Культуры и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.

Содержание

1)ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.
2)МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА.

3)РЕЛИГИЯ.

4)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

5)АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

6)СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

7)ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

8)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

9)КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.

10)АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.

11) ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.

12) ВОЗРОЖДЕНИЕ.

13)ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.

14)РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.

15)ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.

16)ЖИВОПИСЬ ГОЛАНДИИ 17в.

17)ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

18)ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).

19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат культурология.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Первым  художником, новатором в разрешении проблемы передачи момента движения в скульптуре был Мирон (группа "Афина  и Марсий". "Дискобол"). Младший  современник Мирона - Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), стремившийся найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. Ему принадлежит статуя "Дорифор" ("Копьеносец"), а также "Диадумент" и "Раненая амазонка". Возвышенные идеалы классики, представления о гражданской доблести, духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина выразил Фидий - третий великий ваятель эпохи. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Он является создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя высотой около 17 м). Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпийского.

В период поздней классики (400-325 гг. до н. э.) искусство  утрачивает свой гражданский пафос, но у художников возникает интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям. Эти свойства присущи произведениям великих мастеров скульптуры IV в. до н. э.: Праксителя, Скопаса и Лисиппа

Герои произведений афинянина Праксителя проникнуты безмятежной светлой мечтательностью, ни в коей мере не нарушающей единства их физического и духовного мира ("Афродита Книдская", "Аполлон Сауроктон", "Отдыхающий сатир", и особенно "Гермес с младенцем Дионисом"). Искусство уроженца о. Парос скульптора Скопаса полно драматизма. Ярость битвы, страстный порыв, страдание и боль, составляют темы его произведений ("Менада", "Мелеагр", рельефы для Галикарнасского мавзолея). Лисипп стремился создавать жизненно достоверные статуи и портреты. Известна его статуя "Апоксиомен" (атлет, очищающий с себя песок). Лисипп переосмыслил канон Поликлета, ваял тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями.

В эпоху  эллинизма на смену классическому  идеалу человека-гражданина приходят возвеличивание владык, не имеющая  предела монументализация образа божества (колоссальная статуя бога солнца Гелиоса - так называемый "Колосс Родосский", высотой 37 м), интерес к изображению представителей различных социальных групп и возрастов. Расцветает скульптурный портрет.

              

 

  7. ЛИТЕРАТУРА  И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ЛИТЕРАТУРА - древнейшая в Европе. Греки - родоначальники множества литературных форм и жанров, которые под греческими названиями стали образцом для всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика и т. д.).

Началом греческой литературы принято считать  поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Они являются венцом эпических традиций, длительное время сохранявшихся бродячими декламаторами (рапсодами). Все другие виды эпоса утрачены. Около 700 г. до н. э. жил Гесиод, первый поэт Европы, писавший о своей судьбе. В поэме "Теогония" он дал картину происхождения мира и богов, в "Трудах и днях" содержится свод морально-хозяйственных и религиозных наставлений.

В VII-VI вв. до н. э. значительную роль в литературе начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские доблести и излагал нормы поведения воинов. Творчество Феогиида - поэта-аристократа, скорбившего о гибели аристократии и страдавшего от этого, пронизано ненавистью к низам и жаждой мести. К VII в. до н. э. относится поэзия ионийского поэта Архилоха. ярко отразившая скитания, невзгоды и разочарования его жизни. В творчестве другого великого лирика - Ал-кея - отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с политическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучит радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни. Знаменитой современницей Алкея была Сапфо. В центре се творчества стояла женщина, страдающая от любви и терзаемая муками ревности, или мать, нежно любящая своих детей. По их стопам иониец Анакреонт (VI-V вв. до н. э.) создал лирические миниатюры главным образом на застольные и любовные сюжеты.

Время культурного первенства Афин - V-IV вв. до н. э. - эпоха наивысшего расчета греческой литературы. Центральное место занимали драматические жанры, развившиеся из сочетания хоровой лирики с обрядовыми играми. Ведущий жанр - трагедия с мифологическим сюжетом "Отцом трагедии" считается афинянин Эсхил (около 525-456 гг. до н. э.). Им было создано примерно 90 произведений. До нас дошло семь, написанных, за исключением трагедии "Персы", на мифологические сюжеты, но на деле касавшихся актуальных проблем. Эсхил прославлял справедливость принципов, лежащих в основе афинского государственного устройства милосердие и другие гражданские добродетели. Наиболее известна трагедия "Прометей прикованный".

