Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:38, реферат
В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры, как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от
Этапы Римской культуры:
Средневековая культура.
Христианство зародилось в первом веке нашей эры и в начале формировалась в лоне иудаизма, как одна из его сект. Отличие христианства от языческих религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от полителизма, в христианстве бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличие от греческих, языческих богов, то есть бог в христианстве – творец мира; в христианстве человек лишь отчасти принадлежал природе, он выступал как личность, как сверхприродное Я.
Вера во всемогущего бога брала свое начало в иудаизме. Римскую империю охватывает нарастающий духовный кризис, старые боги потеряли смысл для людей, ибо они выражали сопричастность человека к космосу, полису, НО теперь в огромной бюрократической империи человек был маленьким винтиком этой машины, следовательно, человек нуждался в духовной опоре, искал бога, который обращался лично к нему.
Отличительные черты ветхозаветной и новозаветной истории.
Ветхий Завет |
Новый Завет |
|
|
|
ОТЛИЧИЯ |
Жажда человека подлинной встрече
с богом, стремление освободиться от
подчинения внешней стороне бытия
(обрести свободу и |
ОБЩЕЕ |
Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творческой способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека, следовательно, греховность самого человека и телесная смерть, но сам образ бога в человеке остался неповрежденным и вся история христианства – это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, сам человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека и его духовное Я бессмертны. Путь к спасению, к вечной жизни уже в единстве с богом лежит через физическую смерть и требует от человека духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, которая объединяет верующих в одно мистическое тело – тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность).
В учении Иисуса Христа огромное место
занимает морально-этическая
Отказ от богатства, идея равенства всех людей перед богом. Иисус говорил, не заботьтесь.… В истории Западной Европы между античностью и новым временем (V-XV в.в.). В этот период основой менталитета становится христианское сознание. Церковь в течение многих веков остается единственным социальным и политическим институтом Западной Европы; при отсутствии знаний о мире христианство предлагало встроенную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем законов; эмоциональная притягательность и теплота христианства (проповедь любви и равенства всех людей перед богом).
Весь мир для человека – арена противоборства сил божественных и сатанинских, люди в буквальном смысле понимали все, что написано в библии, ибо сознание их было магическим.
Средневековая культура была массовая
и узкая, она опиралась не на печатное
слово, а на устное слово, это слово
формировало средневековый
I период. Раннее средневековье (до X-XI в.в.).
Вторжение варваров в Римскую империю и падение Рима, формирование новых государств.
II период. Высокое или классическое средневековье (X-XI-XIV в.в.).
Возникают романское и готическое искусство, зарождается великая философская система схоластика (греч. школьный, учебный). Стремление опереться на церковь, соединение теологии с рациональными принципами, недооценивание роли опыта как метода познания.
III период. Позднее средневековье (XIV-XV века).
Голод, эпидемии и войны, намечается упадок культуры.
Учение церкви было исходным для всякого мышления. Все науки приводились в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, следовательно, определяло политику в области государства.
V-IX века – все школы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения и главная задача – воспитание служителей церкви. Но христианская церковь сохранила элементы античной светской культуры, то есть существование искусств: грамматика, арифметика, геометрия, риторика, диалектика, логика. Во второй половине IX века появились первые частные школы в Англии. Основы их – сочинения античных авторов. А в XI веке в Европе появляются университеты (1088 г. – г. Болонья). Здесь возрождается изучение римского права, а в XII веке университеты по всей Западной Европе (1167-Оксфорд, 1209-Кэмбридж). Огромную роль играет Парижский университет. Они становятся пристанищем крупнейших европейских ученых: Беккон (1214-1292). Он ввел в сферу науки экспериментальный метод, в физике – природой света и цвета, изобрел очки, в химии установил способы получения пороха. Жан Буридан разработал теорию импульса. А в Оксфорде появились работы по ускоренному движению. Важное место в средние века в науке занимала алхимия, преимущественно занималась поиском некоторой субстанции, способной трансформировать простые металлы в серебро или золото. Алхимия – типичное порождение средневековой культуры, сочетающее мифологическое видение мира с трезвым практицизмом. Главное достижение – изобретение новых принципов познания и обучения (дисциплинарный):
Название стиля |
Время |
Основные черты |
Примеры |
1. Романский |
X-XII |
Приземистость, толстые каменные стены, храмы-крепости, узкие окна. |
Доминиканский монастырь. |
2. Готика |
XII-XIV |
Ребристые своды позволили уменьшить давление на стеныÞ более тонкие стены, широкие окна, устремленность ввысь. |
Собор Парижской Богоматери. |
3. Пламенная готика |
XIV |
Украшение каменной резьбой стен и форма окон в виде пламени горящей свечи. |
В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре, когда она выполнила свою роль и здание европейской культуры было построено, ее разобрали и забыли. Но без нее западная культура не возникла бы.
Культура европейского возрождения.
Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач.XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением, так как высокое или классическое возрождение.
Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий. 1517 – открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, следовательно, привело к расширению экономических границ и возникновению мировой торговли; целый ряд европейских городов (Флоренция) становятся сосредоточением золотого и серебряного запасов, следовательно, возможность финансирования крупных проектов: от войн до кругосветных путешествий, оформляется финансовый капитал, общеевропейская банковская система; обращение к античности, следовательно, возникновение новых философских концепций, следовательно, новых моделей взаимоотношений человека с окружающим миром. Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).
В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная, так как интересы и других классов.
Принципы:
Постепенно буржуазная идеология
приводит к постепенному разрушению
средневековой концепции к
В период возрождения искусство становится главным видом духовной деятельности. Идеальный человек должен быть художником. Особенности: живопись выходит на первый план, это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту, разнообразие; тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике. Леонардо считал искусство главной наукой, так как оно давало самое точное и безупречное отображение жизни. Художники эпохи возрождения разработали принципы прямой линейной перспективы, передачу объема, создали сложные многофигурные композиции; универсальность, разносторонность и творческая одаренность мастеров эпохи возрождения. По сути это были титаны. Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело (1475-1564) – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени); Рафаэль (1483-1520) – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер (1471-1528) – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»). Создал несколько десятков картин, 250 гравюр на дереве, сотни рисунков и акварелей, создал гениальный труд о художественной перспективе. Все эти художники олицетворяли главные ценности культуры возрождения: интеллект, гармония, мощь (три главных принципа эпохи возрождения).