Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:45, курсовая работа
Культура бизнеса
В результате изучения дисциплины студенты приобретают знания по:
предмету и задачам дисциплины «Культура бизнеса»;
инфраструктуре российского бизнеса, его особенностях и проблемах;
особенности национальных культур в бизнесе, т.е. основы кросскультурного менеджмента;
На практике могут:
составлять необходимые документы при заключении коммерческих сделок;
использовать различные методы проведения коммерческих переговоров;
проводить деловые телефонные переговоры, деловые совещания, в том числе с использованием электронных технических средств передачи информации;
общаться с клиентами и посетителями;
правильно говорить и др.
Руководителям следует помнить, что любая критика, даже если она справедлива, всегда оставляет неприятный осадок. Публичная критика сотрудника, особенно в начале совещания — грубая ошибка руководителя. Сотрудник уже не может переключиться на дискуссию и стать ее полноценным участником. Несвоевременные критические высказывания руководителя парализуют инициативу сотрудника, создают напряженную атмосферу, которая мешает дальнейшему ведению корректного разговора, придают совещанию негативный оттенок.
Однако также следует избегать в начале совещания искусственно позитивного настроя. Разумеется, необходимо открытое признание заслуг и стараний, которые были предприняты для достижения успеха. Но похвала, высказанная руководителем в начале совещания, должна подтверждаться фактами, иначе она приобретет оттенок фальши, а при определенных обстоятельствах будет даже вредна.
Чтобы деловое совещание было плодотворным и не превратилось в балаган, председательствующий менеджер должен владеть техникой организации и проведения дискуссий. Их организация требует определенных усилий со стороны устроителей и прежде всего самого председательствующего. Главное, надо стремиться вести групповую дискуссию цивилизованно. Это предполагает наличие деликатности в отношениях дискутантов и, следовательно, исключает использование противоположных ей - по знаку - средств аргументации своей точки зрения в виде насмешек, прерывания оппонентов, резких выпадов в их адрес, а иногда и очевидного хамства (словом, всего того чем так славятся дискуссии наших доморощенных парламентариев) Но чтобы дискуссия приобрела действительно цивилизованный характер надо особенно внимательно следить, чтобы деловой спор между участниками дискуссии был определенным и имел временные границы а также за тем, чтобы не допустить перехода на личности. Включаясь в спор в качестве одного из его участников, прежде всего четко сформулируйте то положение, которое обосновывается или отвергается а также точно определите основные понятия, чтобы не спорить о совершенно разных вещах. Терминология спора должна быть понятна всем присутствующим.
Внимательно и до конца выслушивайте доводы оппонента трезво взвесьте и оцените их. Вначале приводите только сильные доводы а о слабых говорите после и как бы вскользь. В процессе спора старайтесь убеждать, а не уязвить оппонента. Не упорствуйте в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны.
Еще один очень важный совет: никогда не вступайте в дискуссии и споры неподготовленным. Предварительно готовьтесь к ним составьте хотя бы самый общий план борьбы за истину, подберите наиболее весомые и очевидные аргументы, которые ни у кого не вызывают сомнения. Особенно впечатляют точные цифровые данные, которые невозможно опровергнуть.
5. Возраст, пол и иерархия представлений:
Согласно строгим канонам этикета:
· младшие по возрасту представляются сначала старшим;
· лица, занимающие более низкую ступень в общественном положении, представляются тем, кто находится выше их в социальной иерархии;
· мужчина представляется женщине первым;
· один человек представляется группе (даже состоящей из двух лиц) первым;
· женщина не представляется сама.
При равенстве по одним условиям представления во внимание принимаются другие. Например, при равном общественном положении более молодой человек представляется более пожилому.
А как быть, например, если надо представить молодую студентку мужчине-профессору? В таких случаях необходимо учитывать ряд ситуативных и психологических моментов. На официальных мероприятиях или в случае, если студентку знакомят для дальнейшей работы с профессором, ее представляют первой. Если же встреча происходит в дружеском кругу, к тому же профессор не желает подчеркивать свой возраст и положение, первым представляют его. В целом же, как правило, мужчину представляют первым при «равенстве» других условий.
Трудности
при представлении возникают
также, если неизвестен, например, социальный
статус человека. Подобных ситуаций следует
избегать на официальных мероприятиях
— там заранее должен быть известен
список приглашенных. В иных же случаях
следует ориентироваться на те параметры,
которые очевидны — пол или возраст представляемых.
Современные правила этикета допускают
самостоятельное представление женщины.
Особенно на деловых встречах.
6. Интерпретация трех типов взглядов при деловом общении:
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность
(делайте все вовремя). Только
поведение человека, делающего все
вовремя, является нормативным.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
Секреты учреждения, корпорации или конкретной
сделки необходимо хранить так же бережно,
как тайны личного характера. Нет также
необходимости пересказывать кому-либо
услышанное от сослуживца, руководителя
или подчиненного об их служебной деятельности
или личной жизни.
