Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:10, реферат
Вопрос о соотношении традиционной, элитарной и массовой культур стал на рубеже XX-XXI веков одним из наиболее актуальных. Он оказался напрямую связанным с целой совокупностью проблем - таких, как проблема сохранения идентичности в условиях культурной экспансии со стороны технически развитых стран, проблема специфики социокультурного развития в контексте информационно-технологического взрыва и влияния новых способов функционирования информации на человека и культуру, а также с рядом вопросов, касающихся развития самой народной культуры - в частности, возможности ее существования в новом информационном поле и в новых режимах
• Массовая культура как извечный «побочный» продукт культуры, проходящий через всю историю человечества. Эта точка зрения является сегодня достаточно распространенной, она представлена в работах одного из видных современных специалистов по проблеме массовой культуры К.Э. Разлогова49, этих же принципов трактовки придерживается О.Н. Астафьева, рассматривающая в качестве причины формирования массовой культуры появление книгопечатания50. Трактовка массовой культуры как «создаваемой массами с начала социального расслоения социума»51 и постоянно сопровождающей человечество в его социокультурной жизни содержится и в недавно вышедшей монографии, посвященной массовой культуре, где представлен многоаспектный анализ данного феномена.
• Массовая культура как формирующаяся специфическая транснациональная мультикультуральность, сменяющая культуру национального типа52. Выделяя эту специфику массовой культуры, А.Я. Флиер отмечает, что в современном обществе с нарушенными связями между культурными стратами, эта культура выполняет специфическую функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека. При этом массовая культура выступает как принципиально новый в социокультурной практике, гораздо более высокий уровень стандартизации «системы образов социальной адекватности и престижности», новую форму организации «культурной компетентности» современного человека, а также его социализации и инкультурации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами, что проявляется в его общей «идеологической и социальной лояльности к существующему порядку»53.
• Массовая культура как культура, имеющая наибольшее число носителей ее ценностей, то есть, максимально – массово – распространенная. Массовая культура генетически и онтологически связана со средствами массовой коммуникации, которые и определяют ее природу тиражируемой универсальности как сущностное, специфическое качество. Между тем, необходимо отметить, что массовость распространения самих артефактов культуры не является признаком их принадлежности исключительно к массовой культуре. Как правило, все явления социальной, научной, художественной и т.п. реальности, оказывающие существенное влияние на развитие культуры и востребованные временем, существуют как актуальные и воспроизводятся многократно. Естественно, что основными способами самоосуществления народной культуры, как культуры бесписьменной, опирающейся на традицию, являются воспроизведение, повторение и закрепление накопленного и осмысленного опыта. В этом смысле «продукция» традиционной культуры обладает чертами серийности, цикличности и интертекстуальности, где, однако, невозможно различение между оригиналом и копией, между художественным или социальным единичным прецедентом и опирающейся не него традицией, между случайно открытым и намеренно воспроизводимым. В пространстве народной культуры все феномены выступают как аутентичные, несмотря на тотальность, «массовость» их воспроизведения.
Характерно, что количественные параметры не являются применимыми и к письменной традиции, где воспроизведение социокультурных, художественных или иных первофеноменов не является необходимым условием преемственности. Можно было бы предположить, что уникальность, отсутствие дублирования, единичность являются признаками подлинности, гарантом качества и атрибутивны элитарной культуре, отличающейся от многотиражной и тотально распространяемой массовой культуры. Однако активное функционирование, востребованность и популярность, воспроизводимость в открытой ими традиции, направлении или стиле, способность выступать в качестве конститутивных доминант значительных исторических периодов – все это свидетельствует об особом духовном содержании определенных феноменов. Они, «несмотря на многократность («массовость») воспроизведения,…могли выполнять абсолютно иную работу, актуализировали иной тип культурной декларации»54. Эти феномены, несмотря на «тираж» (сколько раз за историю существования были переписаны, а потом – и переизданы, к примеру, эпос Гомера, Библия, «Божественная комедия» Данте?), остаются феноменами высокой культуры, осуществляя креативную, культуротворческую миссию.
Проблема, связанная с массовым характером представленности различных феноменов культуры, является чрезвычайно важной, так как признание степени общественной распространенности различных феноменов культуры их сущностным признаком, позволяет, во-первых, рассматривать массовую культуру в качестве явления, сопутствующего развитию человека на протяжении всей истории его существования, а, следовательно, феноменом, не специфичным для последних стадий его развития, свидетельствующем об изначальной включенности массовых структур в структуры человеческой ментальности. Во-вторых, данный подход снимает проблему противоположности массовой и элитарной культуры, где онтологические и функциональные характеристики этих феноменов многими авторами - в большей части западными, а в последнее десятилетие и отечественными - рассматриваются как подвижные, изменяемые, где «практически все в культуре может быть музеефицировано», а музей и музеефикация «становятся эмблемами одного из способов разграничения» - то есть, «разнесения на элитарность (привилегированность) и массовость (второстепенность)».
