Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть культуру древней Индии
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- определить сущность материальнаой культуры Древней Индии;
- изучить главные историко-культурные памятники духовности Древней Индии;
- рассмотреть особенности мировоззренческие системы индийской культуры

Содержание

Введение 4
1 Материальная культура Древней Индии 5
2 Главные историко-культурные памятники духовности Древней Индии («Веды», «Махабхарата», «Рамаяна») 10
3 Мировоззренческие системы индийской культуры (брахманизм, чарваки, буддизм, индуизм) 18
Заключение 25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 9. индияdocx.docx

— 75.16 Кб (Скачать файл)

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских  материалистов была локаята. Локаятики  выступали против основных положений  религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения" и  всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской  философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья  отразила многие достижения в науке  одним из крупнейших древне- индийских  философов был Начартжуна, выступивший  с концепцией всеобщий относительности  или "всеобщей относительности" или" всеобщей пустоты", а также заложивший основы школы логики в Индии. К  концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа  веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько  этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни  являются две великие эпические  поэмы Древней Индии-"Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены  все стороны жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической  традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились  даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника  игры актеров. Индийская театральная  традиция предшествовала греческой.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма "Буддхачарита" была первым искусственным эпосом появившимся  в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней  Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ "поэтической  науки", ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера  речи повлияла на развитие науки о  языке. Считалось, что речь лежит  в основе науке и искусств. В  грамматике Панини "Восьмикнижие" анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят  сходство между теорией древних  индийцев и современной лингвистикой.

Архитектура, скульптура, живопись Древней  Индии. Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство  сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве  начинает широко применятся камень. Религиозная  архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами  и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в  высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится  большое число скульптур и  ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса  в Эллоре, которое продолжалось в  течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся  также индуистский храм в Санчи  и буддийская ступа, находящаяся  там же.

В Древней Индии существовало несколько  школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство  сохранившихся скульптур так  же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах  Аджанты. В этом буддийском комплексе  состоящим из 29 пещер живопись покрывает  стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни  Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты  стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство  Шри-Ланки и различных районов  Индии.

Открытия древних индийцев в  области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение "пи", предложил  оригинальное решение линейного  уравнения. Кроме того именно в Древней  Индии впервые система счисления  стала десятичной (т.е. с нуля).Эта  система легла в основу современной  нумерации и арифметики. Более  развита была алгебра; о понятие "цифра", "синус", "корень" впервые появились именно в древней  Индии.

До сих пор в Индии большим  почетом пользуется аюрведа-наука  о долголетии. Она зародилась еще  в глубокой древности. Древнеиндийские  врачи изучали свойства трав, влияние  климата на здоровье человека. Большое  внимание уделялось личной гигиене  и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот  операциях, которые были способны сделать  древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке  аюрведа.

Древне индийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.

Обобщая все эти факты следует  заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали  специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали  университеты, в которых изучались  религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и  санскрит 

 

2 Главные историко-культурные памятники  духовности Древней Индии («Веды», «Махабхарата», «Рамаяна»).

 

 

Если мы обратимся к наидревнейшим  письменным памятникам, обнаруженным на территории Древней Индии, то тексты индусской (харрапской) культуры (ок. 2500 - 1700 лет до н. э.), которые до сих  пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведическая литература. Речь идёт об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение  приблизительно девяти столетий (1500 - 600 лет до н. э.). Однако и в более  поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся  к этой литературе. Ведические тексты — это литература преимущественно  религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни  того времени, но и содержат много  сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего  мира и о многом другом.

Ведическая литература формировалась  в течение длительного и сложного исторического периода, который  начинается с приходом индоевропейских  ариев в Индию, их постепенным  заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается  возникновением первых государственных  образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально  кочевые и пастушеские племенные  общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремёслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослу-жителей  и монахов) здесь были кшатрии (воины  и представители прежней племенной  власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно  зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться  и образует основу позднейшей чрезвычайно  сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют  различные этнические группы жителей  тогдашней Индии. Кроме индоевропейских  ариев это, в частности, дравиды  и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется  на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение — отсюда и название всего  периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них  — Ригведа (знание гимнов) — сборник  гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э. Несколько более  поздними являются брахманы (возникающие  примерно с Х в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно - философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов (Яджурведа, Атхарваведа) необычайно обширна, ведь только Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.

Ведическая религия — это  сложный, постепенно развивающийся  комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих  им ритуалов и культовых обрядов. В нём проскальзывают частично архаические  индоевропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго  до прихода в Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами  на общей территории) индоиранского  культурного слоя (общего индийским  и иранским ариям). Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии  и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия  является политеистической, для неё  характерен антропоморфизм, причём иерархия богов не является закрытой, одни и  те же свойства и атрибуты попеременно  приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра  — бог грозы и воитель, который  уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни — бог огня, посредством которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким  образом обращается к остальным  богам. Продолжают список божеств ригведского  пантеона Сурья (бог солнца), Сома (бог  одноимённого опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются  в первые ряды божеств только в  более поздних ведических текстах. В литературе в период VIII - VI вв. до н. э. новое божество выдвигается  на первый план и затмевает большинство  остальных — Праджапати, бог-творец, создатель вселенной и отец других богов, унаследовавший черты древнего Дьяуса. Мир сверхъестественных существ  дополняют различные духи — враги  богов и людей (ракшасы и асуры).

Основой ведического культа является жертва, посредством которой последователь  Вед обращается к богам, чтобы  обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если правильно  принесена, то положительный результат  обеспечен, ибо в ведическом ритуале  работает принцип “даю, чтобы ты дал”. Ритуальной практике посвящена  существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где отдельные  аспекты разработаны до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителям культа.

Среди множества гимнов Ригведы, обращённых к различным богам и воспроизводимых  при ритуалах, есть и первые проблески  сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их существование. “Кто такой Индра?” — спрашивает автор одного гимна и отвечает: “О нём многие говорят, что он не существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?” “Мы не знаем того, кто создал этот мир”,— констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: “Что это было за древо, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?”

Деструкция традиционной мифологии  и ведического ритуализма, проявляется, в частности, в космологическом  гимне, называемом Насадия, который  принадлежит к более поздним  частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто  аморфное, нерасчленённое и лишённое конкретного содержания, которое  само по себе дышало. “Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, всё это [было] неразличимою водою”, наделённой принципом  перемены самой себя на более высоком  уровне безличной силой, стимулирующей  дальнейший процесс генезиса, который  в тексте только обозначен. Участвуют  в нём, в частности, тапас (тепло) и кама (стремление, желание) как  самородящаяся сила жизни, первичный  импульс бытия. Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в заключении, где  автор спрашивает: “Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились [только] с созданием этого [мира]... Откуда всё возникло, откуда всё образовалось? Возникло само или  нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим [миром], тот знает. Определённо  он [это] знает или не знает?” Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует  вопросы, на которые не отвечает. Это  открывало широкие возможности  для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом толкуют этот гимн и современные исследователи.

И в более поздних ведических текстах — брахманах — встречается  высказывание о происхождении и  возникновении мира. В некоторых  местах развиваются старые положения  о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные  стихии, боги и весь мир. Процесс  генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который  понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения  мира, а его образ лишён антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах  встречаются положения. указывающие  на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идёт о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как  одно из главных проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный  уровень и понимаемых как основное проявление бытия.

Информация о работе Культура древней Индии