Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций

Краткое описание

Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.

Содержание

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР

Вложенные файлы: 1 файл

Kultura.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Эльвира Динаровна

15.03.2013

КУЛЬТУРА  ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

  1. Христианство как основа европейской средневековой культуры
  2. Человек в системе средневековых ценностей
  3. Социальный состав средневекового общества: духовенство и рыцарство, крестьяне и горожане
  4. Средневековый город и его культура
  5. Система образования средневекового общества. Статус университетов и их роль в распространении знаний
  6. Особенности средневековой архитектуры: Романский стиль и Готика, их художественно-эстетические принципы
  7. Средневековая литература: летописи, героический эпос, куртуазная поэзия, рыцарский роман
  8. Место и роль Средневековья в истории европейской культуры (на 7 нед)

 

КУЛЬТУРА  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

 

  1. Развитие городов, как  центра ремесла и торговли, светской культуры
  2. Культура эпохи Возрождения, ее основные черты: рационализм, индивидуализм, антропоцентризм, особое отношение к Античности
  3. Изобразительное искусство, архитектура, литература, театр, музыка, как воплощение гуманистических принципов
  4. Кризис культуры Возрождения, его причины, последствия
  5. Реформация как религиозно-общественное антикатолическое движение за обновление Христианства
  6. Роль протестантизма в формировании нового типа духовности

 

Силичев, Маркова, Драч, Богдасарьян, Радугин – учебники.

 

НА 7 НЕД

 

  1. Предмет культурологии 
  2. Методы культурологии
  3. Фундаментальная и прикладная культурология
  4. Историческое развитие представления о культуре. Культурологические школы

 

 

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

  1. Загадка «греческого чуда»

 

Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана  необычайно быстрым ее расцветом.

В течении  трех веков 8-6 века до н.э. в Греции возникла новая форма государства полис, в науке, философии и литературе, изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древне восточных  цивилизаций, развивающихся более  трех тысяч лет.

Причины:

 

  • Главной особенностью Древне Греческого общества было существование  полиса. Полис – разновидность  города государства, особая форма, особая форма общественного устройства. Полис создал условия для рождения греческого чуда

 

Между древневосточным  и античным городом существовали большие различия:

На востоке  сложились такие условия при  которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства.  В Греции  не было крупных монархий с деспотической  властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.

 

  • Распространение рабского труда давало гражданам Греческих  полисов. Необходимый досуг и  открывало возможность для занятий  в разных сферах науки и культуры. Но роль рабства не была решающей.
  • Агональный характер Греческой культуры. Необходим был общественный и духовный настрой, который бы поощрял творческую деятельность в самых различных областях, включая культуру. 
    Агональный характер греческой культуры порождал духовный климат, стимулирующий творческие достижения на самых разных поприщах.

 

Периоды Древней  Греции:

 

  • Крито-минойский
  • Ахейско-минойский
  • Гомерский
  • Эпоха Архаики
  • Эпоха Классики
  • Эпоха Эллинизма

 

 

 

16.03.2013

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

  1. Предмет культурологии
  2. Методы культурологии
  3. Место культурологии среди других наук

 

1ВОПРОС

В XX веке культурология оформляется как самостоятельная наука. Происхождение термина культурология принято связывать с именем американского ученого Лесли Уайта, который в своих работах «Эволюция культура», «Понятие культуры» поставил вопрос о необходимости определения предмета культурологии. Он предложил выделить в культуре 3 подсистемы:

 

  • Технологическая – характеризует взаимоотношения  человека с природой, и использование  им технических средств и орудий труда

 

  • Социальную –  включает в себя общественные отношения  и соответствующие им типы поведения

 

  • Идеологическую  – включает в себя идеи, верования, обычаи и другое

 

Культурология – гуманитарная наука о сущности закономерностях существования  и развития культуры.

Предметом культурологии являются вопросы  происхождения, функционирования и  развития культуры.

 

2 ВОПРОС

 

На ряду с  методами, используемыми любыми науками (наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, дедукция, индукция, анализ, синтез) существует также методы и подходы, которые  являются, собственно, культурологическими.

 

  1. Генетический подход –  предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития

 

  1. Системный – культура в  целом представляется целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов

 

  1. Аксиологический (ценностный) – связан с изучением культуры, как совокупности ценностей, которые  понимаются как идеалы к достижению которых стремится общество

 

  1. Герменевтический – отражает необходимость не только знания, но и понимания культурных феноменов

 

3 ВОПРОС

Культурология взаимодействует с другими науками. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление  о культуре.

Социология  изучает процессы функционирования культуры в том или ином обществе.

Психология  в центр внимания ставит процесс  приобщения человека к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества

Философия объясняет сущность культуры, и искусствознание  раскрывает особенности художественной культуры.