Так, Е.Г. Соколов рассматривает именно практику включения различных культурных феноменов (предметов, ритуалов, практик «антропологического формования», дискурсивных опытов, вплоть до реконструированных «шаблонов социальных, политических и метафизических перформаций») в особый режим «музеефикации» причиной утверждения элитарности в качестве «важнейшего констинуэнта» культурного стандарта. Здесь музей выступает символом подлинности, аутентичности, малотиражности – то есть, чисто количественной характеристикой различных феноменов. Подобный ракурс позволяет автору сделать утверждение, что «никаких собственных («онтологических») характеристик «элитарность» не имеет, но служит чисто оперативно-функциональным целям, предопределяя/регламентируя соответствующие способы «овладения» культурным феноменом»55 и выступая как маркер, указывающий на приспособленность к канону, и не отвечая за качество.
Представляется, что значительная степень общественной распространенности свидетельствует только о популярности предмета культуры, но не позволяет судить о его содержании. Актуальность культуры, тотальность ее распространения и потребляемость представителями различных социальных страт, обращенность к разнообразным типам воспринимающего сознания и постоянно возрастающее число носителей ее ценностей – то есть, количественные параметры представленности – все эти особенности являются принципиальными, но не сущностными признаками массовой культуры.
Именно эти обстоятельства не позволяют принять как верную точку зрения некоторых современных исследователей, рассматривающих доступность и распространенность массовой культуры в качестве безусловно позитивной ее характеристики, означающей «привлечение самых широких народных масс, которые прежде практически не были вовлечены в культуру», в процесс культурного развития, предстающего в качестве «результата ликвидации культурной неграмотности международных масс культурного пролетариата»56. Определяя массовую культуру, выделяя ее собственное пространство, необходимо исходить из ее социокультурных оснований, ориентируясь на ее значения и функциональную заданность. Нисколько не принижая значимости исторически обусловленных форм функционирования культуры в массовых формах и осознавая возможность широкого распространения феноменов элитарной культуры, тем не менее, отметим: решающими критериями для определения данного феномена являются его социокультурные характеристики, качественные параметры и ценностная направленность, а также продуцируемый им тип сознания.
• Под массовой культурой нами понимается особый тип культуры, возникающий на достаточно высокой ступени исторического развития общества определенного типа, как особая форма, которую неизбежно принимает культура, развивающаяся в границах массового индустриального общества, характеризующегося не только крупным машинным производством, фабричной организацией труда, свободной торговлей и общим рынком, но и урбанизацией, массовизацией, маргинализацией, усилением процессов миграции и нарушением таких способов трансляции культуры, как традиция, разрушением классовых монолитов, и как следствие - повышенной социальной мобильностью, где наследственные привилегии уступают место равенству возможностей. В этих условиях функции того механизма, который мог бы элиминировать эту напряженность, взрывоопасность и конфликтность, организовать циркуляцию смыслов не внутри каждой субкультуры, а между ними, предохранить общество от разрушения под влиянием социальных катаклизмов, стала выполнять массовая культура. Она задает всем иным типам культуры существующим в условиях постиндустриального общества, в том числе, и элитарной, и народной, определенный тип регуляции, который проявляется в том, что любой продукт творческой деятельности включается в активную культурную циркуляцию только через аппарат массовой культуры, так как любой артефакт в потребительском обществе становится ценностью, если он является продуктом массового потребления57.
Необходимо
отметить, что данный подход в последнее
десятилетие в
«Элитарная культура» как понятие: особенности трактовки
Столь же значительной вариативностью трактовок отличается и понятие «элитарная культура» – начиная от ее понимания как высокой специализированной культуры, через отождествление с искусством авангарда – до буржуазного искусства, противостоящего по своему содержанию культуре «трудящихся масс». Наиболее распространенными среди определений являются следующие.
• Элитарная культура как высокая культура, традиционной и массовой культуре противопоставляемая не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Иными словами, элитарная культура в рамках подобного понимания осознается как культура высокая, концентрирующая духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений. Она мыслится как совокупность коллективного опыта и знания, аккумулированного в деятельности, настроенной на формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Необходимо подчеркнуть, что смысл элитарной культуры осознается наиболее отчетливо в момент формирования массовой культуры, в сопоставлении с которой и проявляется ее основное значение. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе, способом вербального общения, языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств – используют и особые, закрытые для непосвященных, языки – в том числе, латынь и санскрит. Субъектом так понимаемой элитарной культуры является личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей59. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты. Элитарная культура понимается в качестве высокой специализированной культуры.
• Элитарная культура как культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И.В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, во всех ее исторических и типологических разновидностях - традиционной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т.п.). Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
-
сложностью, специализированностью,
креативностью,
- способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
-
способностью концентрировать
- наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
- жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
-
индивидуализацией ценностей,
-
созданием новой, нарочито
-
использованием нарочито
-
смысловой и функциональной «