У Софокла, драматурга эпохи расцвета афинской демократии, люди вполне самостоятельны в своем поведении. Ведущие черты  личности его персонажей проявляются  в конфликтах между законом государства и неписаными законами религии и морали ("Антигона"), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости ("Филоктет"), страдания во имя долга ("Электра").

 

 

Еврипида  можно считать родоначальником  психологической драмы. Если Софокл, по мнению древних, изображал героев такими, какими они должны быть, то Еврипид изображал тех людей, таких видел в жизни, старался разглядеть в характере человека причину его гибели ("Электра", "Геракл", "Медея" и др.).

Наиболее  острым в политическом отношении  жанром являлась аттическая комедия. Крупнейший комедиограф - Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Творчество Аристофана отразило политические взгляды аттического крестьянства. ненавидящего войну и стоящих у власти демагогов. Аристофан дал смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во время кризиса демократии ("Мир", "Лисистрата", "Всадник", "Осы" и др.).

В греческой  литературе IV в. до н. э. значительное место  принадлежит прозе, достигшей высокого художественного уровня в области историографии (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), философского диалога (Платон) и ораторского искусства.

В период эллинизма греческая культура отходит  от значительных общественно-политических проблем. Литература обращается к семейным и бытовым темам. Афинянин Менандр считается мастером неполитической комедии, ставшей образцом для комедий нового времени. Феокрит основал новый литературный жанр - буколики (пастушеская поэзия). В римский период историк-моралист Плутарх (I-II вв. н. э.) создает в своих "Параллельных жизнеописаниях" образцы героических деятелей греческого и римского прошлого. Последний повествовательный жанр античности - греческий роман I-III вв. (приключенческий или любовный) рисует идеальных влюбленных, оставшихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахил, Тагий, Лонг). С IV в. античная греческая литература уступает место христианской.

ТЕАТР. Начиная с конца VI в. до н. э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Организацию представлений брало на себя государство. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почетную общественную обязанность богатые граждане. Спектакли давались несколько дней на праздниках в честь Диониса (три раза в год) и носили характер состязаний. Каждый i^ трех соревнующихся драматургов-трагиков выступал с тетралогией, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы (веселой пьесы). Постановщиком являлся сам поэт.

Древнегреческий театр состоял из трех частей: орхестры (круглой площадки для выступления танцоров, актеров и хора), зрительного зала и скены - сценической постройки с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита. Особенностью всех древних драм был хор, сопровождавший пением и танцами все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, открыв этим возможности более глубокой разработки трагедийного конфликта. Появление третьего актера - нововведение Софокла, позволившее обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий, поэтому на представление собирались все желающие (до 17 тыс. чел) Этим объясняется и огромное количество произведений, созданных трагиками. Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где (Осуждались самые животрепещущие вопросы.

 

8. КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО РИМА

Римская культура на протяжении двенадцати векового существования с середины VIII в. до н. э. до второй половины V в. н. э. - прошла очень сложный путь развития. Пространство культуры непрерывно расширялось по мере превращения Рима в огромную средиземноморскую державу - ко II в. н. э. население империи было почти 50 млн. чел. Менялся и се характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур.

Римляне внесли значительный вклад в науку  и искусство. Однако, как это они  сами признавали, наибольшие способности  у них были к практической деятельности. Это наложило заметный отпечаток на их науку и искусство. Римляне были очень хорошими солдатами и полководцами, организаторами и администраторами, законодателями и юристами.

ЛИТЕРАТУРА. Для нее характерно глубокое влияние греческой литературы. Римляне заимствовали литературные жанры, формы и сюжеты. переводили и обрабатывали греческих авторов или подражали им: "первый римский поэт" грек-вольноотпущенник Ливии Андроник перевел на латинский язык "Одиссею", греческие трагедии и комедии (сер. III в. до н. э.). Его последователем стал Невий - создатель национального эпоса. Особенно пышно расцвела в ранний период драматургия, от которой сохранились лишь комедии Плавта и Теренция.

