Культурно-просветительская деятельность в СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33

Вложенные файлы: 1 файл

SKD_kursa4.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене. Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.

Предпринимаемые меры по возрождению  и развитию национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Республики Беларусь. Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения.

Таким образом трудности, которые  переживает Республика Беларусь на современном  этапе в культурной области, не должны служить поводом для пессимистических настроений. Являясь на протяжении столетий пространством столкновения и пересечения различных культурных влияний и традиций, накопив при этом богатый опыт сохранения своего национального образа, Беларусь располагает всеми необходимыми условиями для создания открытого демократического общества, способного обеспечить прогресс во всех сферах, в том числе и в культурной жизни. Впитывая в себя без всяких комплексов и предрассудков все лучшее, что создало человечество, Республика Беларусь имеет все шансы занять достойное место в Европе, сохранив при этом свою национальную идентичность и самобытность. Для достижения этой цели белорусское общество нуждается прежде всего в национальной консолидации, избавлении от психологии "второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции".

 

2.2. Культурно-просветительская  деятельность в

Республике Беларусь.

Исторически сложилось, что культурно-просветительскую деятельность в Беларуси осуществляли церковь и интеллегенция. Важно  отметить роль в этом процессе Иезуитского  ордена, благодаря которому просвещение  приобрело светский характер, что благотворно отразилось как на образовании, так и на белорусской культуре в целом. Роль же государства в культурно-просветительском процессе, возможно оценить лишь на современном этапе, поскольку независимой Беларусь была довольно редко на протяжении своей истории. Только в наше время уже в роли независимого государства Беларусь может вести культурно-просветительскую деятельность направленную на сохранение и трансляцию историко-культурного наследия, а также способствовать культурному развитию и обогащению белорусского общества. Культурно-просветительскую деятельность в Беларуси осуществляет множество организаций и учереждений. Среди них такие как Минестерство кудьтуры, Минестерство туризма (ознакомление с белорусской культурой – создание нацонального павильона на международных туристических выставках, экскурсии, тематические туры и т.д.), Национальный музей Республики Беларусь, Национальная библиотека Республики Беларусь, Республиканский культурно -просветительный центр, Культурно-просветительный и историко-образовательный центр организованный на базе БНТУ и это далеко не полный список.

Ярким примером культурно просветительской деятельности и плодотворного использования  ее тенологий можно считать «Национальную библеотеку Беларуси», являясь особо ценным объектом культурного наследия белорусского народа, выполняет свою миссию – собирать, хранить и предоставлять в пользование обществу универсальный фонд документов, отражающих знания человечества и имеющих, прежде всего, отношение к Беларуси и ее национальным интересам, выполняет также миссию социокультурного центра, предлагающего своим посетителям широкий спектр услуг в данной области. Отдел культурно-зрелищной деятельности Национальной библиотеки осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения и формирования культурных, досуговых и творческих потребностей посетителей. Его приоритетными направлениями деятельности являются информационно-просветительская, культурно-творческая и культурно-досуговая работа. Проводимая работа направлена на:

  • популяризация лучших достижений национальной и мировой культуры и искусства;
  • проведение республиканских и международных конференций, фестивалей, конкурсов, праздников и других мероприятий, связанных с демонстрацией и пропагандой достижений деятелей культуры и искусства Республики Беларусь и зарубежных стран.
  • ознакомление посетителей Национальной библиотеки Беларуси с народными традициями и обрядами;
  • формирование и развитие традиций в библиотеке (фестивали, массовые праздники, тематические вечера);
  • создание и демонстрация спектаклей, концертов и других художественных представлений, организация творческого взаимодействия с учреждениями культуры, творческими союзами и ведущими коллективами республики, организациями культуры Беларуси, с коммерческими организациями;
  • организация досуга посетителей Национальной библиотеки Беларуси, эффективное использование в этих целях средств культуры, науки, искусства, кино, радио, телевидения, массовых и индивидуальных форм культурно-досуговой работы.

На базе Национальной библиотеки постоянно  проводятся различные культурно-просветительские меропереятия, лекции, конференции, выставки и т.д., которые активно анонсируются средствами массовой информации.

Интеграция страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, содействие информатизации общества выводят библиотеку на качественно новый уровень информационного обеспечения интеллектуального потенциала общества.

В качестве примера удачного проведения культурно-просветительских мероприятий также можно отметить Культурно-просветительское учреждение «ACET» -некоммерческую просветительскую организацию, которая входит в Международный Альянс «АСЕТ» и представляет международную организацию АСЕТ в Республике Беларусь. ACET - это аббревиатура четырех английских слов - AIDS Care Education Traning, что в переводе обозначает СПИД, Забота, Образование, Подготовка. Главными задачами организации является общественно-просветительская деятельность среди молодежи и подростков, охрана жизни и здоровья подрастающего поколения, профилактическая работа в области СПИДа, наркомании, алкоголизма, табакокурения, абортов и компьютерной зависимости. Организация сотрудничает со школами, детскими домами и другими учреждениями на предмет проведения среди подрастающего поколения профилактических лекций о вреде и последствиях СПИДа, наркомании, алкоголизма, абортов и компьютерной зависимости. Профилактическая работа АСЕТ для  подростков и молодежи ведется во многих городах (деревнях, городских поселках)  нашей страны. Команда лекторов АСЕТ стремится донести до своих слушателей качественный материал подтвержденный статистикой. Организация проводит конференции, семинары, тренинги, акции, а также ток-шоу. Поскольку просто информирования сегодня  не хватает, чтобы  зацепить молодежь, призвать их задуматься. Молодые люди часто живут в мире иллюзий, думая, что проблемы не коснутся их. Поэтому АСЕТ старается  в интересной форме, используя  современные технологии, игры, конкурсы и др., показать   реальность многих вопросов, таких как  алкоголизм, курение, ВИЧ-инфекция и многое другое.