 

 

СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

  1. Фундаментальная и прикладная культурология
  2. Историческое развитие представлений о культуре. История культурологических учений

 

 

 

1 ВОПРОС

 

Фундаментальная культурология – призвана выявлять общие закономерности развития культуры, исследует такие проблемы как  генезис культуры (рождение культуры), типология культуры, методология  изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества.

 

Прикладная  культурология – разрабатывает  управление социокультурными процессами. Важнейшей задачей её является выработка  общей культурной политики государства  и общества. Осуществление культурной политики происходит через образование, просвещение, научные, религиозные, творческие, издательские, государственные и  общественные институты.

 

Культурные  институты могут быть разбиты на несколько основных групп:

 

  • Институты, занимающиеся непосредственно работой с населением – библиотеки, музеи, лектории, выставки, концерты, кинопрокат.

 

  • Творческие институты - театры, оркестры, художественные коллективы, творческие союзы.

 

  • Культур охранные организации и реставрационные  мастерские

 

 

 

 

2 ВОПРОС 

 

Эпоха Античности (Рим, Греция)

Древние греки создают уникальную систему образования, в которой  формируется человек как личность с определившимися ценностными  ориентациями. Образовательный процесс был подготовкой общественной жизни. Цель культуры – развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство.

 

Средневековая эпоха. (5-13в)

Литература, живопись, музыка в эту эпоху носили религиозный характер. Культура становится формой диалога с Богом.

 

Эпоха Возрождения 

Формируется новое самосознание человека. Человек  осознает себя творцом, он творит мир  и самого себя. Культура это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

 

Новое время  – эпоха Просвещения (17-18в)

Культурность  нации, по мнению просветителей, состоит в разумности общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. В Новое время выделились 2 точки зрения на культуру:

 

  • Пессимистическая  – которая рассматривает культуру, как средство порабощения человека

 

  • Оптимистическая – считает культуру средством  облагораживания человека

 

Первая  точка зрения:  Человек является частью природы и жизнь на лоне природы является наиболее правильной формой жизни человечества. Стремясь к цивилизованным ценностям человек, губит себя, разрушает свою естественность, задача культуры и образования Руссо  видит в возвращении человека назад к природе.

Ницше - Культура создана для подавления и порабощения человека только сверх человек в состоянии отбросить культурные запреты, мешающие ему жить.

 

Сартр считал что любая культура ведет  человека к разрушению. Свобода человека противостоит всему обществу, его  культуре. Выбирая свои поступки, человек  сам создает себя и свой мир.

 

Фрейд подчеркивает, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями  и определенными нормами культуры. Каждый человек в таких условиях становится либо невропатом, либо вынужден перемещать (сублимировать) свою нерастраченную энергию в искусство, литературу, науку, политику.

 

Фромм. Современный человек всегда стоит  перед выбором, осуществляя который  человек становится или субъектом  бытия, раскрывает богатства внутреннего  мира, сохраняет собственную целость, индивидуальность, свое «Я», либо превращается в объект бытия, вещь, частицу рыночных отношений.

 

ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ  ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ ЯВИЛСЯ ГЕРДЕР. Культура это ступени  прогрессивного развития человечества, степени реализации человеческого  гения.

 

Представители технической научной интеллигенции  запада (Ростоу, Белл) связывают проблемы культуры с успехами в области  материально технического обеспечения  человека . Развитие науки и техники рассматривается как главное достижение современной культуры.

 

(2 часть вопроса)

в конце 19 века оформляются 2 мировоззренческих  установки по отношению к культуре:

 

  1. Партикуляризм (от лат. – часть) – мировоззренческая  установка на разъединение культур. Практика культурной обособленности.
  2. Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на «схождение» культур.

 

Эволюционизский подход, Эволюционзская школа. Морган, Спенсер

 

Культура представляется как процесс  постоянного совершенствования  роста разумности, рациональности.

 

Естественные  и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частым изменениям. В ходе этих изменений  общество отходит от первоначального  примитивного состояния и приобретает  более сложный характер. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от дикости и варварства до высшей ступени  цивилизации. В ходе эволюции совершенствуются все стороны жизни общества.

 

Функционализм. Кребер и Мид

Культура  представляет собой целостность, в  которой каждый элемент отвечает определенной потребности. Постоянная поддержка всех элементов культуры обеспечивает единство общества.

Минусы: объект исследований рассматривался вне исторического времени как неизменяющийся и не развивающийся, а лишь воспроизводящий свою структуру.

Плюсы: функционализм помог избавиться от идеологического неприятия неевропейских культур.

 

Концепция «Осевого времени». Карл Ясперс.

Осевое  время – период мировой истории между 800-200 годами до н.э. в это время происходит много необычного – человек осознает самого себя. В эпоху Осевого времени были разработаны основные научные понятия, которыми мыслим по сей день. Заложены основы мировых религий. Осевое время протекает в трех направлениях: Китай, Индия, Западная Европа.

 

Осевые  народы – народы, которые последовательно  продолжая свою историю, совершили  скачок как бы вторично родились: индийцы, китайцы, греки, иудеи, иранцы.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"