Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:14, реферат
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.
царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.
Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека,
содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.
Роль религии в
истории мировой культуры
В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого — Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака — в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова — в «Плахе», у А. Домбровского — в «Факультете ненужных вещей».
Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного
совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели
увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха:
предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек
устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.
Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика — в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.
Заключение.
Таким образом, мы выяснили, что религия и культура тесно связаны друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние.
Культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растёт стремление выявить потенциал культуры, её внутренние резервы, найти возможности её дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям.
.
1 Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших учебных заведений.3-е изд., доп.- М.: « Олимп», «ИНФРА-М», 1999 С.254
2 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 248
3 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.17 С. 81-85
4 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 140
5 Конт О. Курс позитивной философии. СПб., 1912. Вып. 4 С.19
6 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 106
7 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. 1989. С. 402
8 Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 193