Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, реферат
Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.
1)ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.
2)МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА.
3)РЕЛИГИЯ.
4)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
5)АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
6)СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
7)ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
8)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.
9)КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.
10)АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.
11) ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.
12) ВОЗРОЖДЕНИЕ.
13)ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
14)РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.
15)ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.
16)ЖИВОПИСЬ ГОЛАНДИИ 17в.
17)ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
18)ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).
19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Что значит сам термин "цивилизация"?
Мы будем понимать под
Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.
Каковы были предпосылки создания цивилизации? Род "Человек" вышел из царства животных свыше двух миллионов лет назад: вид "Человек разумный" существует, вероятно, около 80 тыс. лет. От своих предков, принадлежавших к более древним человеческим видам. Человек разумный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но в течение первых примерно 70 тыс. лет своей истории он только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова.
Важнейший этап в истории человечества - формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Археологические находки показывают, что этот процесс приходится на период неолита (VII-VI тыс. до н.Э.). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение численности населения) позволили английскому археологу Гордону Чайлду говорить о "неолитической революции" как о первом экономическом перевороте в истории человечества.
Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, риса), привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческих коллективов, способствовал значительному росту населения. По примерным расчетам, за одно тысячелетие "неолитической революции" население выросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древнейших очагах возросла в 2.5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.
Не менее значительным были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусственное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить границы ойкумены, или зоны обитания человека на земле. Непрестанно возраставшие потребности производящего хозяйства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направлений. Познание явлений природы, циклов жизни растений, их роста и созревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мышления и различных областей культуры. Стало иным распределение времени наших далеких предков: развитие производящей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи.
Следствием формирования производящего хозяйства явилось появление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возможности его концентрации в руках отдельных родов и семей.
Переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т.е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних животных. Исследованиями Н. И. Вавилова выделено пять центров происхождения культурных растений в горных тропических и субтропических областях Старого Света - от Балкан до Юго-Восточной Азии, два - в подобных же районах Южной Мексики и Перу.
Формирование древнейших центров производящего хозяйства, а позднее и первых цивилизаций Старого Света связано с Передней Азией: предгорьями и речными долинами Палестины, Ливана. Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии. У археологов эта территория получила наименование "полумесяц плодородных земель" Здесь в IX-IV тыс. до н.э. были одомашнены пшеница и ряд основных видов животных. В конце IV тыс. до н.э. в одной из важнейших областей "полумесяца плодородных земель" - междуречье Тигра и Евфрата - сложилась шумерская (урукская) цивилизация - древнейшая из первоначальных.
Дальнейший
рост прибавочного земледельческо-
Колоссален вклад первобытного и древнего общества в развитие духовной культуры. Выделим самое существенное, без чего наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это - возникновение и развитие мифологии, религии и письменности.
2. МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА
Слово "миф" греческое и буквально означает "предание, сказание". Обычно под мифом подразумеваются сказания о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире. Но мифы - это вовсе не сказки, и лишь с оговорками можно назвать их рассказами. Мифотворчество - важнейшее явление в культурной истории человечества, явление, господствующее над его духовной жизнью в течение десятков и сотен тысяч лет.
Что известно о мифе в настоящее время? Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с ранних времен приходилось не только реагировать на окружающее, но и осмыслять его. При этом человек сталкивался с тремя главнейшими трудностями.
Во-первых, у него не было достаточных языковых средств для выражения общих понятий, и он вынужден был выражать общее через отдельное. Так, по-шумерски (это один из наиболее архаичных известных нам языков) "убить" буквально означало "голову палкой ударить", хотя речь могла идти об убиении мечом; "приданное" было "вещь, к женщине приставленная"; "имущество" - "вещь руки" и т. п. Но мало того, что слово не могло выражать абстрактное понятие, оно могло еще быть и многозначным, объединяя между собой значения, связанные как логическими, так и эмоциональными ассоциациями.
Во-вторых, при практическом различении существующих связей мелу явлениями за причинно-следственную принималась связь по смежности или связь части и целого, или по сходству, или связь названия с самим предметом по принципу метафоры или метонимии. Таким образом, осмысление и обобщение явлений мира в мифе происходят эмоционально ассоциативно.
В-третьих, критерием истинности мы считаем практику, а общественная практика у первобытного человека была весьма ограниченной. Только коллективный практический опыт, накапливаемый сотнями поколений, был достаточно надежен.
Итак, мифы - это попытки осмыслить явления мира и как бы вжиться в них с помощью эмоциональных и логических ассоциаций. Миф - это форма мироощущения, которому можно придать разную форму: песни, сказки, повести, запевки. Какие существуют категории мифов?
Мифы этиологические - объясняют появление различных природных и культурных особенностей. Космогонические - о происхождении космоса в целом и его частей. Антропогенические - о происхождении человека, первых людей, тотемистические - о фантастическом родстве между определенной группой людей и так называемыми тотемами, т. е. видами животных и растений. Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов, героические - фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя. Мифы эсхатологические - о "последних" вещах, о конце мира.
Параллельно осмыслению мира шел извечный процесс разработки понятийного аппарата. Это требовало постепенного совершенствования языковых средств для выражения общих и отвлеченных понятий. Одновременно шло разделение области познания на познание самого объекта и познание отношения к объекту, т. е. появляется научное и художественное познание. Главная разница между научным и художественным познанием не столько в том, как они познают, сколько в том, что они познают. Познание свойств объекта есть наука, а нашего отношения к объекту есть искусство.
