Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:45, реферат
Серьёзная работа над собой и своей речью начинается только тогда, когда чётко осознаешь, зачем тебе это нужно. Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информации (сам текст) то в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых словах и б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в той или иной мере связана со словами.
Важнейшие признаки разговорной речи.
Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи.
Условие успешного общения.
Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приёмы.
Причины коммуникативных неудач.
Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.
Этика общения и этикетные формулы общения.
6. Жанры речевого общения: беседы, разговор,
спор, рассказ, письмо
К жанрам речевого общения относим беседу, разговор, спор, письмо и др.
Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Для младшего школьника письмо – тяжелый труд, т.к. включает в себя различные психические функции, а также мышечную энергию еще мало тренированной руки. В письме выделяется техника и содержание. Написание может быть полным и сокращенным, а по степени готовности – черновик и беловик. Создание ребенком теста – это отдельное речевое действие. Чтобы сформировать новое умственное действие, его нужно предварительно дать как действие внешнее. Л. С. Выготский трактует речевое действие как процесс постановки решения своеобразной задачи, как процесс мыслительного акта. Схема порождения речевого письменного высказывания выглядит так:
Работа над текстом начинается с обдумывания предварительного «стратегического» плана высказывания. В процессе письма он непрерывно уточняется и изменяется. Обдумывал будущий текст, пишущий может опираться на черновые записи. А при окончательной обработке написанного автор сравнивает компоненты текста с возможными лучшими вариантами. Лексическая подготовка включает в себя работу над значением и употреблением в речи как новых, так и частично знакомых слов, объединенных в тематические группы. Составлен текст, автор опирается на тот запас языковых средств (лексики, грамматических моделей), который накоплен им в процессе речевой практики. Другой компонент долговременной по памяти – запас представлений образованных в разные моменты жизни.
Беседа – устная днанынческая форма педагогического общения. Беседа предполагает смену говорящих. Выделяют основные функции беседы в условиях обучения: начало, мотивация учебно-коммуникативной деятельности школьников; контроль учителя и координирования действий учащихся; обмен информацией; взаимное общение, поддержание деловых и дружеских контактов. В ходе беседы дети подвергаются воздействию 4 факторов: авторитет учителя; содержание беседы; коммуникативная подготовленность учителя; информация по теме обсуждения.
По целям можно выделить следующие виды бесед:
По характеру отношений выделяются неофициальные (дружеские) и официальные (деловые) беседы.
Дружеская беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по времени сколько угодно, каждый из собеседников хорошо знает другого. Эта беседа спонтанна, темы бытового характера, есть юношеский жаргон, мало пауз колебаний. Деловая беседа – содержание, время и место встречи строго регламентирована, необходимости без личностных моментов. Эта беседа подготовлена, очередность заранее определена и соблюдается. [Казарцева О. М. Культура речевого общения: теории и практика обучения. – 2-е изд., - М.:ФЛИНТА, наука 1999 – 312с-346с.]
Рассказ – монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.
Спор – вид диалога,
при котором собеседники
Цель спора – или приближение к истине в оценке данного предмета, или достижение единства взглядов путем доказательства или убеждения. Платон называет спор «умственным пиром» и это вполне оправданно. При должном взаимоуважении, полемистов, готовности принимать противоположные аргументы, умении слушать и понимать спор действительно превращается в исключительное по своему значению средство повышения интеллектуальных потенциалов личности, ее речевого и духовного совершенствования. Во время спора важно следовать единству предмета, который должен быть выяснен в самом начале, как и круг его понимания собеседниками. В споре важно видеть софистические доводы собеседника и никогда не прибегать к ним самому. Выигрывает спор тот, кто держит в сознании весь его силлогистический ход, кто никогда не окажется в состоянии чрезмерной аффектированности, кто видит и вовремя разоблачает софистические уловки противника.
При разговоре сообщение подается отдельными поруними, собеседники делают речь ясной, недвусмысленной. Разговор имеет начало, некоторое продолжение и завершение. [Риторика. Мурашов А. А. Хрестоматия практикум. М.: Российское педагогическое агентство. – 1997. 29с-31с.]
Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека (политики, врачи, юристы). Знание правил и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверено и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий. Соблюдение этикета людьми имеет воспитательное значение и невольно способствует повышению культуры общества. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места и профессии, возраста, пола. Речевой этикет имеет, национальную специфику, т.е., каждый народ создал свою систему правил речевого общения. Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную. Если адресат незнаком, то общение начинается со знакомства. Официальные и неофициальные встречи знакомых начинаются с приветствия (здравствуйте). Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, т.е., очередность приветствия. Первыми приветствуют мужчины – женщин, младший по должности – старшего и т.д. В повседневной деловой обстановке используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при организации мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или сделать заключение. Вот речевые клеше, которые используются в данной ситуации.
- Позвольте (разрешите)
выразить (большую) благодарность….
За отлично (прекрасно)
- Я благодарен вам за то, что…
- Моя благодарность не имеет границ!
Замечание, предупреждение:
- Все (вы) обязаны (должны)…
- Я советую (предлагаю) вам…
При отказе используется выражение:
- Я не могу помочь (разрешить)…
- В настоящее время это невозможно.
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент:
- Вы хорошо (отлично) выглядите!
Этический аспект культуры
речи предписывает знание и применение
правил языкового поведения в
конкретных ситуациях. Под этическим
нормами общения понимается речевой
этикет. На использование речевого
этикета большое влияние
Библиографический список