Активная культурно-просветительская деятельность спонсирумая государством и независимая от него безусловно приносит свои плоды, однако все еще слабо популяризирована. К сожелению мероприятия проводимые различными организациями практически не анонсируются и не рекламируются, что затрудняет участие в них людей, потенциально заинтересованных.

 

2.3. Идеологическое воспитание в

культурно-просветительской деятельности.

Роль государства в развитии культуры во все периоды истории  была велика. Культура всегда интересовала политику и политиков, она являлась и является мощным средством решения  политических вопросов.  Культура (содержание, формы, методы, авторитет деятелей культуры) всегда использовалась как инструмент придания авторитета, весомости и значимости тому, или иному кандидату в период выборных кампаний в местные, федеральные органы власти или даже президента.

Государство (в большей или меньшей степени) держит или старается держать в своих руках развитие культуры, поддержание духовного здоровья нации, проводя государственную культурную политику. Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства. Обратим внимание на документы, принятые конгрессом ООН, в частности, на программу этой организации "Всемирное десятилетие культуры" (1987-1997 гг.), где зафиксированы следующие положения, которые определяют функции, права и ответственность государств в области культурной политики:

    • никакие международные и национальные программы общественного развития не ведут к успеху, если не учитывают потребностей культурного развития народов и не включают в себя культурные аспекты;
    • невозможны какие-либо единообразные, унифицированные мировые модели культурного развития, ибо они игнорируют культурную самобытность народов, угрожают их национально-культурной идентичности и по этой причине деформируются или осознанно отвергаются ими;
    • сохранение и использование культурного наследия, создание условий для приобщения всех граждан к культурным ценностям или иной культурной деятельности и условий для свободной деятельности "творческих работников" является такой же областью ответственности любого государства, как и обеспечение достойных условий жизни, здравоохранение, сохранение природной среды, национальная безопасность.

Государство и государственное  устройство призваны обеспечить структурность, планомерность и содержание человеческой жизни и развития конкретной личности. Государство выступает в качестве социального института, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой вклад в социальное, экономическое, политическое, нравственное развитие общества. 

Концепция основ идеологии белорусского государства – система основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь, культурно-историческая основа здесь – развитие государственности, сохранение самобытности, духовное возрождение. При проведении идеологической работы следует опираться на результаты фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук.

Идеология белорусского государства  – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, о государственных институтах, осуществляющих идеологическую политику, и об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. 

Главные ориентиры идеологии воспитания – гуманистические ценности, терпимость, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни. 

Идеологическое воспитание подрастающего  поколения -  это возможность создания базиса Личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе. 

Целью идеологической и идейно-воспитательной работы является привитие подрастающему  поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирования активной гражданской и личностной позиции молодёжи в становлении сильного и авторитетного государства. 

Поддержка талантливой молодежи –  важнейшее направление государственной  молодежной политики в Республике Беларусь.  Творчество несет в себе огромный потенциал для развития личности, ее активности, повышает способность к выработке нестандартных решений, оригинальных идей, духовно преображает мир.

Основные направления работы:

    • организация просветительной, концертной, выставочной деятельности;
    • проведение культурно-просветительных и культурно-досуговых мероприятий;
    • организация работы творческих коллективов и курсов по народным ремеслам;
    • выявление талантливой молодежи через вокальное и инструментальное  творчество, вокал, хореографию, игру на музыкальных инструментах;
    • поддержка и развитие коллективов художественного творчества талантливой молодежи;
    • создание условий для развития творческого потенциала молодежи;
    • научно-практическая деятельность в сфере культурно-просветительной работы.

Не смотря на уход от восприятия культурно-просветительской деятельности времен СССР, как идеологически-агитационной, тем не менее эта подсистема СКД  не являясь таковой выполняет  в том числе и идеологически-воспитательную функцию, что тоже является неотъемлемой частью просветительской деятельности. Однако из-за предвзятости восприятия эта функция культурно-просветительской  деятельности  во многом недооценена. Необходимо распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, ибо только этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, на первый план выдвигаются учреждения, располагающие подобным материалом и работающие над его популяризацией (выставочные залы, музейно-культурные центры и т.п.), то есть целая группа культурно-просветительных учреждений. Однако, в современных условиях многие традиционные методы работы подобных учреждений оказываются малоэффективными. Сегодня необходимо находить такой коммуникативный образ историко-культурного материала, который мог бы заинтересовать современного посетителя, был бы для него, ярким, динамичным, привлекательным, интригующим, способным развернуть личность к общечеловеческим ценностям и стимулировать активное их восприятие. Это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости организации художественно-образного воздействия в популяризации историко-культурных ценностей. Интерес к использованию широкого спектра выразительных возможностей искусства в реализации просветительной функции учреждений культуры не нов, он носит объективный характер. Но работа по использованию комплексного художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении ведется сравнительно недавно и в основном на эмпирическом уровне. В качестве ядра культуры все чаще рассматривается самостоятельная личность, субъект, формирующий общественное сознание, систему межличностных отношений и культурных традиций на основе идеалов и ценностей, выработанных или воспринятых им в процессе освоения культурного наследия.

Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД