Архитектура
Центром
архитектуры Высокого Возрождения
стал Рим, где на базе предшествующих
открытий и успехов сложился
единый классический стиль. Мастера
творчески использовали античную
ордерную систему, создавая сооружения,
величественная монументальность
которых была созвучна эпохе.
Крупнейшим представителем архитектуры
Высокого Возрождения стал Донато
Браманте (1444—1514). Постройки Браманте
отличаются монументальностью и
величием, гармоничным совершенством
пропорций, цельностью и ясностью
композиционных и пространственных
решений, свободным, творческим
использованием классических форм.
Наивысшим творческим достижением
Браманте является реконструкция
Ватикана (зодчий фактически создал
новое сооружение, органически включив
в него разрозненные старые
строения). Браманте принадлежит
также авторство проекта собора
Св. Петра в Риме. Своим творчеством
Браманте определил пути развития
архитектуры XVI в.
Живопись
В
истории человечества нелегко
найти другую столь же гениальную
личность, как основатель искусства
Высокого Возрождения Леонардо
да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий
характер деятельности этого
великого художника, скульптора,
архитектора, ученого и инженера
стал ясен только тогда, когда
были исследованы разрозненные
рукописи из его наследия, насчитывающие
свыше семи тысяч листов, содержащих
научные и архитектурные проекты,
изобретения и зарисовки. Как
ученый и инженер Леонардо
обогатил практически все области
научного знания: анатомию, физиологию,
ботанику, палеонтологию, картографию,
геологию, химию, аэронавтику, оптику,
механику, астрономию, гидравлику, акустику,
математику. Трудно назвать ту
область знаний, которой бы не
коснулся его гений. В своем
знаменитом «Трактате о живописи»
(1498) и других записях Леонардо
уделил большое внимание изучению
человеческого тела, сведениям по
анатомии, пропорциям, зависимости
между движениями, мимикой и эмоциональным
состоянием человека. Леонардо занимали
также проблемы светотени, объемной
моделировки, линейной и воздушной
перспективы. Леонардо отдал дань
не только теории искусства.
Он создал целый ряд великолепных
алтарных образов и портретов
(т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо
принадлежит одно из самых
прославленных произведений мировой
живописи — «Мона Лиза» (Джоконда).
Леонардо создавал монументальные
скульптурные образы, проектировал
и строил архитектурные сооружения.
Леонардо по сей день остается
одной из самых харизматических
личностей эпохи Возрождения.
Ему посвящено огромное количество
книг и статей, подробнейшим образом
изучена его жизнь. И тем
не менее многое в его творчестве
остается загадочным и продолжает
будоражить умы людей. Универсализм
Леонардо настолько непостижим,
что Вазари не смог объяснить
этот феномен иначе, как вмешательством
небес: «К чему бы ни обратился
этот человек, каждое его действие
носит печать божественности»,
— так писал знаменитый биограф
о великом Леонардо да Винчи.
Современником
Леонардо да Винчи был его
вечный соперник — Микеланджело
Буонарроти, величайший мастер Высокого
Возрождения — ваятель, живописец,
архитектор и поэт. Свой творческий
путь этот титан Возрождения
начал со скульптуры. Его колоссальные
статуи стали символом нового
человека — героя и борца
(«Давид»). Мастер возвел немало
архитектурно-скульптурных сооружений,
самое знаменитое из которых
— капелла Медичи во Флоренции.
Великолепие этих произведений
строится на колоссальном напряжении
чувств персонажей (Саркофаг Джулиано
Медичи). Но особенно знамениты
росписи Микеланджело в Ватикане,
в Сикстинской капелле, в которых
он проявил себя как гениальный
живописец. Пожалуй, никто в
мировом искусстве, ни до ни
после Микеланджело, не создавал
таких сильных телом и духом
персонажей («Сотворение Адама»). Огромная,
невероятно сложная по исполнению
фреска на потолке была выполнена
художником в одиночку, без помощников;
она и по сей день остается
непревзойденным монументальным
произведением итальянской живописи.
Но кроме росписей плафона
Сикстинской капеллы, мастер, уже
в старости, создал яростно-вдохновенный
«Страшный суд» — символ крушения
идеалов своей великой эпохи.
Тем не менее Микеланджело
всегда боготворил красоту человека,
какие бы роковые и трагические
страницы жизни ни определяли
содержание творений этого гения.
Микеланджело много и плодотворно
работал в архитектуре, в частности,
руководил строительством собора
Св. Петра и ансамбля площади
Капитолия в Риме. Творчество
великого Микеланджело составило
целую эпоху и далеко опередило
свое время, оно сыграло колоссальную
роль в мировом искусстве, в
частности, оказало влияние на
формирование принципов барокко.
В
историю искусства Высокого Возрождения
яркую страницу вписала Венеция,
где этот период продолжался
до середины XVI в. Особое великолепие
город приобрел после перестройки
его центра учеником Браманте
Якопо Сансовино (1486—1570). Напротив
Дворца дожей он воздвиг монументальную
библиотеку Сан-Марко с ажурным
фасадом, органично связав ее
с ансамблем площади. У подножия
колокольни собора Сан-Марко мастер
построил небольшое изящное здание
— Лоджетту, а в 1532—37 гг. на
Большом канале — нарядное
палаццо Корнер делла Ка-Гранде.
Наивысшего расцвета в XVI в.
достигла венецианская живопись
с ее богатыми традициями, созданными
мастерами предшествующего столетия,
и в первую очередь поэтически-созерцательным
творчеством Джованни Беллини,
учителя великих мастеров Джорджоне
и Тициана. Джорджоне считается
первым мастером Высокого Возрождения
в Венеции. Его искусство совершенно
особое. В нем царит дух ясной
гармонии и какой-то особенной
интимной созерцательности и
мечтательности. Этот венецианец
умел передать настроение сцены,
ее едва уловимое, подобное чудному
сну, абсолютное безмолвие. Он
часто писал восхитительных красавиц,
настоящих богинь. Обычно это
поэтический вымысел — воплощение
несбыточной мечты, преклонение
перед романтическим чувством
и прекрасной женщиной. В его
картинах таится намек на чувственную
страсть, на сладостное наслаждение,
на неземное счастье. Утонченный
гедонизм стал важной темой
его живописи. С искусством Джорджоне
венецианская живопись приобрела
общеитальянское значение, утвердив
свои художественные особенности.
Тициан
вошел в историю итальянского
искусства как титан и глава
венецианской школы, как символ
ее расцвета. В творчестве этого
художника с особой силой проявилось
дыхание новой эпохи — бурной,
трагической, чувственной. Творчество
Тициана отличается исключительно
широким и разносторонним охватом
типов и жанров живописи. Тициан
явился одним из основоположников
монументальной алтарной картины,
пейзажа как самостоятельного
жанра, различных типов портрета,
в том числе и торжественно-парадного.
В его творчестве идеальные
образы соседствуют с яркими
характерами, трагические конфликты
— со сценами ликующей радости,
религиозные композиции — с
мифологическими и историческими
картинами. Тициан принадлежит
к величайшим колористам мировой
живописи. Его картины сияют золотом
и сложной гаммой вибрирующих светоносных
полутонов цвета. Тициан выработал новую
живописную технику, оказавшую исключительное
влияние на дальнейшее, вплоть до XX в.,
развитие мирового изобразительного искусства.
Могучий темперамент и яркая творческая
индивидуальность Тициана проявились
уже в ранних его работах, насыщенных кипучей
жизнью, сверкающей красотой, богатством
духовного содержания, глубиной эмоциональных
переживаний. Тициан, проживший почти
столетие, пережил крушение ренессансных
идеалов, творчество мастера наполовину
принадлежит эпохе Позднего Возрождения.
Его герой, вступающий в борьбу с враждебными
силами, погибает, но сохраняет свое величие.
Влияние большой мастерской Тициана сказалось
на всем венецианском искусстве.
Искусство Рафаэля Санти (1483—1520)
также принадлежит к вершинам
итальянского Возрождения. С творчеством
Рафаэля в истории мирового
искусства связывается представление
о возвышенной красоте и гармонии.
Принято считать, что в созвездии
гениальных мастеров Высокого
Возрождения, в котором Леонардо
да Винчи олицетворял интеллект,
а Микеланджело — мощь, именно
Рафаэль был главным носителем
гармонии. Конечно, в той или
иной степени каждый из них
обладал всеми этими качествами.
Несомненно, однако, что неустанное
стремление к светлому совершенному
началу пронизывает все творчество
Рафаэля, составляет его внутренний
смысл. Его работы необыкновенно
привлекательны в своем естественном
изяществе («Сикстинская мадонна»).
Может быть, поэтому мастер приобрел
такую необычайную популярность
у публики и имел множество
последователей среди художников
во все времена. Рафаэль был
не только изумительным живописцем,
портретистом, но также и монументалистом,
работавшим в технике фрески,
архитектором, мастером декора. Все
эти дарования с особой силой
проявились в его росписях
апартаментов папы Юлия II в Ватикане
(«Афинская школа»). В искусстве
гениального художника родился
новый образ человека эпохи
Возрождения — прекрасного, гармоничного,
совершенного физически и духовно
(«Портрет Б. Кастильоне»).
Рафаэль рано потерял
родителей. Мать Марджи Чарла
умерла в 1501, а отец Джованни
Санти — в 1504. Отец был художником
и поэтом, поэтому первый опыт
художника Рафаэль получил в
мастерской отца. Самая ранняя
работа — фреска «Мадонна с
младенцем», до сих пор находящаяся
в доме-музее.
К числу первых
работ относятся «Хоругвь с
изображением Святой Троицы»
(около 1499—1500) и алтарный образ
«Коронование св. Николы из Толентино»
(1500—1501) для церкви Сант-Агостино
в Читта ди Кастелло.
В 1501 году Рафаэль
приходит в мастерскую Пьетро
Перуджино в Перудже, поэтому
ранние работы выполнены в
стиле Перуджино. В это время
он часто уезжает из Перуджи
домой в Урбино, в Читта ди
Кастелло, совместно с Пинтуриккьо
посещает Сиену, выполняет ряд
работ по заказам из Читта
ди Кастелло и Перуджи.