3. Любезность,
доброжелательность и
4. Внимание
к окружающим (думайте о других,
а не только о себе). Внимание
к окружающим должно
5. Внешний облик (одевайтесь как положено).
Главный подход - вписаться в ваше окружение
по службе, а внутри этого окружения - в
контингент работников вашего уровня.
Необходимо выглядеть самым лучшим образом,
то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую
гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно
подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Как
в процессе прямого, так и косвенного общения
используются различные методы влияния
или воздействия на людей. Среди наиболее
употребительных из них выделяются следующие
- убеждение, внушение,
принуждение.
Убеждение - воздействие посредством
доказательств, логического упорядочения
фактов и выводов. Подразумевает уверенность
в правоте своей позиции, в истинности
своих знаний, этической оправданности
своих поступков. Убеждение - ненасильственный,
а значит, и нравственно предпочтительный
метод влияния на партнеров по общению.
Внушение, как правило, не требует доказательств
и логического анализа фактов и явлений
для воздействия на людей. Основывается
на вере человека, складывающейся под
влиянием авторитета, общественного положения,
обаяния, интеллектуального и волевого
превосходства одного из субъектов общения.
Большую роль во внушении играет сила
примера, вызывающая сознательное копирование
поведения, а также бессознательное подражание.
Принуждение
- наиболее насильственный метод воздействия
на людей. Предполагает стремление заставить
человека вести себя вопреки его желанию
и убеждениям, используя угрозу наказания
или иного воздействия, способного привести
к нежелательным для индивида последствиям.
Этически оправданным принуждение может
быть лишь в исключительных случаях.
На выбор метода воздействия на людей
оказывают влияние разнообразные факторы,
в том числе характер, содержание и ситуация
общения (обычная, экстремальная), общественное
или служебное положение (властные полномочия)
и личностные качества субъектов общения.
Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.
Большое значение для исхода встречи с глазу на глаз имеет та часть человеческого тела, на которую вы направляете свой взгляд. Если бы вы были управляющим, отчитывающим своего ленивого подчиненного, какой взгляд бы вы выбрали? Если вы выбрали социальный взгляд, он не обратит никакого внимания на ваши слова, независимо от того, как бы громко и угрожающе вы не говорили.
Социальный взгляд лишит ваши слова всякой опоры. Самым подходящим взглядом будет деловой взгляд, поскольку он может оказать сильное влияние на вашего адресата и подскажет ему, что вы очень серьезно настроены.
Когда
мужчины говорят, что женщины
смотрят на них "приглашающе",
они имеют в виду взгляд искоса или
интимный взгляд. Если мужчина или женщина
хочет сказать, что они недоступны, единственно,
что им требуется, это избегать интимного
взгляда, а вместо этого пользоваться
только социальным взглядом. Если вы во
время ухаживания будете пользоваться
деловым взглядом, вы рискуете прослыть
холодным и недружелюбным.
7. Основные этапы деловых переговоров:
Как правило, переговоры по любым вопросам подразумевают последовательность четырех основных этапов.
Первый этап связан с взаимным уточнением интересов, позиций, точек зрения, концепций участников.
На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых положений, выдвигаются аргументы и доказательства в поддержку отстаиваемых позиций, взглядов, гипотез. На этом этапе часто возникает борьба интересов и позиций, исход которой ложится в основу третьего этапа.
На третьем этапе происходит согласование позиций и выработка договоренности по каждому вопросу.
Четвертый этап, хотя и удаленный во времени, предполагает анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей.
Поведение сторон на всех этапах переговоров зависит от индивидуальных, «фирменных», национальных и других факторов.
Главным
правилом проведения переговоров считается
четкое разграничение между существом
проблемы и отношениями сторон. Это подразумевает
предварительное определение интересов
сторонних позиций и объективное рассмотрение
взаимовыгодных вариантов реализации
этих положений. При этом отношения между
партнерами строятся не на личностных
оценках (симпатия – антипатия, авторитет,
отзывы посредников), а на объективных
критериях соглашений по конкретным вопросам.
Критериями достоверности, актуальности,
значимости могут стать: рыночная цена,
подсчет затрат, известные аналоги, профессиональные
нормы, эффективность, моральные принципы,
одинаковое отношение, традиции общества,
страны, народа, принятие сторонами обязательства
по выполнению условий договоров, контактов,
соглашений и т.д. Каждый из критериев
должен быть объективен, независим от
желания сторон, проверен практикой, должен
базироваться на законах, нормах, стандартах.
Такие объективные критерии помогают
противостоять любому запрещенному приему,
давлению или угрозам, мошенничеству и
т.д.