самый древний оракул, который упоминает еще Гомер, находился в святилище Зевса в Додоне (Эпир). Здесь воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона.

Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас. Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Слова, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и загадочный характер.

Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал предсказания и советы о выводе и устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т. п. Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.

В греческой религии были распространены мистерии – тайные культовые действия. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают мистерии в аттическом Элевсине, ставшие государственным культом в Афинах. Учреждение элевсинских мистерий приписывалось богине плодородия Деметре.

Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето, вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были проходить обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн.

Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

 

II. Древнегреческая поэзия

Эпос. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов - странствующих певцов-сказителей, которые, переходя из города в город, исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

Показывая в своих поэмах прекрасное и безобразное, достойное человека и низменное, поэт на примере эпических героев помогал грекам постигать мир, учил понимать, в чем смысл жизни. На всем протяжении эпохи античности герои поэм были образцами для подражания как для рядового общинника, так и для аристократа. Плутарх передает, что Александр Македонский даже в военных походах не расставался с поэмой Гомера и всю жизнь стремился подражать Ахиллу и достичь такой же бессмертной славы. Эллины видели в великом аэде своего учителя, а Платон утверждал, что Гомер – «поэт, который воспитал Элладу».

Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Так как эти произведения были связаны единством повествования и составляли замкнутый цикл, или круг, то получили название «киклический эпос» (от греч. kyklos – круг). Хотя тексты этих поэм до нас не дошли, но сюжеты известны из произведений поздних авторов. В большинстве из них рассказывалось о Троянской войне: о похищении Елены Парисом, о начале похода греков на Трою, о смерти Париса, о хитроумном замысле Одиссея с троянским конем, о возвращении героев из-под Трои и т. д.

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровских гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

Младшим современником Гомера считается Гесиод, реальность существования которого признается бесспорной. Его поэмы, написанные гекзаметром, отличал архаический даже для конца VIII в. до н. э. язык. В поэме «Труды и дни» описывается жизнь беотийского крестьянина и прославляется честный, упорный, систематический труд. В нее включены накопленные столетиями нехитрые правила житейской мудрости, сельскохозяйственный календарь, мифологические сюжеты. В «Теогонии» («Происхождение богов») представлена эпическая картина сотворения мира и происхождения трех поколений богов. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира.

Запись поэм Гомера, сделанная при Писистрате, подвела черту под «эпическим» периодом литературы Греции.

Лирика. С развитием полисов героический эпос уже не способен выразить все мысли и чувства, которые порождала динамичная полисная жизнь. На смену эпосу приходят лирические сочинения, отражавшие внутренний мир отдельного человека. Термином «лирика» александрийские ученые в III в. до н. э. обозначали произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры. Однако историки рассматривают этот термин шире и под древнегреческой лирикой понимают мелику – произведения музыкально-вокального характера (от греч. melos – песнь), исполняемые сольно или хором, так и декламации, исполнявшиеся в сопровождении флейты.

Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилоха (VII в. до н. э.). У сына аристократа и рабыни, родившегося на острове Парос, была бурная жизнь, полная невзгод. Покинув родной край, поэт много странствовал. Стремясь отыскать свое место в жизни, он даже воевал как наемник. Так и не найдя счастья, поэт погиб в расцвете лет в одной из военных стычек. Его творчество оказало большое влияние на трех великих древнегреческих трагиков и Аристофана.

В своих ярких и образных стихах Архилох предстает то воином, то гулякой и жизнелюбом, то женоненавистником. Особенно славились его стихи (ямбы) посвященные красавице Ниобуле:

 

Своей прекрасной розе с веткой миртовой

Она так радовалась. Тенью волосы

На плечи ниспадали ей и на спину.

 … старик влюбился бы

В ту грудь, в те миррой пахнущие волосы.

   (Пер. В. Вересаева)

 

Гражданская тема в греческой лирике наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея (VII в. до н. э.). В своих элегиях он воспевал героизм и воинскую доблесть граждан, защищавших родной полис:

Да, хорошо умереть для того, кто за землю родную

Бьется и в первых рядах падает, доблести полн.

   (Пер. Г. Церетели)

Поэзия Тиртея отразила новую духовную атмосферу, сложившуюся в формирующемся коллективе граждан, и воспринималась в эллинском мире как патриотический гимн полису.

Зайков А. В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и противодействие внутренней распре.

Разносторонним поэтом был уроженец Фив Пиндар (522/518 до н. э. - 448/438 до н. э.) произведения которого относятся к хоровой лирике: пеаны – торжественные песни (гимны) богам, дифирамбы Дионису, просодии - песни для торжественных процессий, энкомии - хвалебные песни, адресованные богам или людям, плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии - оды в честь победителей на общегреческих играх.

Все стихи Пиндара.

Мотивы политической борьбы нашли отражение в творчестве многих древнегреческих поэтов. Феогнид из Мегар (VI в. до н. э.) жил в бурный период крушения аристократического строя, и в его творчестве выразилась не просто ненависть аристократа к победившей демократии, но и жажда мести:

 

Сладко баюкай врага! А когда попадет тебе в руки,

Мсти ему и не ищи поводов к мести тогда.

   (Пер. В. Вересаева)

  

Иные, общегражданские чувства пронизывают элегии знаменитого реформатора Солона (ок. 640-560 до н. э.). В своих стихах он рассказал о бурной, раздираемой противоречиями жизни афинского полиса, о своих реформах и об уже сложившихся представлениях о гражданских ценностях. У муз он просит:

Мне от блаженных богов вы даруйте достаток, от ближних —

Вечно, и ныне, и впредь доброю славой владеть…

   (Пер. Г. Церетели)

 

Сольная песенная лирика наиболее ярко была представлена в творчестве двух поэтов с эолийского острова Лесбос – Алкея (620/626 - после 580 до н. э.) и Сапфо (ок. 630 - 572/570 до н.э.). Алкей после победы противников в родном городе Митилене отправился служить наемником в Египет и лишь спустя много лет смог вернуться на родину. Воспевая превратности судьбы, он образно сравнивая государство с кораблем, попавшим в бурю.

Информация о работе Культура античного мира