Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, реферат
Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.
1)ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.
2)МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА.
3)РЕЛИГИЯ.
4)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
5)АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
6)СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
7)ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
8)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.
9)КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.
10)АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.
11) ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.
12) ВОЗРОЖДЕНИЕ.
13)ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
14)РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.
15)ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.
16)ЖИВОПИСЬ ГОЛАНДИИ 17в.
17)ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
18)ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).
19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
Третьим великим голландским живописцем XVII в. был Ян Вермер Дельфтский (1632-1675). Основной сферой его творческой деятельности стал бытовой жанр. Обаяние полотен Вермера в особой, только ему присущей поэтической трактовке каждого образа. В любой жанровой сценке заключено такое богатство тончайших оттенков смысла, что каждый бытовой эпизод становится неким обобщением, и в то же время притягивает нас, как загадка, которую невозможно до конца разгадать. Им же созданы два пейзажа, относящиеся к лучшим произведениям мировой живописи, - "Уличка" и "Вид Дельфта".
17.ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
XVIII
век в Европе - важнейший этап
перехода от феодализма к ка-
Просвещение
- идейное течение эпохи перехода
от феодализма к капитализлгу, связанное
с борьбой нарождающейся
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII в. общий прогресс реальных знаний, необходимый для нужд производства и торговли. Научная деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естественных наук: физики, математики, механики, астрономии.
Общий подъем уровня научного знания, утверждение опыта как важнейшего источника познания способствовали повышению технического уровня производства. До 30-х годов XVIII в. развивалась преимущественно мануфактурная техника, облегчающая труд людей. Позднее, вплоть до конца столетия, идет процесс создания рабочих машин, заменяющих труд человека. В металлургии стали использовать металлорежущие ножницы и сверлильные установки. В 1733 г. был изобретен механический станок, в 1738-1769 гг. создается и совершенствуется прядильный станок. В 1750 г. появляется швейная машина, в 1751г. - строгальный станок. В 1784 г. Дж. Уатт создает универсальный паровой двигатель. Все это означает техническую революцию, которая не только способствует росту производства, но и неузнаваемо меняет лицо общества.
Научно-технический прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеодальной идеологии. Феодально-религиозным догмам о божественном происхождении власти и всех феодальных установлении просветители противопоставили рационалистические теории общества и государства, морали и даже религии (деизм, или религия разума). Феодальный строй, и его институты рассматривались как неестественные и неразумные. Исходя, из культа разума, просветители стремились подчинить идеальному разумному началу общественный строй, государственные учреждения и жизнь людей.
Теория естественного права, исходившая из прирожденного равенства людей, обосновывала требования демократических свобод. Против феодального абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми: это давало право народу лишать власти государя, плохо охраняющего естественные права граждан. В области экономики большинство просветителей считали необходимым соревнование частных интересов, требовали правовых гарантий частной собственности.
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали идеи освобождения личности, раскрепощения ее от уз фсодальной морали, религии, сословных и иных ограничений. Они провозглашали индивидуалистическую теорию "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Гельвсций выдвинул принципиально важное положение о том, что добродетель следует измерять полезностью, а не самоотречением, смысл которого - служение Богу. Тому, кто все время борется с собой, грозит поражение. Чтобы быть счастливым в этом мире, надо быть доброжелательным. Ему вторит И. Бентам: добродетель основывается на индивидуальной пользе, поэтому, действуя в интересах другого, доставляй выгоду себе. Главные богатства материальны. Кто богаче, тот счастливее. Добродетель, подчеркивает Б. Франклин, зависит от обогащения, потому что только богатство даст независимость.
Таким образом, противоречивый, переходный XVIII в. показывает нам сложность взаимодействия феодально-абсолютистской и буржуазных культур. Как эта тенденция проявлялась в литературе и искусстве?
Борьба старых, отсталых, феодальных отношений и новых, передовых, буржуазных не могла не наложить отпечаток на состояние культуры XVIII в.. Во-первых, в рамках одного столетия сосуществуют несколько художественных стилей. Вкусы уходящей с политической арены аристократии воплощаются в стиле рококо. Художественные интересы третьего сословия находили выражение в рамках разных направлений: классицизме, реализме, сентиментализме. Ни одно из этих направлений не стало господствующим. Bo-вторых, происходит смена приоритетов различных видов искусства. Живопись и архитектура отступают на второй план, пропуская вперед литературу, театр, музыку. В-третьих, происходит перегруппировка национальных школ в искусстве. Уходит в прошлое художественный гений Голландии и Фландрии, утратило свои прежние позиции искусство Италии и Испании. Бесспорным лидером искусства XVIII в. является Франция. Значительных успехов добивается английская школа живописи.
18.ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).
Начало XVIII в. - это стиль рококо (от франц. "рокайль" - раковина; мотив раковины и детали, связанные с ней, были чрезвычайно распространены в декоративном искусстве этого стиля) имеет вполне определенную социальную ориентацию. Он обслуживал двор и феодальную аристократию и преследовал декоративно-украшательские цели. Наибольшего развития и художественного наивысшего совершенства этот стиль достиг в области прикладного искусства (достаточно вспомнить мсйсснский и севрский фарфор). Он проявлялся всего сильнее там, где художник решал декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - не в конструкции зданий, а в планировке и оформлении интерьера: в живописи - не в станковой картине, а в декоративных панно, росписях, ширмах.