В 1502 году появляется
первая рафаэлевская мадонна
— «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль
будет писать всю жизнь. Первые
картины, написанные не на религиозную
тематику — «Сон рыцаря» и
«Три грации» (обе — около
1504). Постепенно Рафаэль вырабатывает
свой стиль и создаёт первые
шедевры — «Обручение Девы
Марии Иосифу» (1504), «Коронование
Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
Помимо крупных алтарных полотен
пишет небольшие картины: «Мадонна
Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий,
поражающий дракона» (около 1504—1505)
и портреты — «Портрет Пьетро
Бембо» (1504—1506). В 1504 году в Урбино
знакомится с Бальдассаром Кастильоне.
В конце 1504 года
Рафаэль переезжает во Флоренцию.
Здесь он знакомится с Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Бартоломео
делла Порта и многими другими
флорентийскими мастерами. Тщательно
изучает технику живописи Леонардо
да Винчи, Микеланджело. Сохранились
рисунок Рафаэля с утраченной
картины Леонардо да Винчи
«Леда и лебедь» и рисунок со «Св.
Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые
он увидел в работах Леонардо и Микеланджело,
заставили его работать еще упорнее, чтобы
извлекать из них невиданную пользу для
своего искусства и своей манеры.»[3]
Первый заказ во
Флоренции поступает от Аньоло
Дони на портреты его и жены,
последний написан Рафаэлем под
явным впечатлением от «Джоконды».
Именно для Аньоло Дони Микеланджело
в это время создаёт тондо
«Мадонна Дони».
Рафаэль пишет алтарные
полотна «Мадонна на троне
с Иоанном Крестителем и Николаем
из Бари» (около 1505), «Положение
во гроб» (1507) и портреты —
«Дама с единорогом» (около
1506—1507). В 1507 году знакомится с
Браманте.
Популярность Рафаэля
постоянно растёт, он получает
много заказов на образы святых
– «Святое семейство со св.
Елизаветой и Иоанном Крестителем»
(около 1506—1507). «Святое Семейство
(Мадонна с безбородым Иосифом)»
(1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская»
(около 1507—1508).
Во Флоренции Рафаэль
создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты
стандартны: Мадонна либо держит
Младенца на руках, либо он
играет рядом с Иоанном Крестителем,
все мадонны индивидуальны и
отличаются особой материнской
прелестью (по-видимому, ранняя смерть
матери оставила глубокий след
в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля
приводит к росту заказов на
мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука»
(1505), «Мадонну с гвоздиками» (около
1506), «Мадонну под балдахином»
(1506—1508). К лучшим произведениям
этого периода относятся «Мадонна
Террануова» (1504—1505), «Мадонна с
щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем
и Иоанном Крестителем («Прекрасная
садовница»)» (1507—1508).
Во второй половине
1508 года Рафаэль переезжает в
Рим (там он проведёт всю
оставшуюся жизнь) и становится
при содействии Браманте официальным
художником папского двора. Ему
поручено расписать фресками
Станцу делла Сеньятура. Для
этой станцы Рафаэль пишет
фрески, отражающие четыре вида
интеллектуальной деятельности
человека: богословие, юриспруденцию,
поэзию и философию — «Диспута»
(1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые
выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую
школу» (1510—1511).
На «Парнасе» изображен
Аполлон с девятью музами в
окружении восемнадцати знаменитых
древнегреческих, древнеримских
и итальянских поэтов. «Так, на
стене, обращенной к Бельведеру,
там, где Парнас и родник
Геликона, он написал на вершине
и склонах горы тенистую рощу
лавровых деревьев, в зелени которых
как бы чувствуется трепетание
листьев, колеблемых под нежнейшим
дуновением ветерков, в воздухе
же — бесконечное множество
обнаженных амуров, с прелестнейшим
выражением на лицах, срывают
лавровые ветви, заплетая их
в венки, разбрасываемые ими
по всему холму, где все овеяно
поистине божественным дыханием
— и красота фигур, и благородство
самой живописи, глядя на которую
всякий, кто внимательнейшим образом
ее рассматривает, диву дается,
как мог человеческий гений,
при всем несовершенстве простой
краски, добиться того, чтобы благодаря
совершенству рисунка живописное
изображение казалось живым.»
«Афинская школа» —
блестяще выполненная многофигурная
(около 50 персонажей) композиция, на
которой представлены древние
философы, многим из которых Рафаэль
придал черты своих современников,
например, Платон написан в образе
Леонардо да Винчи, Гераклит
в образе Микеланджело, а стоящий
у правого края Птолемей очень
похож на автора фрески. «На
ней представлены мудрецы всего
мира, спорящие друг с другом
на все лады… Среди них есть
и Диоген со своей миской, возлежащий
на ступенях, фигура — очень
обдуманная в своей отрешенности
и достойная похвалы за красоту
и за столь подходящую для
нее одежду… Красота же упомянутых
выше астрологов и геометров,
вычерчивающих циркулем на табличках
всякие фигуры и знаки, поистине
невыразима.»