В первой половине I в. до н. э. греческая культура окончательно была усвоена Римом  и стала основой расцвета римской  литературы. Огромное значение в истории римской культуры имело творчество Цицерона - выдающегося государственного деятеля, прекрасного оратора, юриста, знатока философии, замечательного писателя. Латинский язык у Цицерона приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность ("золотой век римской прозы"). Поэзия этого времени представлена замечательной поэмой эпикурейца Лукреция "О природе вещей" и лирикой Катулла, славившего любовь и дружбу как тот мир, который должен заменить человеку мир общественных отношений, потерявший всякую ценность.

Августовская  эпоха (40 г. до н. э. - 14 г. н. э.) стала кульминацией римской поэзии. Литература этого  периода развивалась под знаком восстановления мира и порядка после долгих лет кровавых гражданских войн. Август, понимая значение поэзии для успешного осуществления своей политики, всесторонне ей покровительствовал. Его ближайшими помощниками, в этом деле выступили Меценат и Мессала. которые, объединяя вокруг себя литературные круги, оказывали поэтам широкую поддержку.

Классиками  национальной римской поэзии стали Вергилий. Гораций и Овидий. Самая значительная фигура этого времени – Вергилий. В его идиллиях ("Буколики") выразилась тоска о минувшем "золотом веке", в дидактической поэме "Георгики" он воспевает труд - возрождающий человечество, в героической поэме "Энеида" прославляет историческую миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций - родоначальник классической римской лирики. Гораций написал несколько сборников песен - по-гречески од. В них он прославлял личность и деятельность Августа, славу римского оружия, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа.

 

Труд  Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию. Овидий знаменит своими любовными стихами. и особенно поэмой "Метаморфозы", построенной на основе мифов о превращении людей в растения и животных. Получилось богатейшее собрание самых поэтических образов греческой и римской мифологии. Неудовольствие Августа вызвала поэма Овидия "Наука любви", поучавшая как найти любовницу и обмануть мужа. Август увидел в ней насмешку над своим законодательством о браке и сослал поэта в далекий городок Томы на Черноморском побережье. Там поэт писал "Скорбные послания" в Рим, описывая свою тяжелую жизнь среди варваров, моля о прощении, но так его и не обрел.

В последующем (I-III вв.) из многочисленных представителей римской литературы лишь немногие остались в памяти поколений. Крупнейшим поэтом I в. был Лукан, воспевший гражданскую войну между Цезарем и Помпеем. как пример борьбы тиранического и свободолюбивого начал. Сатирический роман в прозе и стихах Петрония "Сатирикон" - ярко изобразил быт различных слоев современного ему общества. В столь же критическом тоне писал и поэт Марциал. “. создавший до 1200 эпиграмм, в которых описывал нищету массы населения и высокомерие, жестокость римской знати. Более смелым обличителем римских нравов был Ювенал, автор 16 сатир. Ярким литературным явлением эпохи оказался африканец Апулей, многогранное творчество которого известно преимущественно по его роману "Метаморфозы", или "Золотой осел".

В период IV-V вв. на первый план выдвигается христианская литература. Произведениями большой художественной ценности являются проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно "Исповедь" Августина, открывающая для литературы психологическую глубину, недоступную античности. К концу VI в. традиции античных литературных форм и культурного античного наследия быстро слабеют и сходят на нет. В конце своего существования римской литературе удалось еще раз создать произведение мирового масштаба - "Утешение философией" Боэция.

ИСКУССТВО. Искусство Рима представляет собой последний, завершающий эта в развитии античного искусства. Его оригинальные и совершенные памятники архитектуры, скульптуры и живописи принадлежат к высшим достижениям мировой культуры. Для римлян был характерен трезвый, функциональный подход к искусству как одному из средств разумной организации жизни, поэтому в Риме едущее место заняли архитектура, портрет, исторический рельеф, интерьер, стенные росписи. Кроме того, совершилось четкое разделение искусства на привилегированное официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии, в завоеванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта.

Информация о работе Культуры и цивилизации