Классицизм - художественный стиль, набравший полную силу на протяжении XVIII в. Одна из важнейших черт этого стиля - обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Придавая огромное значение общественно-воспитательной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед ударами судьбы и превратностями бытия, подчинения личного общему, страстей - разуму, долгу, верховным интересам общества. Архитектуре классицизма присущи логичность планировки и геометризм объемных форм. Основой архитектурного языка классицизма был ордер. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов.
Реализм как художественный стиль исходил из нормы, устанавливаемой разумом: ее утверждение олицетворялось в положительных героях бытового жанра в живописи, семейно-бытового романа в литературе, так называемой мещанской драмы в театре.
Новым явлением в искусстве XVIII в. было появление течений, не имевших собственной стилистической формы и нс испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением был сентиментализм. Он не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному.
Для сентименталистов
нормой человеческого
19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское начало. Она несла высоко гражданские идеалы, утверждала положительного героя. Яркие образцы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше, Лсссипг, Гёте, Шиллер, Ричардсоп, Филднпг, Смолетт, Шеридан, Свифт, Дефо. Ведущую роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, "роман воспитания", сатирико-нравоучительные эссе, философская повесть, драма.
ТЕАТР. Стремление всего искусства XVIII в. к занимательности сближает его с театром. Это время иногда называют веком театра. Театр оказался чрезвычайно близким своему времени по самой своей сути. Жизнь словно шла навстречу искусству, многие ее формы лишаются прежнего содержания, но сохраняют декорум (внешнюю форму); придворный этикет, церковная служба. Театральность становится синонимом публичности. Отсюда такая страсть в XVIII в. к инсценировке.
МУЗЫКА. Век Просвещения ознаменовался и глубокими переменами в музыкальном искусстве. Музыка преодолевает свою прикладную ограниченность. Во второй половине XVIII в. бурно развивается музыкальная культура. В Италии и во Франции достигает своего кульминационного развития опера - наиболее светский вид музыки. К 1760-1770 гг. относится музыкальная реформа Глюка (1714-1787), который переносит во французскую оперу серьезность немецкой музыки и создает искусство драматическое и в то же время подлинно массовое.
Наивысшего расцвета музыка достигает в немецких странах, где были развиты ее наиболее серьезные формы: оратория и месса - в церковной, концерт - в светской сфере. В ней преобладает возвышенное, эпическое начало. Главную роль в этом сыграло насыщенное философской мыслью творчество Баха. Во второй половине века расцветает венская классика - одна из вершин мировой музыкальной культуры. Творчество Гайдна, Моцарта, примыкавшего к венской школе Глюка и, наконец, молодого Бетховена, дало миру несравненные образцы симфонической, камерной и оперной музыки.
ЖИВОПИСЬ. Франция. Успехи в развитии изобразительных искусств XVIII в. связаны, прежде всего, с Францией. Наиболее значительная часть произведений искусства XVIII в. была создана во Франции в годы между смертью "короля-солнце" и первыми раскатами приближающейся революционной грозы. Это была эпоха, когда чувство освобождения от пут недавнего прошлого, радостное ощущение раскованности мешалось с культом личного наслаждения, а также с тревожным ощущением грядущего потопа.
Культ ощущения и культ наслаждения были тесно связаны между собой, и разделить их трудно. От искусства требовали "приятного", то есть чувствительного или чувственного. Это, с одной стороны, снижало драматическое напряжение, с другой - вело к его "обмирщению".
Решительная победа светского начала в художественной культуре эпохи находит выражение в особом развитии бытового жанра. Это и "галантные празднества", и пасторали, изображающие пастушек и пастухов, и сцены современной жизни. Большое развитие получаст портрет, растет интерес к пейзажу и натюрморту.
Новый этап в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства связан с творчеством А. Ватто (1684-1721). Любимой темой художника было изображение праздников, прогулок и танцев на фоне природы - то, что тогда называли "галантными празднествами". Важнейшую роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение, он впервые воссоздал в искусстве мир душевных тончайших состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Творчество Ватто по своему содержанию шире и богаче искусства рококо, в развитии которого оно сыграло важную роль.
Ярким представителем стиля рококо был Ф. Буше (1703-1770) - глава аристократического искусства Франции, легковесного и манерного. Замечательно одаренным и очень артистичным живописцем и графиком был Ж.-О. Фрагонар (1732-1806) - ученик Буше и Шардена. Игривость, эротика, изящная изобретательность рококо достигают в его творчестве своего апогея.
Распространение идей просвещения, растущая оппозиция аристократическому искусству со стороны представителей третьего сословия расчищали путь для развития реалистического направления в искусстве. Крупнейшими представителями этого направления во Франции были живописец Жан-Батист Шардсн (1699-1779) и скульптор Жат Антуан Гу-дон (1741-1828). Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, семейные отношения, обычаи, обстановку, окружающую людей. В творчестве крупнейшего скульптора реалистического направления Ж. А. Гудона большое место занимают портреты выдающихся деятелей, его современников ("Вольтер, сидящий в кресле").