Появление двух видов познания - научного и художественного, с его двумя объектами - миром явлений и отношением человека к миру явлений - не означало прекращения одновременно и существования мифотворчества, потому что полоса непознанных явлений все еще оставалась чрезвычайно широкой. В течение длительного времени религиозно-магическое начало можно отделить от эстетического только по тому признаку, что первое призвано воздействовать на мифический персонаж (божество), а второе - на человека. Поэтому в отношении любого раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос "религиозный он или нерелигиозный", а только: “используемый в культе или неиспользованный в культе”.
3. РЕЛИГИЯ.
Религия с самого начала включала в себя мифы и обряды. Важнейшим компонентом религии был ритуал (обряд). Свои действия первобытный человек осмысляет также чувственно ассоциативно, а не абстрактно логически, как и явления мифов. Некоторые практические действия он осмысляет вполне правильно, т.к. действие здесь зависит от зримо проявляемой человеческой воли. Другие ритуальные действия человека обусловлены предположительными причинами явлений мира, заключающимся в воле божества. А божества воспринимались по образно-эмоциональным ассоциациям. Не удивительно, что и взаимодействие на божественные причины явлений оказывались тоже ассоциативно-эмоциональным, а не логическим. Например, если имя – материальная часть божества, то называющий это имя разве не овладеет в какой то мере самим богом? Не способствует ли брачный акт с женщиной, воплощающий (как, актрису) богиню, оплодотворением самой богини, а также плодородию земли, которой эта богиня не только ведает, но которой сама является?
Каковы исторические ранние формы проявления религии?
Глубоко древними формами религии являются: тотемизм; вера во вредоносную, лечебную эротическую магию; а также “погребальный культ”, т.е. совокупность обрядов и верований, связанных с умершими. Из форм религии, появившихся на позднейших этапах развития человечества, упомянем культы: родовые и семейные, промысловые, шаманизм, обожествление вождей, земледельческие, культы племенных богов.
4.КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История культуры Греции хронологически принято делить на крито-микенскую эпоху (до XII в. до н. э.), гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.), архаический период (УП-У! вв. до н. э.). классический период (V в. до н. э. - 338 г. до н. э.). эллинизм (конец IV-! вв. до н. э.) и римский период (146 г. до н. э. - IV-V вв. н. э.). Областью распространения древнегреческой (эллинской) культуры была не только Греция, т. с. южная часть Балканского полуострова. Города и колонии греков были разбросаны по берегам Средиземного моря - от Кипра на востоке до южной Италии и даже нынешних Франции и Испании на западе, от северного Причерноморья до побережья Африки. Однако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.
5. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Основное место в архитектуре занимал храм - важнейший для полисного времени тип общественного здания. Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обрабатывались в виде столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две колонны. Это антовый храм или "храм в антах". Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди актов ряд колонн, и амфипростиль, имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере закрытое помещение храма - наос - со всех четырей сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII в. до н. э. и оставался господствующим в архаическое и классическое время. Более сложным типом являйся храм, окруженный двумя рядами колонн (диптер). Круглая постройка называется моноптер, если состоит из одной колоннады и перекрытия над ней. и фолос, если позади колоннады имеется закрытое помещение.
Великим творением греческой архитектуры был ордер, способствовавший созданию ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов. Ордер (от латинского "строй") - это сочетание в ясном и стройном порядке трех основных частей постройки:
1) ступенчатого основания (стеребата), 2) вертикальных опор (колонн) и 3) перекрытия (антаблемента). Антаблемент разделен на архитрав (главная балка перекрытия), фриз и карниз. С торцовой стороны здания крыша закрывается треугольной плоскостью - фронтоном.
Греки создали два основных архитектурных ордера: древнейший - дорический, несколько позднее появился ионический, а много позже сложился вариант ионического - коринфский. Наиболее известными постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии. Аполлона в Коринфе, Артемиды на о. Керкира (VI в. до н. э.), а также Парфенон (V в. до н. э.). К древнейшим образцам храмов ионического ордера принадлежал храм Артемиды в Эфесе, Геры на о. Самое (оба - сер. VI в. до н. э.), а также храм Ники Аптерос и Эрехтейон на афинском Акрополе (V в. до н. э.).
6. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Древнейшие греческие скульптуры представляли собой грубо вырезанные из дерева столбообразные фигуры - идолы богов ксоаны. В VII-VI вв. до н. э. в скульптуре стал широко применяться мягкий камень, а также мрамор. Обшивка деревянных статуй листами бронзы привела к появлению бронзовых изваяний. Каменные скульптуры обычно оживлялись раскраской, а у бронзовых отдельные детали золотились или серебрились, глаза же инкрустировались.
В VII в. до н. э. наметились два основных типа скульптуры: обнаженная мужская и задрапированная женская. Нагота была в искусстве признаком атлетичности и героизма, состояния, возвышенного над обыденностью. Статуи юных безбородых атлетов обычно объединяются термином "куросы" - юноши, или "Аполлоны" Им не свойственны индивидуальные черты - в них наивно и цельно воплотились эстетические представления архаики о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Особой жизнерадостностью отличались статуи девушек (по-гречески "кор"), которые выделялись нарядно исполненными одеждами, пышными прядями волос, загадочными улыбками.
Третий вид скульптуры, широко развившийся в VI в. до н. э., - это статуи и рельефы храмов, украшавшие метопы, тимпаны фронтона, а иногда и его углы. В храмовой скульптуре господствозвапи мифологические образы.
Решительные перемены в греческой скульптуре происходят на рубеже VI-V вв. до н. э. Преодолевая условность архаических форм, художники, скульпторы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изображают человеческую фигуру и ее движение.